ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Заместитель министра сельского хозяйства РФ Оксана Лут и члены Ассоциации «Народный фермер» обсудили ключевые вопросы, волнующие малый и средний бизнес. Фермеры высказали свои предложения о том, как сделать хозяйства рентабельными, заинтересовать сельхозпроизводителей в увеличении объемов производства продукции, и рассказали, какой поддержки они ждут от регулятора.

Цель Ассоциации – увеличить доходы фермеров

Председатель ассоциации «Народный фермер» Олег Сирота рассказал, что Ассоциация создана совсем недавно, тем не менее, у нее уже много активных членов. В общей сложности в нее вошли 1800 человек, ведутся переговоры о вступлении в объединение представителей сообщества еще из 11 регионов страны.

— Наша задача донести до фермеров, представляющих малый и средний бизнес, что они могут хорошо зарабатывать и давать больше экспортной выручки, — заявил спикер. – Мы будем работать над увеличением средней доходности фермерских хозяйств, в том числе за счет создания условий для сбыта продукции, что позволит обеспечить страну доступным и качественным продовольствием.

Однако добиться этого, подчеркнул Олег Сирота, невозможно, если не обеспечить малый и средний бизнес землей, чтобы поля не простаивали, а вводились в оборот. Для этого нужны деньги, а, следовательно, льготное кредитование фермеров, которые более уязвимы, чем крупные предприятия. По словам руководителя, в этом направлении Ассоциация взаимодействует с Россельхозбанком и добилась определенных подвижек – отстраивается схема запуска предоставления льготных кредитов.

Среди первоочередных направлений работы — увеличение доли закупок фермерской продукции торговыми сетями, что обсуждается на уровне Минпромторга РФ. Ассоциация планирует провести ряд совещаний с представителями власти по вопросам снижения стоимости ГСМ и электроэнергии, а также стабилизации цен в рамках подготовки к весенней посевной.

С регионами намечено обсудить увеличение в текущем году объемов производства овощей и картофеля, в том числе в личных подсобных хозяйствах для поставок в торговые сети и маркетплейсы.

— Надеемся, что мы сдвинем с места проблему с сертификацией, что даст толчок для развития личных подсобных хозяйств, — подытожил председатель объединения. — Также Ассоциацию очень волнует вопрос внедрения обязательной маркировки на молочную продукцию для фермеров, которая стартует с 1 декабря 2022 года. Как она будет проходить, как будет действовать система штрафов? Вопросов много, и мы планируем их решать.

Минсельхозу не хватает взаимодействия с фермерами

В рамках конференции Оксана Лут подчеркнула, что ведомству «не хватает взаимодействия» с представителями малого и среднего бизнеса. Она сообщила, что в 2022 году Минсельхоз подпишет с Ассоциацией соответствующее соглашение, что необходимо для предоставления государством мер поддержки.

— Ассоциация должна войти в программы финансирования фермеров, включая программу развития сельских территорий, где фермеры – наши основные партнеры, — подчеркнула замминистра. — Также существует программа о земле, одно из ключевых направлений которой – взаимодействие с фермерским сообществом с точки зрения вовлечения земель в оборот. Это базовые направления, по которым мы должны совместно двигаться с фермерским движением.

Оксана Лут сообщила, что у регулятора существуют системные вопросы, которые ведомство пытается решить на государственном уровне вместе с коллегами из Госдумы и Совета Федерации. Но есть и частные вопросы от малого бизнеса, которые должны рассматриваться на региональном уровне.

Проблема выхода в торговые сети

Максим Гриднев, руководитель Ассоциации фермеров Московской области, отметил, что фермерам сложно конкурировать с крупными производителями в ритейле.

— У нас продукция натуральная и цена на нее намного выше, чем у агрохолдингов, — заявил он. — Фермерам очень сложно войти в торговую сеть, которая требует определенного объема поставок, что для нас невозможно.

Выходом из ситуации он видит локальные поставки в торговые сети на уровне районов, где фермеры занимаются производством продукции. Для этого нужно создать на базе ритейла фермерские полки. Ассоциация планирует проведение с «сетевиками» совместных сессий, чтобы обговорить тесное сотрудничество.

— Мы боремся с торговыми сетями последние три-четыре года, но дальше разговоров дело так и не продвинулось, — отметил Максим Гриднев. — Поэтому малый бизнес активно осваивает маркетплейсы — Озон и Алиэкспресс, которые идут нам на встречу.

Он сообщил также, что в Московской области фермерам субсидируют до 500 тыс. рублей на затраты, связанные с рекламой и логистикой для работы с электронными площадками продаж.

— Это очень хорошая программа, надеемся, что она будет развиваться по всей России, — добавил Максим Гриднев.

