ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Вот они, симпатичные телочки, пытливо смотрящие, переступающие с ноги на ногу, вертящие хвостами. Можно сказать, новоселки. На животноводческий комплекс предприятия «Амурская заря» района имени Лазо они прибыли из Алтайского края.

– Были такие дикие, а теперь стали ласковее, – говорит бригадир Елена Ташлыкова.

«Амурская заря» приобрела 64 головы племенных нетелей крупного рогатого скота красной степной породы по программе, которая предусматривает предоставление субсидии с возмещением 75% затрат.

– Первые дни ели зеленое сено, потом переключились на зеленую массу, – рассказывает о предпочтениях новоселок Ташлыкова. – Они пока с номерами. Имена получат осенью, когда отелятся…

В лидерах отрасли

Комплекс в Екатеринославке прогремел на весь край в 70-е годы, став первой фермой с полной механизацией и автоматизацией. Тогда в селе располагалось отделение Лазовского совхоза. В приснопамятные 90-е годы здесь избежали участи краснореченского, эльбанского и других доведенных до руин молочных комплексов. Правда, сокращение поголовья, невыплаты заработанного фиксировались с пугающей регулярностью.

В 2010 году за возрождение комплекса в Екатеринославке взялся Геннадий Фридман, ранее возглавлявший животноводческие производства Хабаровского и Бикинского районов. Это он назвал предприятие «Амурской зарей». С его уходом из жизни в 2015 году неприятности с персоналом и стадом снова заявили о себе.

Новая команда, возглавляемая Спартаком Хачатряном, с 2019 года управляющая «Амурской зарей», вывела предприятие в лидеры животноводческой отрасли края. Возросло поголовье, которое сегодня насчитывает больше тысячи животных. Увеличился парк техники, как следствие, укрепилась кормовая база, что обеспечило рост продуктивности.

– На одну фуражную корову мы надаиваем до 14 литров молока в день, – не без гордости уточняет бригадир.

За работой в соседний район

Производственная стезя Елены Ташлыковой вобрала в себя реалии отечественного животноводства. На ферму она пришла, не имея паспорта, выдававшегося в 16 лет. Другого пути для себя не представляла: дояркой работала ее мать. Было это в селе Венюково Вяземского района, где располагалось отделение Котиковского совхоза.

Без отрыва от производства освоила специальность осеменатора, была отмечена почетными грамотами и ценными подарками. Совхоз трансформировался в КГУСП – краевое государственное унитарное сельхозпредприятие, как Лермонтовское, Хорское и другие хозяйства.

Губернатор Виктор Ишаев и профильный министр Николай Кологоров находили варианты поддержки. С приходом Вячеслава Шпорта и Александра Купрякова восторжествовал либеральный подход: хозяйства были проданы.

– Остались одни руины, – так оценивает Ташлыкова состояние Котиковского сельхозпредприятия, которому отдала лучшие годы жизни.

В Екатеринославке она работает вахтовым методом. На выходные отправляется в Венюково, где ее ждут сын-школьник и муж. В рабочие дни квартирует на служебной жилплощади, которую арендует для нее руководство «Амурской зари». Заработком довольна, говорит, что аванс и получка выплачиваются без задержек.

– Скотники зарабатывают до 30 тысяч рублей, доярки – до 50 тысяч. А лучшие из доярок – до 70, – свидетельствует бригадир.

На комплексе в Екатеринославке работают не только местные, но и жители Павленково, Могилевки и других соседних сел. Кстати, в Павленково – ферма «Амурской зари». В ней содержатся в основном телята и молодняк. Там, как и на комплексе в Екатеринославке, рабочих рук не хватает.

Хотя в обоих селах безработные – едва ли не в каждом дворе. Женщины предпочитают жить на «детские», мужчины – на пособие по безработице. Эти выплаты кратно меньше зарплат в «Амурской заре», однако устраиваться на работу не спешат.

