ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Санкционное давление на экономику не только не ослабляет, но и стимулирует развитие сельского хозяйства на Дальнем Востоке. Агропромышленная отрасль ДФО, благодаря поддержке государства и растущему спросу на продукцию растениеводства и животноводства, привлекает все больше отечественных инвесторов.

Как заявили в Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) в ходе презентации инвестиционного потенциала аграрной отрасли ДФО, сельхозпроизводство на Дальнем Востоке находится на подъеме.

Это продолжение тенденции прошлых лет. В показательном 2021-м, допустим, сельскохозяйственное производство в Приморье выросло на 25%, в Хабаровском крае — на 2%, в Сахалинской области — на 1,4%. В I квартале нынешнего года индекс производства продукции сельского хозяйства составил в Приморском крае 144.7 % (во многом за счет запуска крупного свиноводческого комплекса). В других регионах показатели не столь впечатляющие, однако, понятно — никакого торможения, а тем более, обвала в развитии отрасли нет.

Благодаря большому количеству поддержанных государством инвестпроектов в аграрном секторе, Дальневосточный федеральный округ в целом превращается в локомотив сельхозпроизводства России.

В отрасли создаются крупные бизнесы — типа зернового терминала в Забайкалье или тепличного комплекса в Магаданской области, но также небольшие или микропредприятия. Поддерживаются как агрохолдинги, так и фермерские, крестьянские хозяйства. В рамках национальных проектов, региональных программ развития агрокомплекса и импортозамещения, различные льготы и субсидии предоставляются компаниям по целым направлениям агропрома и социального развития села.

Большому кораблю…

«Потенциал развития Дальнего Востока и России в целом связан с плодородной землей для выращивания экологически чистой, качественной продукции по доступной стоимости для внутреннего потребления, при переизбытке — для питания значительной части населения планеты, — утверждает заместитель председателя правительства Еврейской автономной области Олег Ивакаев. — У нас, как у большого корабля — все впереди, мы только набираем обороты. 

В ЕАО около 300 тысяч гектаров земель, которые включены в мелиоративные системы советского времени и могут быть введены в оборот. Это большие площади хорошей пашни. В ближайшее время, вероятно, будет пролонгирована действующая или принята новая госпрограмма, по которой мы сможем привести мелиоративную систему в порядок. Что даст дополнительный импульс для выращивания сельскохозяйственных культур в области. В свою очередь, это вызовет потребность в сельхозтехнике, в новых рабочих местах. Инвесторы из центральной России проявляют к Дальнему Востоку большое внимание, потому что вектор направляется с запада в сторону востока: в Китай, Индию, Вьетнам. Приграничные регионы, такие, как ЕАО, предпочтительнее с точки зрения аграрного бизнеса, поскольку сокращается плечо поставки. Думаю, в регион придут крупные предприятия замкнутого цикла — которые займутся выращиванием сельхозкультур и их полной переработкой».

На Дальнем Востоке растут темпы возврата неиспользуемых земель в сельхозоборот, инвесторам предоставляют крупные участки пашни, которые зарастали травой и лесом с 1990-х. Земельный банк, в который включено более 140 тысяч гектаров земли в Забайкалье, ЕАО и Приамурье, подготовлен на Дальнем Востоке. Участки предназначены для реализации проектов в сельском хозяйстве для резидентов ТОР и СПВ.

Всего резиденты территорий опережающего развития, свободного порта Владивосток и Арктической зоны РФ реализуют около 100 сельскохозяйственных проектов, около 30 компаний уже приступили к выпуску продукции и адаптируются к запросам рынка. На новых предприятиях выращивают овощи и зелень, производят молочную и мясную продукцию. Резиденты уже вложили 56,6 млрд рублей в экономику регионов Дальнего Востока и трудоустроили 4,7 тысяч местных жителей. С реализацией всего запланированного эти объемы вырастут в разы.

Тепличный рай

Полпред президента в ДФО Юрий Трутнев поставил задачу стимулировать собственное производство сельхозпродукции на Дальнем Востоке и тем самым снижать зависимость регионов от «северного завоза».

Конкретный пример того, как это может быть реализовано на практике, полпред увидел на Тальском агропромышленном комплексе в Магаданской области. Объект построен и запущен в прошлом году, сегодня поставляет на стол жителей региона огурцы, помидоры и клубнику.

Теплица занимает площадь в 1,5 тысячи квадратных метров, продукция по вкусу во многом превосходит импорт из соседних стран и регионов.

Как отметил министр сельского хозяйства Магаданской области Николай Кошеленко, агропромышленный комплекс региона растет понемногу, зато — по разным направлениям:

«Мы построили тепличный комплекс. Правда, инвестор не частный, тем не менее, обеспечиваем себя овощами защищенного грунта. Выросло производство яиц». 