— Мы тесно общаемся с сетями, в «Магнитах» и «Пятерочках» второй год организованы специальные фермерские полки и ритейл анализирует трафик и доходы, — прокомментировала Оксана Лут. — Если честно, то мы сейчас такой большой ставки на реализацию фермерских продуктов в сетях не делаем, так как в настоящее время больших объемов и системных поставок от фермеров ждать не приходится. Поэтому сети ушли в большие агропоставки, которые активно развиваются, особенно в овощном сегменте.

Замминистра напомнила, что регулятор разработал меры поддержки для реализации фермерами переработанной продукции. Многие хозяйства отказываются от реализации товара в сетях и ищут свои каналы продаж.

— По поводу маркетплесов скажу, что за ними будущее, они развиваются сумасшедшими темпами, — считает замминистра. — У нас три крупных агрегатора, которые начали работать с фермерскими продуктами с прошлого года, там нет таких жестких требований, как у сетей.

Проблема сокращения поголовья на фоне убытков

Татьяна Санкеева, исполнительный директор Ассоциации фермеров Ульяновской области, сообщила, что в отрасли животноводства региона сложилась крайне сложная финансовая ситуация, обусловленная резким удорожанием материально-технических ресурсов, повышением цен на белковые корма, ростом цен на энергоносители, ГСМ и так далее.

По ее словам, с конца 2020 года цены на отдельные кормовые компоненты подскочили на 50-100%, при этом в себестоимости фермерской продукции затраты на корма достигают 60-70%. Затраты на племенной скот увеличились на 30%, технологическое оборудование для животноводства подорожало на 40-50%, сельхозтехника — на 50%, ветпрепараты – на 30%, энергоресурсы – на 15%.

Кроме того, существенный удар по аграриям нанесла прошлогодняя жара, которая снизила урожай зерновых культур в Ульяновской области на 40%, а кормовых – в два раза.

Практически все фермеры, занимающиеся животноводством, параллельно выращивают растениеводческие культуры. Но если в предыдущие годы это перекрывало выпадающие доходы, то в текущем году такая диверсификация стала практически невозможной.

Как отметила спикер, резкий рост себестоимости производства животноводческой продукции не был компенсирован ростом отпускных цен, что привело к падению доходности фермеров. Максимально пострадало молочное скотоводство, где себестоимость производства 1 литра молока возросла на 40-45%, а цена реализации увеличилась только на 9%. Молоко фермер сдает на переработку по 27 рублей, а его себестоимость – 32-34 рубля.

В Ульяновской области насчитывается 80 депрессивных предприятий, в которых содержится 13 тыс голов коров или 30% от общей численности в сельхозорганизациях региона. Производство молока в них составляет 33% от общего объема.

— На фоне убытков фермеры региона в 2022 году начали сокращать поголовье коров, — констатировала эксперт. — По итогам 2021 года валовое производство молока во всех категориях хозяйств Ульяновской области составило около 223 тыс тонн или 98% к уровню 2020 года. Суммарная мощность молокоперерабатывающих предприятий региона составляет 287 тыс тонн. Чтобы обеспечить загрузку этих предприятий необходимо увеличить объем производства молока в хозяйствах всех категорий на 64,5 тыс тонн. А как это сделать без господдержки, мы не понимаем? Учитывая сложившуюся ситуацию отрасли необходимо срочное принятие антикризисных мер.

Исполнительный директор считает, что основным критерием повышения рентабельности всегда было предоставление малому бизнесу субсидий, что не приводит к удорожанию конечной стоимости продуктов для населения.

— Хочу обратить внимание Минсельхоза, что для сохранения молочной отрасли животноводства и обеспечения продовольственной безопасности фермерам необходимо увеличить господдержку, — резюмировала Татьяна Санкеева. — В Ульяновской области на производство молока в 2021 году направлено 129 млн рублей. Однако согласно расчетам научного сообщества и экспертов животноводческого рынка для выправления ситуации в отрасли необходимо выделение из регионального бюджета дополнительно не менее 400 млн рублей, чтобы сохранить поголовье КРС и дать хотя бы небольшой импульс дальнейшему развитию молочного животноводства.

Оксана Лут ответила, что молочная отрасль – «самая любимая» в Министерстве АПК РФ и такой господдержки, как здесь, не имеет никто. По ее словам, в Минсельхозе понимают, что регулятор должен компенсировать «выпадение поголовья» в личных подсобных хозяйствах, поэтому ведомство предоставляет компенсирующие и стимулирующие субсидии на производство молока.

