ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

С августа у амурских растениеводов начался заключительный этап сельскохозяйственного сезона, который подведет итог их работы в 2022 году, – уборка выращенного урожая. Нынешняя уборочная изначально ожидалась непростой. В текущем году аграриям Амурской области удалось избежать природных катаклизмов, и виды на урожай представляются для них хорошими. Но одним из главных условий для успешного прохождения уборочной кампании является наличие у сельхозтоваропроизводителей в необходимом количестве исправной сельхозтехники. Каково же положение дел в этой сфере?

 

Темпы модернизации МТП пока недостаточные

Сразу отметим, что недостатка в оснащении своих машинно-тракторных парков сельхозпредприятия Приамурья не испытывают. МТП Амурской области насчитывает 3550 тракторов и 2340 зерноуборочных комбайнов, из которых 90% машин российского производства и только 10% импортных.

Что касается срока эксплуатации тракторов и комбайнов, то здесь ситуация не столь радужная. Половина зерноуборочных машин работают на полях области уже больше десяти лет, а среди тракторов этот показатель еще выше – 58%. Поэтому достаточно остро стоит вопрос модернизации МТП региона. В связи с этим министерство сельского хозяйства Амурской области в качестве приоритетной меры оказания государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям определило субсидирование за приобретенную сельхозтехнику по договорам купли-продажи и договорам лизинга.

– В 2021 году на эти цели из областного бюджета было выделено более 760 млн рублей, что позволило аграриям приобрести 188 тракторов и 164 зерноуборочных комбайна. В текущем году, в связи с объявленными России санкциями недружественными нам странами, резко сократились возможности покупки импортной техники. Да и ряд отечественных предприятий-производителей техники сократили объемы выпуска и ассортимент своей продукции. Например, из линейки комбайнов «Ростсельмаш» исчезли модели полноприводных комбайнов «Вектор», а расположенный на территории Краснодарского края завод германской компании Claas смог удовлетворить только половину полученных заявок. В результате МТП области удалось пополнить только 113 тракторами и 61 комбайном, – отметил начальник отдела механизации управления по технической политике министерства сельского хозяйства Амурской области Тимур Семенюта.

Но такие темпы модернизации пока явно недостаточные, особенно в свете того, что перед областью поставлена задача к 2025 году выйти на уровень производства сои в 2 миллиона тонн. С машинами возрастом 10 и более лет добиться озвученной цели достаточно проблематично. Оптимальный срок работы тракторов и комбайнов – пять-семь лет, а дальше наступает усталость металла, и выход машин из строя происходит все чаще. К тому же, из-за больших площадей обрабатываемых земель нагрузка на единицу техники высокая. Например, в США ежегодная нагрузка на комбайн составляет 170 га, а в Приамурье она доходит до 400 и даже 500 гектаров. Чтобы возраст эксплуатируемой техники соответствовал рекомендуемым срокам амортизации, ежегодно необходимо закупать порядка 500 тракторов и 355 комбайнов.

Из-за дефицита механизаторов хозяйствам области эффективнее отдавать предпочтение более производительной энергонасыщенной технике, чтобы при выполнении полевых работ укладываться в оптимальные агротехнические сроки. Однако, по данным регионального минсельхоза, почти треть тракторов имеют мощность двигателя до 200 л.с., а почти половина комбайнов – до 250 л.с.

Потребность в гусеничной технике выросла

Особое значение для АПК Амурской области имеет гусеничная техника. Из-за постоянных переувлажнений, по мнению специалистов, соотношение гусеничных комбайнов к колесным должно быть 70:30. Но в настоящее время в МТП практически всех сельхозпредприятий наблюдается дефицит «гусениц». На протяжении многих лет на территории региона наблюдались сухие годы, и сельхозтоваропроизводители практически перестали приобретать гусеничную технику, которая по всем позициям значительно затратнее колесной: потребляет больше ГСМ, требует более дорогого обслуживания и расходных материалов. В итоге аграрии приобретали в год по 5-10 единиц гусеничной техники.

– А когда пришел погодный цикл, связанный с переувлажнением, многие сельхозпредприятия не могли зайти в поля для уборки урожая на колесной техники. Обеспокоенный такой ситуацией минсельхоз в прошлом году увеличил господдержку на приобретение гусеничных комбайнов: сельхозпредприятиям возмещали до 60% средств, затраченных на покупку этого вида сельхозмашин. Определенные результаты данная мера дала: сельхозтоваропроизводители Приамурья приобрели около 50 гусеничных комбайнов «Вектор», но потребность в приобретении гусеничной техники по-прежнему остается, – подчеркнул Тимур Семенюта.

