В отсутствие иных альтернатив российские дилеры сельхозтехники всё с большим интересом смотрят в сторону Китая. Остаётся вопрос: по каким категориям китайские тракторы, комбайны и прочая техника смогут заместить выпавшие европейские объёмы? Да и заинтересованы ли в таких машинах сами российские аграрии? Своим мнением об импорте китайской сельхозтехники поделились дилеры и представители отраслевых ассоциаций.
Китайская техника начала поступать на российский рынок сравнительно недавно. Как рассказывают участники рынка, для этого использовались лазейки в законодательстве. В частности, в ряд регионов Дальнего Востока — Хабаровский, Амурский, Приморский края и часть ЕАО для уборки урожая по временному ввозу поставлялись китайские комбайны. Но в 2021 году решением Евразийской комиссии этой практике был положен конец, как наносившей ущерб российским производителям сельхозтехники.
Если говорить о цифрах, то в 2020 году из Китая было импортировано около 400 тракторов, в 2021-м — около 900. При этом именно китайских тракторов были завезены единицы. Дело в том, что на территории Поднебесной сельскохозяйственную технику производят те же мировые бренды, которые недавно перестали осуществлять поставки в Россию.
На это указывает член правления ассоциации «АСХОД» Владимир Шестак.
«Например, John Deere ещё с 2010 года активно продвигал линейку «китайских» комбайнов на российский рынок. Это были небольшие маломощные агрегаты до 140 л.с. с шириной жатки до 5 метров. В 2016 году начались поставки тракторов до 130 л.с., а подлинно китайское оборудование появилось ещё позже», — рассказывает он.
По словам Владимира Шестака, китайская сельхозтехника начала массово заходить в Россию примерно с 2018 года. Все более ранние попытки покорить наш рынок терпели фиаско: российским аграриям была привычнее европейская и американская техника, к тому же, не очень дорогая в те годы.
Но, несмотря на это, на протяжении всех последних лет китайские бренды продолжали выстраивать в нашей стране дилерскую сеть. «Час икс» для компаний из Поднебесной пробил в марте 2022 года, когда запрос на приобретение их сельхозтехники резко увеличился.
«Это стало новым стимулом развития бизнеса в России, — объясняет Владимир Шестак. — Тем более что к тому моменту было сертифицировано довольно большое количество моделей тракторов от 50 до 130 л.с».
Теперь китайская сельхозтехника может конкурировать с недорогой белорусской, полагает эксперт. К тому же, металл, закупаемый Белоруссией для производства тракторов, подорожал, и появились сложности с поставкой комплектующих, добавляет он.
Однако снижение цен на металл не может моментально сказаться на себестоимости и конкурентоспособности продукции. Производственный цикл в машиностроении достаточно длинный. От закупки металла до продажи конкретного трактора проходит примерно год, так что коррекцию цены мы увидим только в следующем году. К тому же не стоит забывать, что с конца 2020 года российские производители столкнулись с беспрецедентным ростом цен на металл и работали на грани рентабельности.
Как бы там ни было, но китайцы активно осваивают российский рынок. В компании Zoomlion (производитель сельскохозяйственной и специализированной техники) отмечают, что первые их продажи в России начались в августе прошлого года.
«Уже тогда мы видели интерес аграриев к нашим машинам, и если первые контракты были точечными, то уже с января 2022 года дилеры перешли к крупным коммерческим закупкам тракторов, которые раскупают фактически “с колёс”», — делится коммерческий директор по направлению сельскохозяйственной техники Zoomlion Heavy Industry Rus Ринат Амиров.
Дилерская инициатива
При этом никаких статистических данных, подтверждающих массово растущий интерес российских аграриев к китайской технике, у экспертов пока нет. Но есть заинтересованность отечественных дилеров, оставшихся без поставок европейских сельхозмашин и оборудования.
«У нас 19 из 25 крупнейших российских дилеров занимались поставками из Европы и США, и все они остались без техники, а задействовано в этой сфере более 20 тыс. человек. Именно они сейчас подвигают китайских производителей сертифицировать больше моделей, завозить их, расширять товарную линейку», — описывает ситуацию Владимир Шестак.
О том, что работавшие с Европой и оставшиеся не у дел дилеры проявляют интерес к китайской технике, говорит и бывший сотрудник дирекции МТЗ Андрей Горгодзе. При этом он отмечает, что на рынке это пока не сильно отразилось, хотя, конечно, появилось некоторое количество новых китайских и турецких машин. Но в целом, всё, что шло раньше с Запада, теперь поступает через Турцию и Китай.