Иждивенчество? Наверное. Но есть и другая сторона медали: собственники полей и ферм, меняющиеся как перчатки, столько раз обманывали людей, что напрочь отбили охоту иметь с ними трудовые отношения. Да, Хачатрян ведет хозяйство образцово, с перспективой. Он приезжал в Хорский агропромышленный техникум, рассказывал выпускникам о возможностях «Амурской зари», в том числе о предоставлении служебного жилья. Но шлейф тотального кидалова, осевший в умах селян за пореформенные десятилетия, развеять непросто.

– Будем работать, – ограничивается ремаркой Спартак Аристакович, понимая, что два года его директорства воспринимаются как очередная рокировка должностных лиц.

Хотя ему удалось, пожалуй, главное – обеспечить финансовое благополучие «Амурской зари».

– Вероятно, не все понимают, что «Амурская заря» – это не сезонная работа, как принято у других сельхозпроизводителей, а круглогодичная. Следовательно, со стабильной зарплатой, – говорит заместитель министра сельского хозяйства края Сергей Васильев, имея в виду не только комплекс в Екатеринославке и ферму в Павленково, но мастерские, зерновой двор, другие объекты внутрихозяйственной кооперации.

Для обновления фондов

Прежде чем предложить «Амурской заре» приобретение племенного стада с возмещением трех четвертей затрат, краевой минсельхоз изучил положение дел в хозяйстве.

– Мы убедились, что оно обеспечено кормами. Заготавливаются силос, сенаж, сено. Приобретается комбикорм, – говорит начальник отдела животноводства министерства края Елена Талалай.

Поголовье представлено тремя породами – красной степной, черно-пестрой и симментальской. В последние годы приобретается племенное поголовье красной степной породы. Ей же было отдано предпочтение и на этот раз…

– В «Амурской заре» мы проводили семинар по технологии искусственного осеменения. Специалистам других хозяйств региона здесь есть чему поучиться, – продолжает начальник отдела животноводства.

Компания «Хабаровскплемсервис», учрежденная минсельхозом, провела на комплексе в Екатеринославке селекционный контроль качества молока. Результаты были представлены по каждой дойной корове. Цель очевидна – увеличение производства молока.

В минсельхозе видят как успехи, так и нужды «Амурской зари». Так, комплекс в Екатеринославке эксплуатируется без малого полвека. Назрела необходимость в ремонте фермы, модернизации оборудования. Та же картина на ферме в Павленково, которую планируется расширить до 400 скотомест. В министерство уже представлены документы на поддержку хозяйства, взявшегося за обновление основных фондов.

– Правительство края увеличило субсидии с 6,5 до 12 рублей за килограмм произведенного и сданного на переработку молока. Правда, переработчики сразу опустили закупочную цену и эффект от почти двукратного увеличения субсидий оказался смазанным, – признает заместитель министра сельского хозяйства Сергей Васильев.

Тем не менее «Амурская заря» сумела вложить полученные средства в обновление стада, покупку техники. В неблагоприятных погодных условиях обеспечила себя кормами.

– Почему одни развиваются, а другие разоряются? Потому что в рыночных условиях сельхозпроизводитель должен быть эффективным менеджером, а не только получателем субсидий, грантов и других форм поддержки! – убежден Сергей Васильев, подразумевающий не только «Амурскую зарю».

В том же районе имени Лазо компания «Вектор», созданная на базе КГУСП «Киинское», приняла 195 нетелей крупного рогатого скота молочного направления. В планах – увеличение дойного стада до 700 голов.

Компания «Полетное», тоже наследница КГУСП, преодолев лейкозный стопор, взялась за обновление животноводческих помещений и наращивание поголовья с расчетом на завоз племенных нетелей крупного рогатого скота молочного направления.

Кстати, адрес компании: село Полетное района имени Лазо, улица Колхозная. И не надо стесняться колхозно-совхозного происхождения! Коллективный труд – это равнение на передовиков и подтягивание отстающих, это товарищество на работе и после нее, это локомотив отечественного сельхозпроизводства и в наступившем веке!..

(По материалам Газеты «Приамурские ведомости»)