ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Остановить распространение африканской чумы свиней (АЧС) можно только при условии соблюдения всего комплекса мер борьбы с этой инфекцией всеми субъектами. В противном случае вирус будет долго кочевать по стране. Таким мнением поделился Георгий Джаилиди, заместитель директора Ленинградской межобластной ветеринарной лаборатории.

— Начнем с федеральных проектов и программ. Идентификация и учет животных скоро станут обязательными. Насколько это актуальный вопрос для страны и сельхозпроизводителей?

Георгий Джаилиди: Это вопрос из той серии, которые перезрели. Мы внедряем системы прослеживания продукции, мы занимаемся электронной сертификацией, но самое главное в производстве качественной продукции – это здоровье животного. То есть если мы не будем понимать, от какого животного получена продукция, куда она потом направлена, вся наша система просто-напросто работает очень условно.

Нельзя сказать, что в Российской Федерации не занимались идентификацией животных. В любом сельскохозяйственном кооперативе, предприятии обязателен учет крупного рогатого и мелкого рогатого скота, по крайней мере племенных свиней, и это делалось издавна. Ветеринарные лаборатории не принимают животных по кличкам. То есть для того, чтобы предоставить опись для проведения исследования, необходимо, чтобы каждое животное было представлено инвентарным номером.

Однако нумерация, которая была и которая есть, ведется каждым предприятием, каждым субъектом по-своему.

При этом в мировой практике во многих странах внедрены системы с уникальными номерами для каждого животного. Мы сейчас должны подходить к этому.

И пока не будет правил игры в целом по России, невозможно субъектам внедрять идентификацию. Я сам работал в Ставропольском и Краснодарском краях, и мы остановились, потому что побоялись: сейчас понесем затраты, выйдут новые правила, нам придется вести маркировку животных по-новому. А это дополнительные затраты для владельцев и дополнительный стресс для животных.

— Но тем не менее около 30 регионов уже пошли по пути эксперимента и внедряют маркирование домашних и сельскохозяйственных животных.

Георгий Джаилиди: Ни одна область не обходится без идентификации. Но я говорю о переходе к единым правилам в масштабах всей страны.

Поэтому считаю, что необходимо как можно быстрее принимать не только соответствующий закон, но и правила мечения животных, которые будут определять, каких животных, каким образом и какими бирками или чипами метить.

— Какую роль в распространении АЧС носят частники, мелкие свиноводческие хозяйства? Есть мнение, что они часто нарушают правила биобезопасности.

Георгий Джаилиди: Я бы не стал выдергивать именно одни ЛПХ (личные подсобные хозяйства). Я скажу по своему опыту, как заходила АЧС на территорию Российской Федерации. Сначала были вспышки среди диких кабанов, потом пошли личные подсобные хозяйства, а после этого начались вспышки в крупных свиноводческих комплексах.

То есть нельзя выбрасывать ни одну единицу и ни одно звено из этой цепи. Наличие дикого кабана не всегда означает, что именно от него чума попала на какое-то предприятие, это будет неправильно. Но наличие дикого кабана и вспышек АЧС среди диких кабанов – это гарантия того, что рано или поздно ружье, которое висит на стене, выстрелит.

Я считаю, что разведение свиней в домашних условиях – это действительно основная беда для свиноводства России в целом. И именно это основной источник заноса АЧС на крупные комплексы. Кроме этого я бы назвал еще одну причину распространения АЧС – нецивилизованная торговля свининой. То есть зачастую свинью убивают где-нибудь в лесополосе, где-то за деревней это мясо разделывается. И сейчас по Интернету можно заказать фермерскую свининку, домашнюю курочку. Тебе ее привезут домой без ветеринарных сопроводительных документов, без проведения ветеринарно-санитарной экспертизы. И мы понимаем, что обеспечить в таких условиях сохранность поголовья и полностью уйти от эпизоотии, наверное, не получится.

(По материалам журнала «Ветеринария и жизнь»)