Некоторые эксперты и вовсе высказываются насчёт «китайской альтернативы» довольно сдержанно.
«Есть ряд китайских брендов, которые заходят на наш рынок, но мы в Картофельном союзе пока ничего у них не покупаем. Это достаточно рискованно — ведь мы не знаем, как эта техника себя поведёт, да и сами аграрии к ней относятся достаточно настороженно», — рассказывает эксперт Картофельного союза Артём Вартанян.
Чтобы изменить ситуацию, необходима колоссальная просветительская работа, которая, скорее всего, ляжет на плечи наиболее заинтересованных в поставках сельхозтехники из Китая российских дилеров, уверен эксперт.
«Сами по себе российские аграрии на китайскую технику вряд ли обратят внимание, — полагает Вартанян. — Они, скорее, купят подержанные, попавшие в Россию через обходные пути и даже более дорогие европейские модели, так как уверены в их надёжности».
В том, что говорить о «буме» на китайскую технику ещё рано, не сомневается и Владимир Шестак.
«Российские аграрии крайне плохо осведомлены, какая техника вообще существует в Китае, они даже не понимают, что спрашивать, и именно поэтому спрос на неё сумбурный и несформированный», — подтверждает эксперт.
Найти свою нишу
Но сколько должно пройти времени, чтобы сформировался спрос на китайскую технику? И какой она должна быть, чтобы завоевать прочные позиции на российском рынке?
Согласно результатам исследований РБК 2021 года около 75% всей продаваемой в России сельхозтехники — импорт, констатирует Владимир Шестак.
«Этот объём невозможно заместить за счёт Китая не только потому, что это в принципе нереально, но и по причине того, что в этой стране не производят энергонасыщеных тракторов и мощных комбайнов, а наши аграрии ждут тракторов мощностью от 370 л.с., комбайнов — свыше 300 л.с. и с хотя бы 7-метровыми жатками», — описывает проблему Владимир Шестак.
Поскольку до недавнего времени китайские комбайны вообще не были востребованы в России, их ещё необходимо сертифицировать, что также займет время. Мощных тракторов из Поднебесной мы тоже вряд ли дождёмся. Причина в том, что заводы Китая ориентированы на производство небольших маломощных машин, а энергонасыщенные тракторы страна предпочитает импортировать.
«Внутренний рынок Китая и Индии, в основном, потребляет технику мощностью 20-30 л.с. Ведь там до сих пор преобладает мелкотоварное производство, где во главе угла стоит фермер. Логично, что редко кто из местных производителей выпускает технику мощнее 150 л.с.», — рассказывает Андрей Горгодзе.
Производителей тракторов мощностью до 100 л.с. в Китае несколько сотен, продолжает он. Но эта ниша В России уже на 90% занята белорусскими тракторами.
Тем не менее, вполне возможно, что в перспективе, среди китайских производителей (а их около 150), найдутся те, кто сумеет поставить в Россию технику необходимой мощности, не отрицает Андрей Горгодзе. Хотя достичь соглашения о костомизации техники с китайскими партнёрами довольно проблематично, добавляет эксперт.
«У нас свой тип и конфигурация тракторов, а у них — свой, поэтому с китайцами приходится очень долго договариваться, чтобы они поставили более мощный насос или навеску, к которой привыкли мы. К тому же у них тракторы соответствуют максимальной мощности, в то время как мы привыкли к тому, что они соответствуют эксплуатационной», — делится тонкостями Андрей Горгодзе.
Не проще будет договориться и с китайскими гигантами, считает Владимир Шестак. К примеру, крупнейший производитель сельхозтехники, который ежегодно выпускает около 6 млн единиц техники — компания LOVOL, вряд ли заинтересуется российским рынком, полагает он.
«Почти весь объём комбайнов, поставляемых на внутренний рынок (на котором LOVOL занимает 70%), производится с 5-метровой жаткой. Разрабатывать новый комбайн с 7-метровой версией для российского рынка для них не приоритет — внутренние объёмы намного больше. Они в день производят более 400 тракторов, а российский рынок при всём желании способен загрузить их завод максимум на неделю», — сравнивает Владимир Шестак.
Китайский формат
Но даже если стороны придут к обоюдному интересу, остаётся ещё слишком много неразрешённых вопросов. Так, по словам Владимира Шестака, китайский формат дистрибуции очень сильно отличается от европейского.
