ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Агропромышленный комплекс Дальнего Востока «споткнулся» о санкции. О критических проблемах речь не идет, но уровень издержек и пул вопросов требуют скорейшего решения, иначе это может привести к фатальным последствиям.

«С одной стороны, на территории России создано достаточно большое количество племенных репродукторов, однако стоимость отечественного крупного рогатого скота выше импортного. Для примера, привезти племенную нетель голштинской породы из Иркутска фермеру обойдется в 210–220 тыс. руб., тогда как импортное животное из Венгрии или Латвии будет стоить до 200 тыс. — на 10–20 тыс. руб. дешевле. С другой стороны, конвертировать рубли в евро и расплатиться валютой за границей сегодня непросто. С Россией сотрудничает очень ограниченное количество иностранных банков. Кроме того, даже при успешной транзакции всегда существуют риски остаться и без животного, и без денег, так как в любой момент граница может закрыться», – рассказал Алексей Раченков, президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Приморского края.

Еще одна проблема, с которой столкнулись приморские животноводческие хозяйства, связана с кормовыми добавками и вакцинами. В этой связи санкции сыграли крайне отрицательную роль, так как большое количество препаратов, что используются при выращивании животных, ввозилось из-за границы.

«Увы, пока отечественное качество недотягивает до импортных стандартов. Например, препараты для прививок, производимые в России, – это преимущественно моновакцина, в то время как импортное средство дает животному иммунитет сразу от нескольких болезней, – поясняет Алексей Раченков. – К сожалению, времена, когда отечественная селекция была на высоком уровне, миновали лет 30 назад. Импортные семена многолетних трав, кукурузы, особенно в разрезе развития молочного животноводства, были в приоритете. Сейчас, с приходом санкций, проблема с поставками в некоторых случаях решается в рамках параллельного импорта, что не может не сказаться на их стоимости».

«В части ранних зерновых культур на сегодняшний день в нашем регионе заметного развития, к сожалению, не происходит», – соглашается Алексей Емельянов, директор ФГБНУ «Федеральный научный центр агробиотехнологий Дальнего Востока им. А. К. Чайки», кандидат сельскохозяйственных наук.

Но одной из причин стагнации в развитии он называет как раз отсутствие спроса:

«Предложение определяет спрос в любых направлениях, то же касается и сельского хозяйства. В этой связи спрос в разрезе переработки данных культур в продуктовый сегмент – низкий, экспортный потенциал сейчас крайне нестабилен, а развитие местного животноводства пока не в столь значимых объемах, чтобы производители зерна могли на него ориентироваться».

Трудности с экспортом и недостаточный спрос внутри региона не оставляют возможностей для наращивания объемов производства. По словам Алексея Емельянова, пшеница, ячмень и овес сегодня выращиваются в основном на корм животным. По ячменю была надежда, что данная культура может быть использована в качестве варения пива, но спрос в данном направлении тоже незначителен – пивоварни не получили широкого распространения в Приморье. Однако, отмечает эксперт, по этим трем культурам в Приморье вполне достаточно отечественных сортов, селекционная работа продолжается.

«Что касается овса, помимо Приморского края активно развивается селекция в Хабаровске, Тюмени, Кирове и других регионах. По гречихе отечественные сорта в достаточном количестве производятся в нашем научном центре, с многолетними травами – та же история. Завоз семян из-за рубежа небольшой», – поясняет Емельянов.

Одна из значимых проблем для отрасли обозначилась в дефиците оборудования и сельхозтехники. Сложности возникают с поставками запчастей даже на белорусские трактора.

Алексей Раченков говорит: «Безусловно, в качестве альтернативы можно использовать отечественную технику. Но давайте представим ситуацию, при которой все приморцы отказались от японских автомобилей и перешли на российские машины. Такая рокировка не станет критической, но качество жизни будет другим. Также и в сельском хозяйстве. Если импортный трактор может обрабатывать 20 га в смену, то предел отечественного аналога – около 8 га. Такие темпы априори не позволят отрасли развиваться интенсивно».

Евгений Воронин, глава фермерского предприятия «ИП Воронин» из села Суражевка, рассказал, что любой сбой в те несколько недель, когда проходит уборочная кампания, может стать фатальным:

«Для фермера важна стабильность. К уборке урожая должно быть подготовлено все идеально – техника, топливо, материалы, людские ресурсы. Любой сбой повлечет недобор урожая, и ошибку мы в лучшем случае исправим через год, а у кого-то ресурсов не хватит. Поэтому аграрии предусмотрительно запасаются наперед, чтобы максимально минимизировать риски простоев в этот важный период. Обидно, когда ты вложил десяток миллионов в новый трактор, а он не работает как надо, потому что из-за санкций поставщик отключил тебя от GPS или просто нет нужной запчасти. Но свято место пусто не бывает. Россия – крупнейшая аграрная держава с колоссальным потенциалом, способная прокормить большую часть мира, а на фоне сильнейшей за 500 лет засухи в Европе это звучит все более актуально. И уход западных поставщиков ресурсов для сельскохозяйственного производства с нашего рынка – это «выстрел себе в ногу». На их место придут другие, и мы будем работать с ними».

Но основным поставщиком может стать Китай. Дмитрий Разумов, генеральный директор компании – экспортера сельхозпродукции считает:

«На Дальнем Востоке своя специфика, мы давно ориентированы на китайское оборудование и для переработки, и для агротехнических мероприятий. Европейская техника неплохая, но в сложившихся обстоятельствах предприниматели перейдут на китайскую, которая, к слову, тоже хорошего качества. Поэтому у тех хозяйств, которые я знаю, такая рокировка не вызывает упаднических настроений и в большей части темпы, а также эффективность работы не изменились».

Сегодня российские законы ввиду сложной ситуации трансформируются все больше в область поддержки сельского хозяйства. Однако пока данная тенденция не распространяется на некоторые важные сферы. Как пояснил Алексей Раченков, ассоциация КФХ Приморского края обратилась с официальным запросом в министерство сельского хозяйства о рассмотрении возможностей субсидирования завоза племенного скота из-за границы по агентским договорам:

«На сегодняшний день, как нам пояснили в ведомстве, в рамках существующего законодательства такая поддержка невозможна. Но подвижки в этом направлении мы уже видим: так, с 1 сентября вступил в силу закон о племенном животноводстве, позволяющий индивидуальным предпринимателям заниматься племенной работой и официально регистрироваться в качестве племенных хозяйств. Это, несомненно, даст толчок к развитию отрасли, и вопрос дефицита племенного скота в Приморье будет купирован».

(По материалам konkurent.ru)