ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Центр изучения потребительского поведения Роскачества провел опрос более 1000 россиян из городов с населением более 100 000 человек из восьми федеральных округов:  считают ли потребители, что пандемия негативно повлияла на качество продуктов?

39% уверены, что качество некоторых продуктов снизилось. 57% думают, что за последний год качество особо не изменилось, 4% склоняются к тому, что оно повысилось. Больше всего претензий к колбасе, молоку и сыру.

По мнению опрошенных, качество продуктов снизилось в следующих продуктовых категориях:

Результаты опроса совпадают с количеством обращений граждан в Роскачество с просьбой проверить перечисленные категории. В этом году Роскачество исследует ультрапастеризованное молоко, сыры, варено-копченую колбасу и другие категории продуктов.

Представитель Ассоциации предприятий кондитерской промышленности «Асконд» отметил, что российские кондитерские изделия считаются одними из самых качественных не только на внутреннем рынке, но и на рынках других стран.

«Сегодня российский шоколад, конфеты, мучные и сахаристые изделия поставляются в 94 страны. По объему их экспорта в валовом выражении Россия занимает восьмое место в мире, по выручке — 11-е. При этом производители кондитерских изделий не разделяют продукцию на категории для внутреннего и внешнего рынков: на экспорт идут те же бренды и наименования, которые можно купить в любом российском магазине», — уточнил представитель ассоциации.

Общая структура использования сырья кондитерской отраслью такова, что ключевыми видами сырья являются сахар (38%), пшеничная мука (27%), какао-продукты, орехи и фрукты (16%), жиры (9%), крахмальная патока (6%), молочная продукция (4%), объясняет «Асконд».

«Как видно, возможности замены ключевых видов сырья нет. Кроме того, состав и качество кондитерской продукции в нашей стране регламентируется жесткими требованиями технических регламентов Таможенного союза, ГОСТами, техническими условиями (ТУ) и стандартами организаций (СТО), которые зачастую превосходят требования международных стандартов», — подчеркнул представитель ассоциации.

Отдельные компании в попытках создать более доступные по цене продукты пытаются экспериментировать с новинками, сокращая выпуск дорогих видов кондитерских изделий в пользу более бюджетных вариантов, продолжает представитель «Асконд». Например, исходя из конъюнктуры рынка, компании могут сократить объемы производства дорогих шоколадных конфет в коробках, увеличив при этом выпуск мармелада. Также возможно сокращение производства конфет с дорогими помадными начинками в пользу фруктовых начинок.

«Такие эксперименты, характерные главным образом для небольших и средних предприятий, ни в коем случае не говорят об ухудшении качества выпускаемой продукции — «шоколад» не может быть хуже «мармелада» — это просто принципиально разные продукты, один из которых априори более дорогой, а другой — более бюджетный», — подчеркивает пресс-служба «Асконд».

Крупные производители, входящие в состав ассоциации, которые производят 85% российского шоколада и шоколадных кондитерских изделий, гарантируют своим потребителям неизменность рецептур и традиционно высокое качество популярных и любых других сладостей.

«Таким образом, сегодня нет никакого повода говорить об ухудшении качества российской кондитерской продукции», — заключает представитель «Асконд».

Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько уверен, что мнение потребителей об ухудшении качества продуктов питания — это субъективная оценка. Она может быть основанная на трех факторах. Во-первых, возможно, во время пандемии люди стали проводить больше времени дома и внимательнее относиться к потребляемым продуктам.

«Может быть, продукты не стали хуже, но людям стало так казаться. Во-вторых, есть вероятность того, что с падением доходов населения люди стали покупать более дешевый и менее качественный товар. Третий фактор — возможно, некоторые переработчики стали использовать удешевляющие технологии и ингредиенты, что и привело к снижению качества продуктов», — сказал эксперт .

Гендиректор Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Артем Белов полагает, что качество молока и молочной продукции в последние годы серьезно улучшилось. К тому же, в этом товаре нет дополнительных ингредиентов. По его словам, повышению качества молока способствовали модернизация и строительство новых молочных комплексов.

Вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут тоже считает, что результаты опроса — это субъективное мнение.

«Необходимо помнить о том, что в период пандемии люди в основном покупали продукты питания в магазинах у дома или заказывали онлайн. При втором варианте человек не может посмотреть и выбрать товар, который ему нравится внешне. Я думаю, мнение о снижении качества продуктов — это психологический момент», — сказал он.

По словам Корбута, хотя у производителей сейчас увеличиваются издержки, качество продуктов остается на прежнем уровне, поскольку доходы населения падают.

«Если потребитель увидит, что качество товара ухудшилось, он просто перестанет его покупать», — считает он.

(По материалам пресс-службы «Роскачества» и журнала «Агроинвестор»)