ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Урожайность зерновых в этом году, примерно, на 15% выше прошлогодней. Однако темпы уборки существенно тормозит дождливая сырая погода. Техника просто не может зайти в поле в таких условиях, и созревшие колосья местами уже начали осыпаться.

В этом году растениеводам края предстоит убрать порядка 118 тысяч гектаров зерновых культур — пшеницы, овса, ячменя и более 28 тысяч гектаров масличных — рапса, подсолнечника, льна. Но уборочная кампания никак не наберёт обороты. Перерывы между дождями весь сентябрь не больше двух-трёх дней. Земля даже не успевает подсохнуть.

«Где-то на три недели мы уже отстаём. То есть в сентябре должно быть процентов 30-40 уже убрано. Потому что ещё у нас октябрь, когда можно ещё убирать зерновые, потому что он у нас сейчас тёплый, солнечный. За сентябрь и октябрь мы должны сто процентов всё убрать», — считает Роман Катников, начальник отдела растениеводства министерства сельского хозяйства Забайкальского края.

Но это если позволит всё та же погода — перестанет лить дождь и не положит урожай ранний снег. Пока же комбайны вязнут в грязи, поскольку в основном все они на колёсном ходу. А для такой осени, как нынешняя, нужна совсем другая техника — гусеничная. Но её в хозяйствах края практически не осталось. Просто из-за многолетней засухи потребности в ней не было.

«У нас более засушливые стали годы. И та техника как бы отошла на задний двор, большая часть её списана, а в основном она вся уже устарела. Поэтому сейчас нужно как-то перестраиваться. Чтобы в такие годы убирать хлеб, нужна другая техника», — говорит Роман Катников.

Кстати, другая техника нужна была и на нынешней посевной, когда колёсные тракторы тоже вязли в сырой земле и простаивали. У фермера из Приаргунского района Владислава Мунгалова уже в начале июня были опасения насчёт уборочной, когда он говорил:

«Год обещает быть сырым. По крайней мере, тут кто-то прогнозы делает, что отсутствие гусеничных комбайнов может сказаться осенью. То есть, вдвойне будет обидно, если будет урожай, а мы не сможем его убрать. Для этого, опять же я говорю, нужен комбайн и нужны инструменты. Что-то нужно делать. Я 10 лет назад приобрёл гусеничный комбайн. Он у меня есть. Поэтому мы всё-равно уберём. Пусть он, — «Енисей», — старенький, но мы здесь в этом плане немножечко застрахованы. А так, да, нужно приобретать комбайны, и этот год ещё раз подтолкнул меня к тому, чтобы подумать в этом направлении. То есть, комбайн всё равно надо брать. Но если не гусеничный и будет вот такая осень, то будет обидно, что деньги потратили, комбайн купили, а заехать не можем».

Старый «Енисей» на гусеницах есть и в сельскохозяйственном производственном кооперативе «Рушмалей» Читинского района. Руководитель кооператива Андрей Емельянов вынужден был взять в аренду, а потом и купить ветерана в Иргени. Иначе урожай было бы не убрать.

«Во-первых, рассчитывали на то, что комбайны возьмём колёсные. А колёсные комбайны не пошли, стали застревать в пашнях. Поэтому из старых запасов у друзей попросили гусеничный комбайн, подлатали его немного. Вот гусеничным комбайном убираем. Потому что колёсники проваливаются и убрать невозможно», — говорит Андрей Емельянов.

Нынче в «Рушмалее» и посевные площади больше, да и овёс вырос не в пример прошлогоднему — высокий, красивый. Так что не убрать его вовремя было бы обидно.

«Тот комбайн, который в прошлом году закупили, починили, потихоньку будем им убирать. Потому что поля в этом году всё равно сырые. А комбайн гусеничный нам в помощь», — рассказал Андрей Емельянов.

В целом же по краю ситуация остаётся тревожной. По данным на 27 сентября, зерновые культуры убраны с площади лишь в 10 411 гектаров, что составляет примерно 10% от плана; рапс — с 6 312 гектаров. И это 22% от плана. В общей сложности, с полей собрано 13 тысяч тонн зерна и 6 тысяч тонн рапса. К уборке подсолнечника и масличного льна ещё не приступали.

Сотрудники Россельхозцентра проводят на полях постоянный мониторинг так называемых карантиннных вредителей. Поскольку именно своевременное их выявление поможет сохранить урожай.

Насекомых собирают сачком. Срезают для лабораторных исследований и часть пшеницы.

В специальном сейф-пакете запечатывают срезанные колосья. Их передадут на исследование в лабораторию. Туда же отнесут феромонные ловушки, которые расставляют как под открытым небом, так и в помещениях.

«Феромонные ловушки привлекают самцов насекомых, которые обитают в складских помещениях. То есть, те насекомые, которые являются карантинными в Забайкальском крае», — говорит Вера Коптелова, представитель Россельхознадзора.

