ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Пять лет назад в Приамурье был рекордный урожай кукурузы — намолотили более 20 тысяч тонн (валовый сбор 79 тысяч). Да и столь внушительных посевных площадей (21 тысяча га) в новейшей истории области ещё не было. И это несмотря на сверхдождливое лето-2016.

Круче сои

К этой сельхозкультуре в регионе отношение особое. Когда в 2014 году по всей стране был объявлен курс на импортозамещение в сфере АПК, кукуруза, в том числе амурская, стала самым уязвимым звеном в этом вопросе. Тогда у неё был экспериментальный статус, аграрии пробовали разные сорта, сама сельхозкультура сложна и капризна, поэтому любое амурское хозяйство, серьёзно ставившее на кукурузу, являлось испытательным полигоном.

И всё же в её перспективности практически никто не сомневался. По данным амурского минсельхоза, урожаи кукурузы гораздо больше, чем сои; кукуруза — универсальная кормовая культура; кроме того, она позволяет решить актуальную проблему севооборота. Наконец, тогда, пять лет назад, на российскую кукурузу активно рос спрос на азиатском рынке. Хотя в то время весь ДФО выращивал не так много, чтобы быть серьёзным игроком на рынке АТР в этом вопросе.

В основном амурская кукуруза идёт на фуражные цели: приготовление комбикормов, фуражного зерна, силоса — и на внутреннее снабжение, и на ДФО.

Так вот, в 2016-м Приамурье установило личный кукурузный рекорд. А в последующие годы показатели упали — судя по цифрам, это связано с посевной площадью. И вот в этом году нас, похоже, ожидает новый рекорд — около 80 тысяч тонн валового сбора. И это, заметим, в условиях катастрофического наводнения.

Своё лучше!

Беспрецедентный урожай в 2016 году объясняли, в частности, тем, что при посеве 70% использованных сортов были импортными (в 2015 году соотношение было 50х50) — значит, наши сорта слабоваты по урожайности?

«Зависимость от импортной составляющей не скрывается, — подчёркивали тогда амурские растениеводы. — Как бы мы ни старались, отечественная селекция не обеспечивает нас семенами на должном уровне».

Что теперь?

— На сортоучастках филиала ФГБУ «Госсорткомиссия» в трёх климатических зонах проводится большая работа по проверке адаптации сортов и гибридов кукурузы в почвенно-климатических условиях области, — пояснили в минсельхозе. — Ежегодно исследуется около 35-40 сортов и гибридов. Всего в госреестре селекционных достижений зарегистрировано 58 сортов и гибридов, разрешённых к возделыванию. Из них 24 — отечественные. Что касается соотношения «своё — зарубежное» в 2015 году, то оно было всё же не 50х50, а 55х45 в пользу отечественного. Валовый сбор тогда вышел на 73 тысячи тонн. А в 2016 году доля отечественных сортов упала до 27,3%, а сбор увеличился. В целом отечественные сорта и гибриды кукурузы идут в Приамурье на кормовое направление, а на зерновое — зарубежные.

Но всё же за последние пять лет доля зарубежных гибридов в общей площади посева амурской кукурузы выросла на 15%. Соотношение «своё — чужое» в 2017 году было 28,8х71,2, в 2021-м — 13,8х86,2. Впрочем, ряд отечественных компаний поддерживают хороший уровень своих сортов на рынке. Более того, некоторые гибриды даже конкурируют с передовыми иностранными, имея при этом более низкий ценовой сегмент. И вообще, если говорить о рентабельности производства и экономичности, своё, безусловно, лучше.


Кстати

В том же 2016-м амурский минсельхоз хвалился в целом урожаем зерновых — около 500 тысяч тонн: мол, такой урожайности не просматривалось за всю историю амурского растениеводства. Однако в 1989-1990 гг. мы производили зерновых более 1 млн тонн. Так что рекорд относительный.

Кстати, по главной сельхозкультуре региона, сое, максимум сбора в истории был достигнут в 2017 году — 1 млн 265 тыс. тонн.


Между тем

На протяжении четырёх последних лет снижаются посевные площади картофеля и овощей, — отметил зампред правительства области Олег Турков. — Среди основных причин — неблагоприятные погодные условия. Только в 2021 году из-за паводка было списано 600 га посевов. Ещё одна причина —  отсутствие современных овоще- и картофелехранилищ, а также сложности в хранении овощных культур в отличие от сои и зерновых. При этом из года в год урожайность овощей и картофеля растёт. Для поддержки и развития этого направления в регионе действует пакет мер помощи: например, компенсация 20% фактической стоимости объекта в сфере производства овощей закрытого грунта. В планах оставить их действующими, изменив механизм их предоставления. Есть задумка предоставлять гранты на увеличение посевных площадей — по 70 тысяч рублей за гектар. Это даст +600 га по картофелю. Гранты будут предусмотрены и  на строительство овоще- и картофелехранилищ — до 50% фактической стоимости объекта. Главой региона поставлена задача выйти на самообеспеченность этими сельхозкультурами (это оформлено в стратегию до 2025 года).

Кстати, у самого губернатора нет уверенности, что действующие и планируемые меры поддержки дадут нужный эффект. Он предлагает поискать варианты вовлечения в эту отрасль крупных аграрных компаний. Например, увязать меры господдержки на выращивание сои и овощеводства.

По сое, кстати, планируется строительство и модернизация мощностей по переработке, в том числе глубокой. К 2025 году ожидается прирост мощностей до 370 тысяч тонн сои в год. Кроме того, в 2022 г. запланирована поддержка предприятий в сфере животноводства. Всё это должно привлечь максимум инвесторов в область.

(По материалам 2×2.su)