Развитие любой отрасли сельского хозяйства требует немалых финансовых вливаний со стороны государства. Только при условии господдержки из федерального и региональных бюджетов возможно движение и в садоводстве. Тем более в зоне рискованного земледелия, какой является вся территория Дальнего Востока, и в частности Амурская область.
Зона риска садоводству не помеха
Впрочем, объективные риски никогда не мешали выращивать на территории области большие урожаи районированных сортов плодовых и ягодных культур. В Приамурье в советское время работал целый ряд садоводческих предприятий и питомников, которые обеспечивали своей продукцией не только систему потребительской кооперации, но и перерабатывающие предприятия, специализирующиеся на консервации и производстве винной продукции. На базе Благовещенского сельскохозяйственного института в научно-исследовательской лаборатории селекции плодово-ягодных культур ученые выводили новые сорта.
Сегодня в организованном садоводстве на территории региона выжили единицы.
Убыточная отрасль
Тем не менее, отрасль садоводства и питомниководства области до сегодняшнего момента в качестве приоритетной поддерживалась государством. Основная субсидия, которой пользовались садоводы, – стимулирующая субсидия на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями.
В 2022 году амурские садоводы неожиданно получили неприятный сюрприз. Отрасль была исключена из перечня приоритетных направлений на получение данной субсидии.
Каковы последствия этого? Для предприятий, возможно, катастрофы и не будет. Не секрет, что в условиях рынка на разные непредвиденные и кризисные ситуации у любого бизнеса есть диверсификационные решения.
Вот только в то время, пока Минсельхоз РФ прогнозирует, что показатели закладки многолетних плодово-ягодных насаждений в 2022 году в рамках страны будут не ниже прошлогодних (в 2021 году было заложено 13,75 тыс. га садов), Амурская область свои показатели уже потеряла.
Безусловно, садоводческой отрасли региона как аграрной доступны иные меры господдержки в рамках программы развития сельского хозяйства. Но ее прямое предназначение – выращивание плодовой и ягодной продукции, а также посадочного материала – становится высокоубыточным.
Прочие сложности
А между тем мелкие хозяйства, занимающиеся выращиванием ягодной продукции, а также садоводы-любители отмечают, что среди производственных сложностей, которые они сейчас испытывают, лидирует вопрос доступности саженцев. Повсеместно сказывается нехватка и небольшой выбор стандартного местного посадочного материала плодовых культур, а также районированных саженцев. Импортная продукция в свою очередь сейчас не всегда доступна и дорожает. Отечественная селекция развивается слабо, о новых амурских сортах плодов и ягод вообще давно ничего не слышно.
Кроме того, для успешного развития садоводческих хозяйств в области сегодня нет перерабатывающей базы, отсутствует современная спецтехника российского производства, мало предложений в плане различных видов упаковки, также ощущается проблема с квалифицированными кадрами.
Юрий Кириленко, пенсионер, владелец ЛПХ (с. Гродеково, Благовещенский район):
– На территории Амурской области прекрасно растут и плодоносят и сливы, и смородина, и жимолость. Если приложить усилия, то и клубнику можно выращивать в промышленных масштабах. И в моем понимании, садоводство – отрасль, которой в регионе обязательно нужно заниматься. Более того, ее нужно поддерживать со стороны государства как на федеральном, так и на региональном уровне. Это, прежде всего, обеспечит работой мелких сельхозтоваропроизводителей. Конечно, при условии развития садоводства вполне логичен вопрос о хранении и переработке садоводческой продукции. В советское время сбором и переработкой овощей и плодов занимался Центросоюз. В области действовали перерабатывающие предприятия. Сейчас этого не хватает и в результате без комплексного подхода садоводство не развивается.
Лариса Киреева
АПК Амурской области №03-2022