В настоящее время обновить свой парк тракторов и комбайнов амурские аграрии, как уже говорилось, в основном могут продукцией отечественных заводов, но последних немного и они расположены в Европейской части России (в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Брянске). В этом году хороший спрос со стороны амурских агропредприятий на продукцию краснодарского завода по выпуску Claas. Германская техника зарекомендовала себя, как надежная и высокопроизводительная. Правда, пока на рынок они поставляют не очень большие объемы, но они планируют расширяться и строить дополнительные производственные мощности. Также сельхозтоваропроизводители Приамурья активно закупают новые тракторы и комбайны в Республике Беларусь на заводах в Минске и Гомеле. Несколько лет назад сборка комбайнов «Гомсельмаша» была налажена на территории Амурской области, в Шимановске, но из-за возникших проблем завод «Кранспецбурмаш» объявил о банкротстве, и реанимировать производство на Дальнем Востоке руководство гомельского завода не планирует.

Некоторые дилеры, занимавшиеся поставкой сельскохозяйственных машин, произведенных в странах Европы и Северной Америки, переориентировали свою деятельность на Китай. Но пока они закрывают только нишу маломощных тракторов, с мощностью двигателей от 80 до 200 л.с. Впрочем, принципиально это мало что меняет, поскольку спрос амурских аграриев в данном сегменте способен удовлетворить Минский тракторный завод. Предложений же по комбайнам с ярлыком «Made in China» в настоящее время сравнительно немного, и при этом в Амурской области отсутствует широко развитая дилерская сеть и склады для запасных частей и ремонтных материалов.

К уборочной подошли во всеоружии

К уборочной кампании 2022 года амурские сельхозтоваропроизводители подошли с готовностью парка техники в 98%. Тимур Семенюта отметил, что несмотря на все сложности нынешнего сезона, с неразрешимыми проблемами при подготовке комбайнов хозяйствам столкнуться не пришлось:

– Для проведения ремонтных работ в области имеется шесть специализированных ремонтных предприятий, в хозяйствах работает более 80 типовых ремонтных и 120 приспособленных мастерских, сервисным обеспечением техники занимаются 15 организаций. В дилерских сетях на территории Амурской области трудятся обученные специалисты, имеющие сертификаты для работы с современной, в том числе и зарубежной техникой. Они проводят обучение персонала сельхозпредприятий, чтобы механизаторы, работники ремонтных бригад знали, как устранить простейшие поломки, и техника не простаивала, если исправление неисправности не представляет больших сложностей. Во многих сельскохозяйственных организациях имеется собственный склад запасных частей, чтобы не вызывать специалистов сервисных центров, скажем, для замены подшипника. Поэтому во время уборочной при неизбежных поломках сервисное обслуживание будет проведено оперативно, и простой техники окажется минимальным.

Дилеры тоже говорят, что к уборочной кампании они подошли во всеоружии и не высказывают опасений, что в ее ходе могут возникнуть форс-мажорные обстоятельства, которые помешают оказать оперативно сервисную помощь. Если с производителем запчастей оказались нарушенными логистические связи, многие искали параллельно другие возможности, в частности, доставку нужной продукции через союзные с нами страны – прежде всего, Китай и Казахстан. Впрочем, дилеры не скрывают, что в этом году им пришлось столкнуться с рядом проблем.

– Занимаясь поставками сельскохозяйственной техники отечественных и зарубежных брендов, а также оказывая услуги по их гарантийному и постгарантийному обслуживанию и ремонту, в этом году мы столкнулись с увеличением сроков поставки и сокращением количества сельхозмашин, предлагаемых заводами-производителями, – рассказал руководитель ООО «Агроресурс» Владимир Абрамов. – Также были увеличены сроки поставки запасных частей и не вся номенклатура была принята к заказу. Поэтому мы с начала года принимаем меры для наполнения своих складов большим количеством запчастей, в том числе и от альтернативных поставщиков. А со своими клиентами проводим консультации, в ходе которых напоминаем о необходимости своевременного проведения регламентного техобслуживания и проведения дефектовочных работ в конце сезона.

Санкции не сказались на работе дилеров

Мы связались с руководством нескольких дилерских компаний Амурской области и попросили рассказать их об особенностях работы в нынешнем году. Они рассказали, что заблаговременно, когда не было проблем с приобретением запасных частей к технике, в том числе и импортной, закупали их в значительном объеме и смогли на своих складах создать определенный запас. На них до сих пор еще имеется продукция, доставленная в 2021 году.

