Российское сельское хозяйство оказалось единственным сектором экономики, производство в котором сократилось по отношению к прошлому году. При общем росте экономики выше 5% производство в сельском хозяйстве упало за восемь месяцев этого года на 3,4% в денежном выражении. Снизились и физические объемы – в производстве скота, птицы и яиц. Продажи зерна сельхозорганизациями сократились на 4,3%. Агросектор не растет в этом году из-за низкого потребительского спроса и позднего начала сбора урожая, считают эксперты. Административное сдерживание экспорта и внутренних цен пока еще не привело в заметному сокращению производства, считают они.
На фоне общего восстановительного роста российской экономики сельское хозяйство оказалось практически единственным падающим сектором. Выпуск товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности увеличился за восемь месяцев этого года на 6,4% по отношению к тому же периоду прошлого года.
Промышленное производство выросло на 4,5%. Оборот розничной торговли увеличился на 8,8% по сравнению с провальным 2020 годом. И лишь выпуск продукции сельского хозяйства упал на 3,4% в стоимостном выражении.
При этом цены производителей сельхозпродукции оказались выше прошлогодних за январь–август почти на 20%. Розничные цены на продукты питания выросли больше чем 8%.
Средние цены на курятину за восемь месяцев этого года были на 16% выше прошлогодних. Остальные виды мяса стали дороже больше чем на 9%.
Рекордным подорожанием выделилось подсолнечное масло (+27,1%) и сахар (+146,8). Яйца куриные подорожали почти на четверть. Плодоовощная продукция стала дороже на 10%. Практически все продукты питания дорожают со значительным опережением средней официальной инфляции. Парадоксально, но при таком росте цен общее производство агросектора в денежном выражении падает.
В августе отрицательный вклад в рост экономики внесло сельское хозяйство: падение выпуска отрасли в годовом выражении составило 10,1%, отмечается в последнем отчете Минэкономразвития. К уровню двухлетней давности снижение в сельском хозяйстве составило 6,3%.
«На показателях сельского хозяйства отрицательно сказываются более слабые результаты уборочной кампании текущего года. По данным Росстата, показатели сбора зерновых и зернобобовых культур по состоянию на 1 сентября были на 9,6% ниже аналогичного периода прошлого года, по картофелю на 6%, по овощам на 5%. По данным Минсельхоза России, по состоянию на 30 сентября показатели сбора зерновых и зернобобовых культур были на 13,6% ниже уровня прошлого года», – говорится в докладе Минэкономразвития.
Ссылки на поздний сбор урожая понятны. Но они не объясняют совокупное падение за все восемь месяцев 2021 года. В этот период производство скота и птицы в живом весе снизилось (–0,3%). Производство яиц сократилось (–0,3%), а производство молока не выросло (+0%).
Продажа продукции сельхозорганизациями стагнировала: зерно (–4,3%), скот и птица (+0,4%), яйца (–1,4%), молоко (+1,1%).
Впрочем, многие эксперты призывают не торопиться с выводами и дождаться конца года для выводов о состоянии сельского хозяйства.
«Причин сокращения производства может быть много. По мясу наращиванию производства и развитию мешает в первую очередь низкий платежеспособный спрос», – говорит директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда.
При этом, по ее словам, возможности экспорта мяса у российских производителей все еще ограниченны.
«В среднем фактическое потребление мяса уже соответствует рациональным нормам и даже превысило их. Но это в среднем. А в реальности остаются значительные группы населения с недостаточным доходом, мясной рацион которых много скромнее средних показателей», – говорит Наталья Шагайда.
Исправить эту ситуацию, по словам эксперта, могла бы специальная продовольственная поддержка уязвимых групп. При такой поддержке граждане с низкими доходами могли бы увеличить покупки мяса, стимулируя тем самым его производство.
«Яйцо в России – это доступный, ценный, вполне конкурентный продукт по сравнению, например, с мировыми ценами. У яйца в РФ значительный запас конкурентоспособности в отличие от многих других животноводческих продуктов», – считает Наталья Шагайда.
Однако, по ее словам, производители зажаты между растущими ценами на зерно, ценами на импортные составляющие и низкими доходами потребителей.
«Потребитель очень плохо реагирует на рост цен. Даже удивительно, что производители яиц относительно мало снизили производство, что произошло на фоне вспышек птичьего гриппа», – отмечает эксперт.
Производство молока в стране практически не растет, несмотря на впечатляющие успехи в сельхозорганизациях по надоям, и в фермерских хозяйствах по темпам роста объемов производства.
Особых опасений из-за спада аграрного производства пока нет.
«Россия в основном производит много больше продукции, чем потребляет. Прошлый год был лучше по погодным условиям, 2021 год немного хуже, но тоже очень неплохой», – считает эксперт.
Ограничения экспорта, по ее словам, еще не привели к сокращению посевов.
«Несмотря на ограничения, производство зерна и растительного масла остается привлекательным видом деятельности, производство сознательно сокращать не будут», – прогнозирует Наталья Шагайда.
Между тем руководство Минсельхоза надеется на прирост производства свинины, если предприятия смогут защитить себя от заражений африканской чумой свиней (АЧС). Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев провел совещание с руководством регионов, представителями Россельхознадзора и ветеринарных служб.
Переработчики свинины, обеспокоенные ростом цен на сырье, предлагают ввести квоту на ее беспошлинный импорт. Производители мяса – против этого. Они уверены в скорой стабилизации цен. По словам министра, на которого ссылается пресс-служба ведомства, текущая ситуация по производству свинины в целом позитивна. По прогнозу Минсельхоза, в этом году отрасль покажет положительную динамику, производство превысит 5,5 млн тонн.
(По материалам «Независимой газеты»)