ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

В сложившейся в настоящее время ситуации, связанной с введением санкций недружественными нам странами, с особой остротой стоит вопрос обеспечения продовольственной безопасности региона. Свой вклад в решение этой проблемы вносят и агропредприятия, занимающиеся выращиванием овощей и картофеля.

На протяжении уже многих лет одним из лидеров овощеводства и картофелеводства в Амурской области является ООО «С.Е.В.». На площади 50 га в хозяйстве возделывается картофель, а 60 га отведены под выращивание овощей: свеклы, моркови, капусты, лука, огурцов, кабачков, тыквы, арбузов, томатов, перца, баклажанов.

2021 год для хозяйства из-за неблагоприятных погодных условий, приведшим к последующей гибели части урожая, выдался нелегким. Тем не менее с возникшими проблемами оно справилось.

Сейчас прошлогодний урожай уже полностью реализован.

— Мы уже давно работаем на рынке, нас хорошо знают покупатели-оптовики. Последние несколько лет мы не испытываем проблем с реализацией урожая, — говорит глава КФХ Евгений Соколовский. — Но если мы можем в определенных рамках прогнозировать объем будущего урожая, исходя из того, что стабильно получаем в пределах 200 центнеров с гектара овощей и от 150 ц/га картофеля, то предугадать цены на эти сельскохозяйственные культуры осенью невозможно. К обычной волатильности цен на овощную продукцию в этом году добавится серьезная инфляционная составляющая. Я думаю, дешевыми овощи и картофель точно не будут.

Агропредприятие планирует организовать реализацию части произведенной продукции в торговые сети. У главы хозяйства есть видение данной перспективы. Но имеющийся опыт подсказывает, что в данном направлении имеется немало сложностей.

— Во-первых, торговые сети делают заказ продукции малыми партиями, — объясняет Евгений Владиславович. — А главное – происходит постоянный возврат пришедшей в негодность продукции, находящейся в торговом зале. Торговые сети полностью оберегают себя от возможных убытков, перекладывая их на сельхозтоваропроизводителя. В цене картофеле, который на попадает прилавок, заложено не менее 20% рентабельности торговой организации. Нам кажется, это достаточно много, и если один –два клубня, допустим, позеленеют, то мы не думаем, что эта проблема должна решаться за наш счет. Мы поставляем картофель не по таким уж великим ценам, чтобы потом еще забирать назад до трети продукции, и при этом не всегда быть вполне уверенными, что это именно наша продукция. Возникает вопрос: если в магазинах продается картофель из Пакистана, Египта, Израиля, Франции, то испорченные клубни они тоже отправляют назад? Я очень сомневаюсь в этом. И наших амурских фермеров это немного раздражает. Когда торговые сети говорят: «У нас нет проблем во взаимодействии с местными сельхозтоваропроизводителями», то это означает, что нет проблем у НИХ. А у нас проблем с ними на самом деле более, чем достаточно.

Объявленные против России санкции в сфере АПК сильнее всего ударили по овощеводам. Некоторые семена наиболее популярных гибридов сейчас просто невозможно купить, потому что их перестали завозить на территорию РФ, а у фермеров на них была построена вся технология. Кроме того в два — три раза увеличилась стоимость средств защиты растений, удобрений, значительно подорожали комплектующие, необходимые для выращивания овощей: пленка, кассеты, стаканчики. В результате наблюдается рост, как на дрожжах, себестоимости продукции.

— Картофелеводам в этих условиях немного проще, потому что технологию его производства невозможно изменить при всем желании, она зависит от имеющегося парка техники, — считает Евгений Соколовский. – Что касается семян картофеля, то мы используем в основном выращенные на территории РФ. Неважно, какие у них имена и какая страна была родоначальником сорта. Произведенные в России они либо сняты с патентной защиты, либо у тех, кто их выращивал, имелись на тот момент документы на момент, что они делают это законно. Поэтому в этом году проблемы отсутствия семян картофеля именно из-за рубежа для нас не существует: мы их не используем.

ООО «С.Е.В.» имеет статус семеноводческого хозяйства. Но Евгений Соколовский отметил, что в хозяйстве уже задумывались, чтобы от него отказаться. Причина банальна. В стране существует множество мер государственной поддержки семеноводческим предприятиям, но в Амурской области они до аграриев не доходят.

— В прошлом году из всех мер господдержки мы смогли воспользоваться только одной – получением субсидии на приобретение элитных семян, и то она была выдана в урезанном объеме: объявленные 50% трансформировались в 18%. На развитие же собственно семеноводства мы в рамках субсидиарной поддержки не получили ни рубля, — с горечью констатирует Евгений Владиславович. — Мы хотели оставить это направление, но из-за возникшей после 24 февраля ситуации решили, что это будет неправильно, потому что еще больше ухудшит положение наших фермеров. Только ради них мы продолжим работать в сфере семеноводства.

Несмотря на все имеющиеся проблемы, в ближайшее будущее Евгений Соколовский смотрит с оптимизмом:

— Если объявляя санкции на Западе думали, что это нас сломит, то я отвечу: «Не дождетесь»! Мы делаем всё возможное, чтобы наше хозяйство минимально пострадало от действия санкций. Более того, я думаю, что уже в краткосрочной перспективе появятся новые возможности для амурских овощеводов, и они приведут к окончательному импортозамещению в сфере овощеводства и картофелеводства.