— Существует льготное кредитование, капексы на строительство ферм от 400 голов, в конце прошлого года выделили 10 млрд рублей на субсидирование растущих в цене кормов, в середине текущего года планируем сделать то же самое, — перечислила меры господдержки замминистра. — Регионы тоже выделяют финансирование. Я не понимаю, что можно сделать еще? Я этот вопрос каждый год слышу, но что еще придумать, не знаю. Возможно, это вопрос эффективности работы самих предприятий.

В заключении Оксана Лут добавила, что Минсельхоз поручит Ульяновской области предоставить регулятору предложения по ситуации в регионе, где очевидна перспектива выбытия объемов производства молока от малых производителей.

Использование «серых» схем при реализации молока-сырья

Михаил Шконда, президент Ассоциации КФХ, ЛПХ и кооперативов Ленинградской области поднял сразу две проблемы, касающиеся сбыта сырья и дополнительной финансовой нагрузки в связи с введением с 1 марта 2022 года изменений в ветеринарные правила.

Он рассказал, что у фермера есть два пути реализации продукции. Первый – продажа переработчикам молока с использованием системы «Меркурий».

Второй путь, когда фермер сам продает свою продукцию. Но здесь возникают подводные камни – необходимо оформлять много документов для реализации, плюс к этому добавится дополнительная финансовая нагрузка – введение с 1 декабря 2022 года обязательной маркировки.

— Малый и средний бизнес уходит в некоторую «серую» зону, о которой не принято говорить, то есть не вся продукция официально легализуется и реализуется, — уточнил эксперт. — Маркировка, на мой взгляд, не будет способствовать развитию производств, так как у фермеров нет столько денег. В Ленинградской области фермер, у которого в хозяйстве 20-50 дойных коров, сдает молоко по 30-35 рублей за 1 литр. После введения маркировки он просто не выживет.

Отдельно спикер остановился на новых ветеринарных правилах, выполнение которых «несет для фермеров финансовые и технические сложности». Уже подсчитано, что их исполнение приведет к дополнительным ежемесячным затратам до 165 тыс рублей с одного фермера.

— Да и срок экспертизы – ежедневно в течение трех часов — не выполним для каждой партии, — констатировал Михаил Шконда. – Во многих регионах нет даже ветподразделений в каждом районе, поэтому малый бизнес «гудит», его устраивал прежний порядок, который был выполним. Мы предлагаем оставить малому бизнесу, который торгуют своей продукцией на своей ферме или в своих точках продаж, проверку через «Меркурий», и освободить их от маркировки. По крайней мере, дайте нам время, пока мы не запустим до конца систему кооперации, которая позволит в будущем эту проблему решить.

В своем ответе Оксана Лут сказала, что Минсельхоз обратится в Минпромторг с просьбой рассмотреть возможность не маркировать реализуемую фермерами продукцию.

— Гипотетически рисков я здесь не вижу, но это требует обсуждения, — добавила она. — Обращение такое мы составим, и прошу тогда подключиться к диалогу ассоциацию «Народный фермер». Мы также совместно с Россельхознадзором посмотрим, как сделать осуществимым выполнение новых ветеринарных правил, чтобы мотивацию для фермеров сделать более прозрачной в плане штрафов. Мы за то, чтобы фермеры развивались без «серых» схем.

Вопрос регистрации фермеров до сих пор не решен

Бабкен Испирян, руководитель АККОР Калужской области, затронул еще одну больную для малого бизнеса тему — регистрацию фермерских хозяйств.

— Нам разрешили возводить постройки и торговать на своей земле, но у нас нет возможности зарегистрироваться, чтобы строиться и торговать на земле, — пояснил он. — Полтора года идет обсуждение механизма решения этого вопроса, говорят, что налоговая служба сделает отдельную пометку об индивидуальном предпринимателе — главе КФХ, но все это застопорилось, и на сегодняшний день решения нет. Если нет возможности сделать это в рамках федерального законодательства, то, возможно, Министерство АПК сделает свой реестр КФХ, в котором индивидуальные предприниматели могли бы зарегистрироваться. Иного выхода из сложившейся ситуации мы не видим.

Кроме того, как сообщил спикер, при переоформлении договора аренды земли на другого члена КФХ, «невозможно получить льготу» для фермерского хозяйства. Он попросил Минсельхоз разобраться с правоприменительной практикой для КФХ и ИП КФХ.

— Мы этот вопрос обсуждали в прошлом году, — заявила Оксана Лут. — По нашей информации, только 2,5% от всех обращений в министерство имеют такие сложности. Я знаю, что внесены изменения в закон о регистрации КФХ, который находится на рассмотрении в Правительстве, его готовят для обсуждения в Госдуме. Думаю, что в этом году мы решим этот вопрос. Мы подумаем, какие разъяснения нужно сделать, чтобы урегулировать ситуацию.