«Любой европейский или американский бренд имеет крупное представительство, которое занимается централизованным снабжением запасными частями, сервисной поддержкой и обучением. Китайские производители подходят к этому по-другому. Зачастую они не назначают никакой центральной ответственной компании, а формируют дилерскую сеть, где каждый должен взаимодействовать с Китаем напрямую, самостоятельно формировать склад запасных частей и собственноручно заниматься обучением специалистов», — рассказывает он.
Соответственно, увеличиваются и сроки поставок необходимых запчастей, продолжает Шестак. Впрочем, добавляет он, эти неудобства компенсируется простотой самой техники, которая не имеет сложных электронных компонентов, чипов блоков управления и прочего, так что хозяйство сможет осуществить ремонт агрегата собственными силами. Во всяком случае, привезти запчасти из Китая в современных реалиях гораздо быстрее, чем из ЕС — ждать всего-то примерно месяц, рассуждает эксперт.
«Если раньше дилеры американских и европейских компаний-производителей техники рассчитывали в случае отсутствия запчасти оперативно доставить её в течение трех — пяти дней, то сейчас такой возможности в принципе нет. Стало быть, до прихода необходимой запчасти придётся рассчитывать на временный ремонт. Либо держать большие склады, как это делают крупные дилеры, либо использовать складскую технику в качестве “доноров”», — описывает варианты решения проблемы Владимир Шестак.
Ситуация, конечно, из ряда вон выходящая, но, как замечает Артём Вартанян, доставка комплектующих была проблемой и раньше. Запчасти могли идти и неделю, и месяц, а для того, чтобы ускорить процесс, приходилось отправлять на закупку частным образом какого-нибудь инженера, делится он.
Без сложных технологий
Кстати, простота китайской техники — бесспорное, казалось бы, достоинство — способно, как ни странно, обернуться недостатком. Очень может так получиться, что агрегатировать её с навесным высокотехнологичным оборудованием (опрыскиватели, системы внесения удобрений и т. д.), будет проблематично, что весьма негативно отразится на популярности китайских тракторов у компаний, работающих с высокотехнологичным оборудованием, прогнозирует Владимир Шестак.
А это ещё одна причина, по которой китайская техника, вероятно, не получит признания на нашем рынке, предполагают эксперты.
«Современные хозяйства будут опираться на ту технику, которая у них есть, стараясь изо всех сил поддерживать её в рабочем состоянии и ремонтировать, пока не поменяется конъюнктура рынка», — уверен Владимир Шестак,
Этот момент отмечает и Артём Вартанян, но он считает, что это решаемый вопрос.
«Тот же самый трактор «Кировец» до определённого момента тоже ничего не имел для агрегатирования с современными устройствами, а сейчас на него ставят всё, что угодно. Кроме того, существуют блоки, которые позволяют трактору агрегатироваться со всякой сложной техникой», — констатирует он.
Европейская начинка
Во всей этой ситуации небезынтересно и то, что сама китайская техника в целом ряде случаев собирается из европейских комплектующих. Так, для производства тракторов мощностью более 250 л.с. китайцы пользуются немецкими двигателями и коробками передач, рассказывает Артём Вартанян.
«Кроме того, они часто используют европейскую электронику, а на всех сложных узлах устанавливают европейскую гидравлику и трансмиссии. Поэтому в Китае сейчас тоже сложности с комплектующими и запчастями», — сожалеет он.
По его словам, отследить, куда идёт такая сборная техника, европейским компаниям не составит труда.
«В России были примеры, когда отечественные производители навесного оборудования западных брендов частично брали оригинальные комплектующие, а частично делали реплики. По оригинальным деталям зарубежный завод-изготовитель легко такую технику находил и запрещал её поставки. А гидравлику будет отследить ещё легче», — не сомневается Вартанян.
Время не ждёт
«По данным Минсельхоза у нас только в 2020 году объём введённой техники перекрывал объём выбывающей, хотя все предыдущие 30 лет было наоборот», — напоминает положение дел в отрасли Артём Вартанян.
Только благодаря этому российские аграрии сейчас, в общем-то, и держатся. Другой вопрос, смогут ли они в сложившейся ситуации убрать урожай. Запас прочности старой техники и комплектующих на пределе, а новых ждать пока неоткуда…
(По материалам журнала «Агроинвестор»)