То, что притянула ловушка, детально исследуют. Результативно? Да. В прошлом году из 674 таких вот проб в 189 обнаружены карантинные вредители. Приграничью особое внимание.

«В период миграции есть опасность проникновения карантинных вредителей в приграничные сельскохозяйственные районы. Поэтому реагируем на сообщения о наличии подозрительных карантинных объектов. И относимся к ним внимательно. В том числе и при исследовании феромонных ловушек», — рассказала Ольга Матафонова, лаборант референтной лаборатории п. Забайкальск.

Пока самыми распространенными насекомыми, что угодили в расставленные ловушки, стали комары и мухи. А это значит урожай вне опасности, карантинных вредителей в нём нет.

Уже с начала сентября ветеринарные врачи в крае борются с опасной инфекцией среди крупного рогатого скота — узелковым дерматитом. В Забайкалье это заболевание наблюдается впервые. Чтобы предотвратить его распространение, необходимо прививать крупный рогатый скот.

В край узелковый или модулярный дерматит попал скорее всего из соседней Монголии, где сейчас на границе с Забайкальем наблюдаются многочисленные вспышки.

«Проявляется лихорадкой и поражением кожи у животных. Образуются узелки, из которых впоследствии вирус выделяется во внешнюю среду, что является фактором перезаражения. Разносчиками данной инфекции являются клещи и кровососущие насекомые», — отметил Андрей Лим, руководитель Государственной ветеринарной службы Забайкальского края.

Кроме того, этот ДНК-содержащий, а значит очень заразный вирус может распространятся и по воде. Ещё один фактор риска — незаконные перевозки скота. Всего месяц назад опасная инфекция была зафиксирована лишь в двух районах края, сегодня уже в семи.

«К сожалению, идёт распространение заболевания. Но сейчас все силы ветеринарной службы Забайкальского края брошены на то, чтобы его локализовать. То есть, идёт вакцинация крупного рогатого скота против модулярного дерматита и терапевтическое лечение. Данное заболевание поддаётся симптоматическому лечению . И для того, чтобы дальше не распустить всю эту заразу, пытаемся каким-то образом хотя бы купировать это всё», — говорит Елена Корнилова, и.о. начальника ГБУ Читинской СББЖ.

Заражённые животные теряют в весе, дают меньше молока. И если их не лечить, гибнут. Не из-за самой инфекции, а из-за попутных заболеваний, поскольку у бурёнок и бычков резко снижается иммунитет.

«В населённых пунктах, где выявлены данные заболевания, вводятся ограничительные мероприятия. Запрещён вывоз молока и мяса. Но следует отметить, что в неблагополучных пунктах и в угрожаемой зоне разрешён вывоз скота для сдачи на мясокомбинаты», — рассказал Андрей Лим.

В личном подсобном хозяйстве Максима Турунтаева из Читинского района 11 голов крупного рогатого скота. Хозяин, который ещё недавно был городским жителем, к здоровью животных относится внимательно.

«У нас всё с этим строго. Все прививки, все процедуры стараемся проходить вовремя, без нарушений, потому что лучше всё сделать вовремя, как нужно», — считает он.

Вот и в этот раз скот на подворье у Максима Турунтаева полностью провакцинировали от узелкового дерматита. Теперь профилактика этого заболевания, считают ветеринарные врачи, наряду с прививками от таких опасных болезней как сибирская язва, ящур и некоторые другие, скорее всего, станет в Забайкалье постоянной.

В минувшие выходные на Читинской государственной конюшне имени Хосаена Хакимова прошла традиционная краевая выставка-ярмарка «Золотая осень Забайкалья-2021».

Только за первые пять часов работы ярмарку посетило свыше семи тысяч горожан и гостей столицы. Купить на торговых рядах вблизи ипподрома можно было многое: от фруктов и овощей до мясной продукции, теплых варежек из верблюжьей шерсти и варенья из сосновых шишек.

— Выгодно. Очень выгодно. Очень много доступных вещей. Есть и фрукты и овощи. Подешевле. Мне понравилось, например, я взял виноград, взял груши. В основном фрукты. На порядок дешевле, — отметил один из посетителей ярмарки.

Продавцов на ярмарке тоже было немало. Большая часть — из пригородного Читинского района, но были и те, кто ради участия в выставке преодолел несколько сотен километров: из Чернышевска, Сретенска, Могойтуя и даже Приаргунска. Только сельскохозяйственных кооперативов было восемь.

«У нас действует программа по развитию кооперации, мы ежегодно выделяем на неё деньги. Буквально неделю назад отобрали ещё четыре сельхозкооператива , которым выделили грантов порядка около 35 — 40 миллионов на развитие кооперации. Эти люди используют средства на создание нового производства, приобретают холодильники, технологическое пищевое оборудование, чтобы торговать не только мясом, но и поставлять готовую продукцию», — рассказал Денис Бочкарев, министр сельского хозяйства Забайкальского края.

(По материалам ГТРК «Чита»)