Однако темпы прироста замедляются. В жару у животных и птицы падает аппетит, и они хуже набирают вес.
Жара, которая держится в ряде регионов, не окажет серьезного влияния на производство мяса, сходятся во мнении отраслевые эксперты.
— Безусловно, в регионах, где жара очень серьезная, и на фермах не удается обеспечить комфортные условия содержания скота и птицы, производительность снижается: падает аппетит животных, они медленнее набирают вес, — рассказывает глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.
Однако влияние внешней температуры сейчас не такое существенное как раньше, ведь современные технологии позволяют производителям поддерживать оптимальный температурный режим в помещениях, отмечает Юшин.
— Тем не менее, этим летом были ситуации, когда из-за погодных аномалий нарушался технологические процесс. Например, на одной из птицефабрик Ярославской области из-за жары отключилась электроэнергия, в цехах на час перестали работать вентиляторы и из-за нехватки кислорода 300 тыс. птиц задохнулись, — приводит пример он.
Исполнительный директор «Ринкон Менеджмент» Константин Корнеев отмечает, что сверхсильного влияния на деятельность птицеводов фактор жары не оказывает. В период сильной жары производители могут терять до 10% от ожидаемого объема птицы, однако многое зависит от организации процессов на предприятии, скорости приемки живка.
— Основной падеж происходит, когда птицу везут с фабрики на убой, — поясняет эксперт. Кроме того, если системы охлаждения не справляются из-за жары, то это негативно сказывается на конверсии корма, птица не набирает целевой вес к моменту убоя, добавляет он.
Серьезная жара в ряде регионов, где сосредоточены основные мощности по выпуску свинины, негативно влияет на животных: они меньше едят, соответственно, и растут хуже, несмотря на все предпринимаемые животноводами меры, говорит гендиректор Национального союза свиноводов (НСС) Юрий Ковалев.
По данным Союза, за первое полугодие производство свинины увеличилось на 135 тыс. тонн в живом весе благодаря выходу на производственную мощность новых проектов в Брянской, Орловской, Воронежской, Тульской, Кемеровской, Новосибирской областях, Приморском крае, Мордовии. Однако с конца прошлого года вплоть до февраля 2021-го начал нарастать комплекс эпизоотических проблем, связанных в первую очередь со вспышками африканской чумы свиней, напоминает Ковалев. Еще одна проблема — накопленный эффект от репродуктивно-респираторного синдрома свиней, негативно влияющий на продуктивность.
— Из-за этих двух факторов мы в общей сложности недополучили около 87 тыс. тонн свинины: где-то пришлось вырезать поголовье, где-то провести депопуляцию, — говорит он.
В итоге общий прирост производства в первом полугодии составил примерно 47 тыс. тонн. В июле-августе, по оценкам НСС, пик эпидемиологических проблем будет пройден, и темпы роста производства увеличатся. Общий прирост по итогам года, по оценке Союза, составит 3-4%.
(По материалам журнала «Агроинвестор»)