Часть молочной продукции в Амурской области может подорожать осенью из-за введения ее обязательной маркировки. В связи с нововведениями производители несут многомиллионные расходы.
Новый этап
Десятки миллионов рублей в год — во столько оценивают только текущие затраты в связи с введением маркировки молочной продукции на одном из крупных амурских предприятий. Один QR-код стоит 50 копеек плюс 20% НДС — то есть 60 копеек. Это, условно говоря, только за сам факт нахождения информации о конкретной упаковке в общей системе. Помимо этого, придется нести расходы на содержание оборудования, закупку различных комплектующих, расходных материалов (в том числе для нанесения кодов на упаковку — например, чернил). Как сообщил технический директор «Молочного комбината «Благовещенский» Александр Фетисов, в их случае годовые затраты на все это — около 48 миллионов рублей. Но все это — не считая закупки собственно оборудования, которое нужно поставить на каждую производственную линию. Одна линия — это несколько миллионов рублей в зависимости от особенностей конкретного производства. Специалисты двух крупных амурских предприятий назвали суммы, которые варьировались от 4,3 до 10 миллионов на линию.
С 1 сентября начнется очередной этап обязательной маркировки молочной продукции. QR-коды будут наноситься на упаковки тех товаров, срок годности которых 40 суток и больше — в основном, ультрапастеризованное молоко и масло.
С 1 декабря — третий этап обязательной маркировки. А именно — для «молочки» со сроком годности до 40 суток. Это основная часть молочной продукции: фактически все молоко, кроме ультрапастеризованного, йогурты, творог, сметана и прочее. То есть на производителей выпадет еще большая нагрузка, чем при подготовке к сентябрю. А самый первый этап обязательной маркировки начался с 1 июня — он затрагивал мороженое и сыры.
— Первый этап мы прошли. Для второго этапа, стартующего с 1 сентября, оборудование поступило, проводится пуско-наладка. На третий этап — контракты все заключены, первые взносы оплачены, — рассказал Александр Фетисов.
Для сыров на предприятии установили узел ручной маркировки. Но если линия работает в автоматическом режиме, выдавая 7 тысяч пакетов в час, ни о какой ручной наклейке речи не идет. На этой линии устанавливаются: устройство, которое наносит этикетку, «техническое зрение», которое проверяет, читается ли код. На тот случай, если не читается, то работает выбраковыватель. После этого все укладывается в короб. Если где-то случится сбой, то вся линия может остановиться.
«Плавный переход»
Мороженое и сыры с QR-кодами уже можно найти в амурских магазинах. Сыры — в большей степени. У мороженого длительные сроки годности, с маркировкой оно пока встречается не так часто. Это касается как амурской продукции, так и пришедшей на наши прилавки из других регионов. Ведь мороженое может храниться несколько месяцев и даже до года. Продукция, маркированная в рамках второго этапа, тоже появится не сразу. 40 дней — существенный срок.
Поэтому, отмечают специалисты, переход к появлению на прилавках товаров с QR-кодами будет достаточно плавным.
— На предприятии все идет по плану. Мы соблюдаем все сроки маркировки продукции. Те товары, которые мы начнем маркировать с 1 сентября, пойдут на полки вместе с продукцией, произведенной ранее. В этом плюс ультрапастеризованных продуктов — срок годности большой, что позволяет длительное время сохранять все свойства, — пояснил руководитель отдела маркетинга Благовещенского Хладокомбината Николай Баластрик.
Минсельхоз
Недавно готовность участников рынка ко второму этапу маркировки молочной продукции обсудили в Минсельхозе России. Совещание провел министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев. Также приняли участие руководство Минпромторга России, представители региональных минсельхозов, молокоперерабатывающих предприятий и представителей отраслевых организаций — в том числе и из Амурской области.
«В нашей области производством молочной продукции со сроком хранения более 40 суток занимается два предприятия. Это крупные компании, которые осуществляют поставки во все субъекты Дальневосточного федерального округа. На втором этапе оснащению оборудованием для нанесения и считывания маркировки подлежит семь технологических линий, на которых выпускаются 45 наименований молочной продукции. В количественном отношении данная группа составляет порядка 86 тыс. тонн в год, 55% от общего объема выпускаемой продукции. Подготовка к внедрению маркировки идет в штатном режиме. Производители выбирают этикетирование и прямое нанесение на линии. Предприятия будут готовы к 1 сентября», — рассказал министр сельского хозяйства Амурской области Олег Турков.
Прозрачность
В последние годы маркировка вводилась для самых разных товаров: шуб, обуви, сигарет, фотокамер, фотовспышек, ламп-вспышек, автомобильных шин. Впереди еще новые этапы для духов и туалетной воды, упакованной питьевой воды.
Все это нужно для большей «прозрачности». Каждый покупатель с помощью специального приложения на смартфоне может проверить подлинность товара, просканировав QR-код. Амурское управление Роспотребнадзора время от времени сообщает о выявлении фальсифицированной продукции в нашем регионе. Например, в этом году обнаруживалось «нехорошее» масло «предприятия-фантома». Производство было зарегистрировано по адресу, который не существует, а сам товар не соответствовал ряду требований.
(По материалам газеты «Телепорт»)