Для одного из ведущих агропредприятий Октябрьского района колхоза «Колос» нынешний год, в целом, выдался благоприятным. Урожайность основной сельскохозяйственной культуры сои достигла почти 20 центнеров с гектаров. Неплохой урожай дали и зерновые.
Сергей Никитин, председатель колхоза «Колос»:
— В этом году мы построили новый склад, еще два капитально реконструировали, а также произвели ремонт внутри мастерской, привели в порядок крышу и стену. На следующий год запланирован ремонт еще одного склада и постройка нового, чтобы расширить площадь для хранения урожая. Если финансовое состояние хозяйства будет благополучным, то приобретем два комбайна и энергонасыщенный трактор мощностью не менее 450 д.с.
При выращивании сои хозяйство сделало ставку на проверенные сорта, которые возделываются на колхозных полях уже не один год: Негу-1, Лидию, Умку, Кофу. В следующем сезоне некоторые сорта уйдут, потому что их семена уже достигли третьей репродукции или не районированы по 12 региону. Их место займут Лиссабон и Кордоба. В этом году они были посеяны впервые и показали хорошую урожайность, свыше 20 ц/га.
Что касается зерновых, то лучший результат дал ячмень – 31 центнер с гектара. Урожайность овса составила 27 ц/га, пшеницы – 20 ц/га. Овес и ячмень в основном уходят на корм скоту колхозной фермы, пшеница же идет на продажу.
– Сейчас ситуация со сбытом товарной пшеницы хуже, чем в прошлом году. Тогда за килограмм давали 15 рублей, теперь же мы не можем продать ее и за 10 рублей, – с горечью констатирует председатель колхоза «Колос» Сергей Никитин. – И никто не может толково объяснить, почему цены на растениеводческую продукцию так резко упали. Хуже всего положение с соей. За нее предлагают от 28 до 30 рублей с НДС, вместо 50 прошлогодних.
В своей производственной деятельности колхоз старается выполнять рекомендации регионального минсельхоза. Для соблюдения севооборота в структуре посевов соя занимает 12 тыс. га, зерновые культуры – 3 тыс. га, 2 тыс. га приходятся на пары и 750 га отведены под многолетние травы. Удобрения под сою были внесены в требуемом объеме, а под зерновые немного меньше рекомендуемого, иначе значительно увеличивается их себестоимость.
Еще одно направление деятельности хозяйства – животноводство, однако оно играет второстепенную роль. В настоящее время на ферме содержится 154 головы крупного рогатого скота, из которых 57 дойных коров.
– Животноводством мы занимаемся, чтобы обеспечить людей работой и свою столовую мясом. На ферме работает 11 человек, они получают средние надои. Для нас эта отрасль убыточная, но отказываться от нее мы не собираемся, – отметил Сергей Иванович.
В начале года по многим хозяйствам существенный удар нанесли последствия санкций, объявленных России. В определенной степени они отразились и на колхозе «Колос».
– До начала скачка цен мы успели приобрести только удобрения. За гербициды, хотя и произвели предоплату, потом пришлось еще доплачивать порядка 10%. А сильнее всего подорожали запчасти, некоторые в разы. Сейчас наблюдается рост цен на ГСМ. Оптом солярку можно купить за 80 рублей, хотя еще в октябре она стоила 60 рублей. Пока у нас в запасе имеется две цистерны. В рамках подготовки к сезону-2023 мы уже произвели оплату за удобрения под зерновые, чуть позже реализуем сою и будем закупать удобрения под нее, – рассказал Сергей Никитин.
– Осенью в стране была объявлена частичная мобилизация. Она затронула ваше хозяйство? – поинтересовались мы у председателя колхоза.
– В определенной мере. У нас были призваны три работника: комбайнер, тракторист и электрик. Минсельхоз занимался вопросами отсрочки, все необходимые документы мы подали. Но если мобилизация повторится, то опасаюсь, что она не обойдет нас стороной. Нам дали квоту на 12 человек, а у нас одних только механизаторов 36 человек и плюс водители.
С 1 сентября производители сои и гречихи, которую колхоз выращивает на площади 200 гектаров, обязаны проходить госмониторинг выращенной продукции и все сведения о ней вносить на платформу ФГИС «Зерно». Сергей Никитин не видит больших плюсов от внедрения этой системы и считает, что она мешает аграриям работать:
– Приходится отвлекать людей, чтобы они вносили данные о каждой машине, которая вывозит сою, — сказал он. – Когда мы убирали напрямую гречиху, заказали экспертизу. У гречихи была большая влажность и высокая сорность. Ждем специалистов, чтобы они взяли пробы, день, ждем два, а их нет. Приехали только на третий день, когда гречиха уже начала греться. Еще немного, и она сгорела бы. Потом, правда, процесс пошел более организованно. За три дня до того, как накопится партия в 1000 тонн, мы звоним и вызываем специалистов. Но для нас это лишняя работа. Мы привыкли работать в открытую, и никогда не будем прятать зерно или пускать его налево.
Олег Макаров
АПК Амурской области №6-2022