ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Территория Амурской области богата разнообразной флорой, в том числе, и медоносной. Неудивительно поэтому, что в регионе получило распространение пчеловодство. Пасеки в основном держат в личных подсобных хозяйствах, но в последние годы интерес к производству мёда проявляют и индивидуальные предприниматели. 

Фермер из Константиновки Иван Елизаров пчеловодством занимается уже десять лет. Прежде чем стать индивидуальным предпринимателем, он ходил в море, трудился в местном колхозе. Но в определенный момент принял решение организовать свой бизнес, и такой, чтобы его ведение доставляло удовольствие. Как он говорит, для него любимое лакомство – это мёд. Так почему бы не совместить приятное с полезным? Прежде, чем оформить фермерское хозяйство, решил «подковаться» теоретически: прочитал в интернете множество литературы по пчеловодству, а бывший школьный учитель, который вел у него автодело и уже державший пчел, объяснял непонятные моменты. И в 2012 году Иван Александрович приобрел восемь ульев с местными пчелами в соседней деревне, которые поставил в своем дворе. Правда быстро понял, что это не самое удачное место для пасеки. Пчелы сильно беспокоили его, когда выходил поработать на огороде. Поэтому на следующий год для ульев нашел другой участок, где установил стационарный точок.

— Первый год выдался неудачным: меда собрал всего пару ведер, — вспоминает Иван Елизаров. – Наверное, сказалось отсутствие опыта, из-за чего должным образом не смог подготовить пчелосемьи к медосбору. Впрочем и другие пасечники в селе большими успехами в тот год похвастаться не могли. Такое время от времени в нашем деле встречается: не каждый год оказывается богатым на урожай мёда.

Но Иван Александрович не опустил руки, и постепенно дела пошли на лад. Со своими более опытными коллегами стал вывозить пчел к более богатым для медосбора местам, где растут липа, леспедица. Оформив статус ИП, он получил возможность пользоваться мерами государственной поддержки. Существенным подспорьем для него стало получение гранта в 2016 году.

— В конкурсе я участвовал как начинающий фермер, и на выделенные полтора миллиона рублей приобрел медогонку и трактор, чтобы обрабатывать землю и высаживать медоносы, а также построил омшаник, — рассказывает Иван Александрович. — На неудобьях близ пасеки я высадил медоносные деревья: амурский бархат и клен приречный, которые неприхотливы и хорошо растут. 

Сейчас для пчеловодов наступает пора, когда они смогут увидеть результаты своего труда в текущем году: август – это период качки мёда. Погода в этом сезоне в Приамурье благоприятствовала работе пчел, поэтому урожай мёда ожидается неплохой. Откачивается только зрелый мёд. Визуально качество продукта можно оценить по его густоте. А вообще, влажность мёда должна составлять 18%. Соответствует ли он этому показателю, Иван Елизаров определяет с помощью рефрактометра.

— Качается не весь мёд, часть его оставляю пчелам для их питания зимой. После завершения медосбора идет сокращение гнезда пчелосемейства. Убираются верхние корпуса с рамками, проводится обработка пчел от клеща, который паразитирует на них и на расплоде, — говорит Иван Александрович. — До ноября улья стоят на улице, а затем переносятся в омшаник. У меня он представляет собой утепленное помещение из бруса, где установлен обогреватель с термодатчиком. Температура в зимовнике должна составлять от нуля до плюс четырех градусов. Как только она падает ниже, автоматически включается обогреватель и работает до тех пор, пока не будут установлены необходимые термические параметры. Зимовка пчел продолжается до апреля, когда они совершают первый очистительный полет.   

С использованием современных агротехнологий возделывания сельскохозяйственных культур, включающих в себя применение химических средств защиты растений, возросли риски для здоровья и жизни пчел. Для них губительно собирать нектар с обработанных пестицидами сельхозугодий. По закону сельхозтоваропроизводители обязаны за три дня предупреждать пчеловодов о начале проведения работ, во время которых будут использованы высокотоксичные вещества, чтобы пасечники могли закрыть улья или перевезти пчел подальше от обрабатываемого поля.

— В моей практике не было случаев массового падежа пчел, но ни разу никто из растениеводов не предупреждал меня о предстоящих химических обработках полей, на которые летают мои пчелы. Я понимаю, что у производителей сои и зерновых свои интересы, но хотелось бы, чтобы они использовали менее опасные вещества, — подчеркнул Иван Елизаров. — Также хотелось бы, чтобы для севооборота вблизи от пасек они выращивали медоносные культуры, такие, как гречиха, рапс. Их будут активно опылять пчелы, что способствует увеличению урожайности, и польза от этого станет взаимной.