ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Ценник на амурскую морковь в январе вырос почти вдвое, а на капусту — практически в два с половиной раза. Существенно поднялась стоимость и свеклы с картофелем. Торговые точки взвинтили цены из-за создавшегося на рынке дефицита местной продукции и оттого повысившегося спроса. Урожай закончился раньше времени по нескольким причинам — из-за гибели на полях Приамурья во время паводка почти половины овощных посевов и трети картофельных, а также из-за острой нехватки хранилищ. О том, как снизить цены на местную продукцию и почему выгодно заняться овощеводством именно сейчас, на пресс-конференции рассказал зампред областного правительства, министр сельского хозяйства Приамурья Олег Турков.

Небывалый скачок цен на картофель и овощи возмутил амурчан. По статистике, в сравнении с январем прошлого года стоимость капусты выросла на 120 процентов, моркови — почти на 93 процента, картофеля — на 73 процента.При этом фермеры подняли расценки на свой товар несущественно, в связи с традиционным подорожанием удобрений, семян, средств защиты растений и ГСМ. К примеру, цена на картофель увеличилась на 29 процентов — с 28 рублей за килограмм в прошлом году до 36 рублей сегодня. Однако в торговых точках стоимость на тот же товар выросла на 73 процента — до 62 рублей. Двойная и тройная накрутка на свежую продукцию образовалась благодаря оптовым продавцам и магазинам. Соблазн взвинтить цены до уровня, который приемлют покупатели, велик в условиях создавшегося дефицита и повышенного спроса.

Нехватка картофеля и овощей местных производителей на прилавках была ожидаема. Этим летом из-за паводка фермеры не выполнили план уборочной.

Между тем нарушений законодательства в такой ценовой политике амурские чиновники не видят. Ситуацию на рынке мониторят сразу несколько ведомств — министерство сельского хозяйства, министерство экономического развития, Федеральная антимонопольная служба.

— По нашим данным, на фермерских рынках можно найти продукцию подешевле: картофель по 65 рублей за килограмм, капусту по 90 рублей, морковь по 80 рублей, — заверил Олег Турков. — Продукт может быть по-разному подготовлен к употреблению: помыт, расфасован, упакован. Чем привлекательнее и удобнее — тем дороже.

Судя по количеству предложений, немало амурчан согласны заплатить больше, чтобы готовить из уже чистых и тщательно отобранных овощей. Задача фермера здесь — вырастить продукт и продать по рентабельной цене. Посредники доводят овощи до товарного вида и, соответственно, берут за свой труд плату.

«Во многих развитых странах подготовкой и продажей продукции населению занимаются кооперативы, — добавил министр. — У нас пока организовать это не получается, хотя мы приветствуем и готовы помогать».

В этом году площадь под посев картофеля увеличится на 400 гектаров, а овощей — на 130 га. Но даже такой прирост не закроет потребности жителей региона в свежей продукции. Вместе с личными огородами население Приамурья обеспечивает себя овощами открытого грунта — свеклой, морковью, капустой — лишь на 30 процентов.

Овощеводство и картофелеводство — сложные отрасли, которые требуют больше рабочих рук и мест хранения с особыми условиями, нежели зерновые культуры и соя. При этом рентабельность такого товара во времена пандемии и закрытых границ очень высока. Чтобы замотивировать фермеров заниматься картофелем и овощами, правительство предлагает существенные меры поддержки. С этого года за каждый новый картофельный гектар предприниматель будет получать 70 тысяч рублей от государства, а за овощной га — 40 тысяч рублей.

Правда, увеличить площади посевов тоже не так-то просто. Исторически сложилось, что половина всех овощей и картофеля выращивается в Благовещенском районе. Некоторые фермеры готовы расширить свою территорию, но свободных участков здесь уже нет. Более того, фактически все плодородные земли в регионе введены в оборот. Осталось лишь 200 тысяч гектаров в северной и центральной части области.

Еще одна важная задача фермеров — сохранить выращенный урожай. Для этого необходимо строить хранилища, которых в области почти нет. В том числе из-за этого уже в январе жители региона не находят на прилавках местные овощи и картофель. Продавать урожай земледельцам приходится прямо «на корню». При этом немалая его часть еще осенью уходит в Якутию, Хабаровский край, Еврейскую автономию.

Третий год в Приамурье действует программа поддержки фермеров, готовых строить овощехранилища. Государство компенсирует половину затрат на уже возведенный объект. С этого года помощь будут оказывать в виде грантов: фермер получит деньги сразу, а не по факту работ.

— Сумму выдадим ту, которая нужна, были бы желающие, — отметил Олег Турков. — Сейчас один фермер строит такое хранилище, его стоимость — 60 миллионов рублей. Половину мы компенсируем, понимая, что для такого кредита тяжело найти первоначальный капитал.

(По материалам bezformata.com)