– Наша компания достаточно долго работает на рынке сервисного обслуживания и поставки запчастей для отечественных тракторов и навесного оборудования, произведенного на Петербургском тракторном заводе. С рядом хозяйств за эти годы сложились доверительные отношения, и они забронировали у нас заранее такие дефицитные дорогостоящие узлы, как коробки передач, мосты, которые сейчас трудно найти в России, и на заводе в настоящее время они полностью идут на потребности производства тракторов. Что касается масел, фильтров, колец и т.п., у нас их достаточно, несмотря на сокращение поставок запчастей с завода, и мы готовы ими обеспечить амурских аграриев, – рассказал генеральный директор ООО «Агротехника-ДВ» Денис Пьянига.

Исполнительный директор ООО «АмурАгроСуппорт» Денис Степанов отметил, что техника, производимая АО «Петербургский тракторный завод» и АО «Гомсельмаш», отработала посевную без сбоев и уверенно зашла в уборочную кампанию:

– Заполненные склады позволяют нам осуществлять как техобслуживание, так и капремонт техники наших клиентов. Санкции никаким образом не сказались на работе нашей компании. С конца лета мы начали с сельхозтоваропроизводителями области заключать договоры по поставкам запчастей для проведения зимних ремонтных работ, чтобы посевная 2023 года прошла без проблем. Что касается приобретения агропредприятиями сельхозтехники, то пока идет стадия переговоров. Наши клиенты с осторожностью подходят к этому вопросу, потому что ПТЗ, хотя и не поднимал цены на тракторы в ковидные годы, но в этом году был вынужден пойти на этот шаг. Все надеются, что в следующем году продолжит работать федеральная программа 1432, и сельхозтоваропроизводители по-прежнему смогут приобретать технику с удешевлением.

Цены стабилизировались

Если с возможностью приобретения сельскохозяйственной техники, запасных частей к ней и получением необходимой сервисной помощи сельхозтоваропроизводители при подготовке к уборочной кампании больших волнений не испытывали, то серьезное беспокойство у них вызывали вопросы ценообразования. На разные виды сельхозтехники в течение нынешнего года произошло удорожание от 20% до 105%. И зачастую логику происходящего понять было сложно. Например, ростсельмашевский кормоуборочный энергонасыщенный комбайн РСМ-F-3000 мощностью в 600 л.с., который по оценке специалистов, котируется наравне со своими зарубежными аналогами «Ягуаром» и «Кроной», и в прошлом году его приобрели три амурских хозяйства, в цене вырос почти в два раза – с 25 млн рублей до 44 миллионов. Хотя казалось бы, отечественное предприятие не должно существенно зависеть от колебаний валютного курса рубля и разрывов логистической цепочки. Но как объясняют на заводе, такой ценовой рост вызван тем, что в комбайне очень много импортной начинки. А вот германский Claas, который собирается в России, подорожал всего на 20%…

На запчасти же, случалось, цена росла даже в несколько раз. Впрочем, с лета ситуация начала стабилизироваться. К тому же, дилеры сделали солидные запасы на будущее, а в экстренном случае при срочной необходимости, благодаря налаженным в этом году связям, могут доставить эксклюзивную запчасть через Китай или Казахстан. Конечно, цена тогда будет выше, но когда под угрозой стоит уборка, на это уже внимания не обращают…

Впрочем, уже к лету ситуация с ценами стабилизировалась, а по ряду позиций произошло удешевление продукции. Например, за несколько месяцев цена на тракторы МТЗ снизилась на 200-300 тысяч рублей.

После окончания уборочной сельхозпроизводители приступят к ремонтной компании для подготовки техники к посевной следующего года. Дилеры дружно уверяют: проблем с сельхозтехникой и запчастями у аграриев не будет. Резервы у них имеются в достаточном количестве. Но сельхозтоваропроизводителям не следует затягивать решение вопроса по приобретению сельхозтехники и созданию запаса запчастей к ней, а нужно заранее определиться со своими планами. Хотя урожай ожидается неплохой, но цены на сою пока их не радуют. И в первую очередь, средства, вырученные от продажи, аграрии вложат в приобретение ГСМ, гербицидов и удобрений. Но и про обновление машинно-тракторного парка забывать нельзя, потому что только современная техника гарантирует получение высоких урожаев в ближайшей перспективе.

Проблема поставок в Амурскую область сельскохозяйственных машин и запчастей к нем, безусловно, будет оставаться актуальной еще на протяжении долгого периода времени. И наш журнал продолжит следить, как она решается.

Олег Макаров

АПК Амурской области №5-2022