ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Цена на семена в России выросла в два раза. Об этом президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский заявил на пресс-конференции, где обсуждалась сложная ситуация на рынке АПК, особенно при проведении весенней посевной кампании.

Сейчас сельхозотрасль находится в активной фазе посевной, выясняем, что у нас по озимому севу, приступили к посеву яровых, — уточнил спикер. — Главное для нас — подготовить все к будущему урожаю, но здесь масса проблем, в первую очередь связанных с доступом к финансовым ресурсам. Дело в том, что весь рынок поставок ресурсов для посевной кампании перешел на 100 %-ую предоплату. Никакой частичной оплаты, никаких частичных отсрочек платежа теперь нет! Все это диктует спрос на деньги, который в посевную растет в геометрической прогрессии. А деньги стали полностью недоступны. Понятно, что брать кредиты под 30% ни одно наше предприятие не может, так как его экономика такой нагрузки не выдержит.

Эксперт подчеркнул, что цены на семена, которые нужны как воздух для посева, выросли в два раза. Поставщики требуют свое, и такая картина по многим другим ресурсам, поэтому сельхозпредприятия вынуждены отказываться от приобретения семян и пользуются тем, что запасли. В первую очередь это касается агрохолдингов и крупных хозяйств. Успел себя обеспечить ресурсами и ряд крепких «середнячков», но не все. А вот мелкие хозяйства — фермеры, которые производят 26% валового сбора, не имели возможность сделать запасы заранее. Сейчас они сталкиваются с резким повышенным спросом на деньги. Более того, зафиксировано много примеров и фактов отказов в поставке уже законтрактованных и предоплаченных ресурсов.

Аркадий Злочевский считает, что яровой сев подвержен большому количеству угроз, что может привести к «недостаточности в технологичности посевов». Это, конечно, не означает срыва посевной кампании, для проведения которой сейчас принимаются все усилия. Но вопрос, как технологично культуры будут посеяны. Эксперт привел яркий пример, как один из отечественных производителей решил отказаться от использования средств защиты растений и будет заниматься механической прополкой.

— Просто его расчетная экономика не позволяет ему уложиться в себестоимость, — пояснил эксперт. — Себестоимость при покупке ресурсов по таким высоким ценам получается выше продажной цены. Он понимает, что это приведет к снижению урожайности, но все равно пошел на это. Вот такая логика.

Президент Российского зернового союза привел статистику, как отказ от ресурсов может сказаться на будущем урожае. Он напомнил засуху 2010 года, когда из-за отсутствия ресурсов «мы нетехнологично отсеялись», в результате чего 30% урожая было потеряно. Сравнивая с урожаем зерновых 2013 года в США, где засуха была жестче, чем у нас в 2010 году, но для технологичных посевов применялись необходимые ресурсы, потери урожая составили 10%.

— Поэтому в случае, если нам не повезет с погодой, то это в первую очередь ударит по урожайности, — сказал эксперт. — Мы технологично не защитили наш урожай в текущем году и грядущем периоде. Соответственно, если случатся какие-то погодные катаклизмы, то это ударит по нашей урожайности. Я в силу необъективной информации оцениваю урожай порядка 120 млн тонн, плюс-минус, но в случае непогоды мы получим бумеранг.

В заключении спикер сообщил, что не ставит под угрозу срыв ярового сева, поскольку деньги уже вложены, хотя бы 60-70% от необходимых ресурсов. По его словам, остается «только молиться на господа бога», чтобы сельхозпредприятиям повезло с погодой.

(По материалам rossaprimavera.ru)