Без господдержки сельский туризм не сможет развиваться

Председатель ассоциации КФХ и сельхозкооперативов Красноярского края Андрей Болсуновский рассказал, что сельским туризмом занимается последние семь лет и очень рад принятому в прошлом году закону о сельском туризме, где прописаны правила предоставления бизнесу субсидий. Но этого мало, поскольку требования к фермерам «выставляются, как к Московскому зоопарку». Всем, кто задумывается о развитии агротуризма, спикер посоветовал учитывать массу других факторов, которые мешают развитию бизнеса.

— Я не очень понимаю, каким образом можно прописать взаимоотношения с территориальными органами, отвечающими за туризм, — добавил он. – Можно сколько угодно подготовить хороших проектов, но если нет состыковок, то о туризме речи быть не может, с чем я столкнулся на своем примере. Где денег взять на хорошее водоснабжение для открытия гостиницы, парковку и прочее?

Оксане Лут он задал вопрос, планирует ли Минсельхоз в рамках программы развития сельских территорий рассмотреть возможность государственной поддержки сельской инфраструктуры для развития сельского туризма.

— У нас много проблем в каждом бизнесе, в агротуризме тем более, — сказала замминистра. — Тема сельского туризма возникла недавно, только в прошлом году принят соответствующий закон и сейчас делаются лишь первые шаги. Все это новое и пока никто не знает, как с этим работать. Должно пройти год-два, чтобы понять, какие будут возникать нюансы и, конечно же, мы в интересах малого бизнеса все это отрегулируем, так как сельский туризм –это тренд, который нужно использовать. Мы со своей стороны будем развивать маркетинг, чтобы туры включали маршруты по маленьким населенным пунктам, где присутствует агротуризм.

Как заинтересовать ЛПХ в увеличении производства овощей?

Игорь Запевалов, координатор Ассоциации «Народный фермер» Пермского края, посвятил свое выступление проблеме заинтересованности личных подсобных хозяйств и сельхозкооперативов в обеспечении страны необходимым объемом овощей. Как уточнил спикер, это особенно важно для Пермского края, где традиционно выращиванием «борщевого набора» занимается большинство подсобных хозяйств.

— Сейчас ситуация достаточно сложная, в городах региона закрываются сельхозрынки, где малый бизнес мог бы реализовать выращенную своими руками продукцию, — сообщил эксперт. — Фермерам сложно не только зайти в сети, но и доставлять туда продукцию. Кроме того, покупателей и переработчиков не интересуют грязные овощи. Потребители хотят, чтобы овощи, включая картофель, продавались чистыми и откалиброванными в удобной упаковке – сетках. Сейчас переработчики пошли дальше, предлагают упаковывать картофель в вакууме, социальная сфера хорошо «подсела» на вареный картофель.

Игорь Запевалов считает, что важно соединить интересы производителей и сельхозкооперативов, простимулировав и тех и других. Возможные меры — субсидирование кредитных затрат для ЛПХ, направленных на малую механизацию. А потребительским кооперативам нужны деньги для калибровки, мытья и фасовки овощей.

— Мы в прошлом году пришли к необходимости работать с личными подсобными хозяйствами на федеральном уровне, потому что производство овощей в стране пришло к критичному уровню, — заявила Оксана Лут. — Понятно, что ЛПХ нужно поддерживать, чтобы они увеличивали объемы производства овощей. В прошлом году Минсельхоз начал вести диалог с Правительством о финансовой помощи, и оно нас поддержало. С этого года мы включили ЛПХ в прямые стимулирующие субсидии, у нас есть определенная сумма, чтобы все регионы начали доводить субсидии до личных подсобных хозяйств, но при условии, что они зарегистрированы как самозанятые.

Как уточнила замминистра, очень важно, чтобы ЛПХ платили налоги на профессиональный доход. Кроме того, если ЛПХ будут в статусе самозанятых, то Минсельхоз сможет решить и вопрос по сертификации продукции, который очень волнует представителей отрасли.

По словам руководителя, 2022 год станет пилотным, по его результатам будут сделаны выводы об эффективности мер. Возможно, к уборочной удастся договориться с Россельхозбанком о предоставлении льготных кредитов для ЛПХ, чтобы они были заинтересованы в увеличении объемов производства овощей и их реализации.

— Мы подсчитали, что в стране 22 млн ЛПХ, у которых 10-12 млн га земли, но она не работает, — уточнила Оксана Лут. — Поэтому далее будем рассматривать кредитование сельхозпредприятий для закупок овощей у населения. Предстоит определиться как с финансированием, так и с отработкой всех организационных процессов. Плюс мы стали привлекать к реализации торговые сети, которые готовы заключать по овощам контракты на небольшие объемы.

(По материалам dairynews.ru)