Впрочем, теплицы строят и в других регионах Дальнего Востока: в Приморье, Хабаровском крае, на Сахалине и Камчатке. Благо, на строительство комплексов под овощи защищенного грунта предусмотрены особые гранты.

Без опасений

Пока «севера» движутся к самообеспеченности продовольствием, такие регионы, как Амурская область и Приморье — лидеры сельхозпроизводства в ДФО — эту задачу по многим направлениям успешно решают. Да еще и поставляют продукцию в рамках госзакупок, на экспорт. Не без государственной поддержки вновь расцвело сельское хозяйство в «Золотой долине» — как называют территорию Партизанского района Приморского края.

«Сельскохозяйственные предприятия, которые работали, исправно продолжают деятельность, — говорит глава крупного крестьянского хозяйства из Сергеевки Александр Гришко. — Сбыт хороший, к весне овощей на складах не остается. Определенная проблема существует лишь в отсутствии крупных современных хранилищ. 

Во многом помогает поддержка со стороны государства — тут все без обмана. Что касается федеральных и краевых средств, все прописанное в рамках заключенных соглашений мы получаем.

Допустим, это деньги на приобретение новой техники. Машины предоставляются в лизинг, также субсидируются покупки техники за счет собственных средств. Указанное направление не только не свернуто, но даже расширилось в 2022 году. Теперь можно получить субсидию на те образцы импортной техники, аналогичные которым не производятся в России. К примеру, комбайн для уборки моркови, в нашей стране их не выпускают. В лизинг всего под 3-4 процента можно приобрести также белорусскую технику. По качеству она немного уступает той, которая производится в дальнем зарубежье, зато дешевле в три раза. Многие механизаторы, учитывая прекращение поставок машин из западных стран, сейчас пересаживаются на белорусскую технику. Процесс пойдет еще быстрее, поскольку с импортными запчастями также проблемно.

Со своей стороны, наше предприятие давно и активно выполняет контракты по государственному и муниципальному заказу. Многие социальные учреждения района получают нашу продукцию. 

Селян выручает кооперация: фермеры видят друг в друге не соперников, а партнеров. Ежегодно в июне мы проводим День пахаря, на котором состязаются в мастерстве механизаторы со всего района. Работает взаимопроверка — руководители хозяйств собираются и в дружеской обстановке проезжают по полям, дают советы, отмечают недостатки. Что отрадно, приходят молодые фермеры, и мы, «сторожилы», им помогаем. Лучше рядом со мной будет русский производитель, чем китайский — так рассуждаю. Многие представители старшего поколения фермеров, я, в том числе, приводят в хозяйства своих сыновей». 

Помимо преференциальных режимов и других мер поддержки аграрии могут воспользоваться льготным кредитованием: государством из резервного фонда выделено 25 млрд рублей. В госпрограмме льготного кредитования в области агропромышленного комплекса участвуют 32 банка, кредиты предоставляются по льготной ставке 1-5% годовых.


Олег Ивакаев

Заместитель председателя правительства Еврейской автономной области

«В России прекрасные земли и климат, достаточная влажность для выращивания зерна — условия лучшие, чем, допустим, в Казахстане, — напоминает Олег Ивакаев. — В нашей стране можно выращивать все основные сельскохозяйственные культуры, кроме разве что, бананов и кофе. Тут мы самодостаточны. И в санкционной ситуации к производителям, переработчикам пищевой продукции со стороны государства только повышенное внимание, минусов аграрии не видят. Президент недаром заостряет внимание на необходимости выпускать своё. Сейчас идет активная работа над слабыми местами: по созданию селекционных семян, гибридных центров, по племенному животноводству. Создаем собственный генофонд мясного и молочного скота, птицы. То, что выгоднее было раньше завозить из-за границы, сейчас построим и быстро нагоним. Опасений нет.

Рано или поздно санкции прекратятся, а потребность в пищевых продуктах никуда не денется. Зерно, масло, молочная и мясная продукция из ЕАО будут востребованы. За границу будем отправлять продукцию высокой степени переработки сои, рапса, возможно, производить гидролиз масла, производить аминокислоты, жирные кислоты, глицерины.

Паузы я вижу, разве что, в технологической области. Если раньше мы закупали фабрики по глубокой переработке масла в Чехии, то теперь надо обращаться в КНР или создавать своё. Благо, соответствующая инфраструктура на российских заводах имеется, будем выпускать прессы, элеваторы, все поставим на свои места».


В общем, ряд географических преимуществ, обилие свободной земли и водных ресурсов, экологичность, относительно недорогая электроэнергия и рабочая сила превращают Дальний Восток в территорию, где инвестпроекты в сельском хозяйстве имеют высокую привлекательность. Недаром у азиатских соседей Приморский край давно считается Меккой агротуризма.

(По материалам PriamurMedia)