ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Российских аграриев ожидают перебои с поставками импортных комплектующих, запчастей и ПО для умной сельхозтехники из-за санкций. Технологии могут оказаться недоступными уже к маю, когда начнется посевная, прогнозирует ассоциация «Электронагро» (объединяет российских разработчиков и производителей радиоэлектронной аппаратуры для АПК).

Аграрии закупают российскую технику (ПТЗ, «Ростсельмаш»), а также зарубежную (John Deere, Case, Amazone, Trimble). John Deere и Trimble приостановили поставки в начале марта. В компании-производителе сельхозтехники, примерно 50% выпущенных в 2021 году в России машин являются «умными», в 2022 году планировалось довести долю до 60%.

Сейчас уже есть сбои в поставках платного сигнала — он обеспечивает высокую точность полевых работ и важен при севе пропашных культур, говорит представитель «Электронагро». По его словам, аграрии в Ростовской области столкнулись с серьезными сбоями GPS, что приводит к ошибкам при подкормке растений. В мае он ожидает проблем с агронавигаторами.

«Аграрии не смогут получить электронику перед посевом, товарные запасы есть, но их хватит не всем желающим», — отмечает гендиректор ГК «Агроштурман» Александр Сорокин.

Импортное ПО в любой момент может быть деинсталлировано и стать недоступным, опасаются участники рынка: примерно 90% метеоданных для поддержки АПК покупают в США, говорит завотделом нормирования орошения и планирования водопользования ФГБНУ ВНИИ «Радуга» Екатерина Медведева.

Самым проблемным сегментом станут системы автоматического вождения, крупнейшим производителем которых является ушедшая с рынка Trimble, говорит старший руководитель группы интернета вещей (IoT) ICL Services Илья Апполонов. Он уверен, что российские производители «с лоскутными решениями в области роботизации не смогут заменить Trimble». Гендиректор CognitivePilot Ольга Ускова возражает, она уверена, что их система автономного управления CognitiveAgroPilot является 100%-ной заменой Trimble. Правда, перенастройка, налаживание новых производственных процессов и логистических цепочек займет три — четыре месяца.

Гендиректор производителя электроники «Ростагросервис» Олег Ной не отрицает, что есть проблемы по платным «спутниковым поправкам» (системы коррекции навигационной системы). Однако в России, по его словам, уже несколько лет работают свои платные поправки через сети GSM. Кроме того, отмечает он, появилось много посредников из Турции, Казахстана, Китая, Грузии, и многие дилеры успели завезти оборудование.

Представитель Минсельхоза ответил, что к ним не поступали обращения, связанные с проблемами обслуживания умной сельхозтехники, а отключение смарт-функций не считает «критичным фактором для сезонных полевых работ». По его словам, современная сельхозтехника может эксплуатироваться и без дополнительных функций.

(По материалам газеты «Ведомости»)