ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Около шести тысяч тонн меда в год производят сегодня в Приморском крае. Для сравнения: в советское время здесь получали 25 тысяч тонн — более трети всего объема этого продукта в стране. Трест пчеловодства объединял 24 совхоза, свой вклад вносили частные пасеки, мед экспортировали в Японию, Китай и Южную Корею. В девяностые годы прошлого века лидерские позиции были утрачены, большие хозяйства развалились. Пчеловоды мечтают восстановить медовую мощь края, в том числе существенно нарастить экспорт. 

Феномен региона

6,5 тысячи жителей Приморья держат пасеки, на которых трудится 70 тысяч пчелосемей породы «Дальневосточная».

И им есть где разгуляться. На юге округа произрастает более 40 медоносов, включая три вида дальневосточных лип, бархат амурский, диморфант. Большое количество этих растений, как и долгий процесс их цветения обеспечивают здесь медосбор в два-три раза выше, чем в западных регионах России.

— Мед в Приморье и соседних регионах Дальнего Востока содержит пыльцу эндемичных растений, что позволяет идентифицировать их с высокой степенью достоверности. Некоторые сорта продукта – бархатный и диморфантный, являются уникальными, — поясняет ректор Приморской сельхоз­академии Андрей Комин.

Пасеки в Приморье держат из поколения в поколение, но можно начать и с нуля, пройдя в Уссурийском агропромышленном колледже курсы проф­подготовки «Пчеловод». К слову, среди получателей «дальневосточного гектара» немало тех, кто решил заниматься производством меда.

Местные власти поддерживают инициативы пчеловодов по возрождению отрасли. Правовую базу регламентирует краевой закон от 2013 года, в помощь различные меры поддержки: компенсация половины затрат на покупку оборудования, грант в три миллиона рублей по программе «Агростартап» и до 30 миллионов – на развитие семейных пасек и кооперативов.

Для борьбы с неконтролируемой вырубкой липы (это самая большая угроза для пчеловодов) в Приморье с прошлого года определены «особо защитные участки» с дикорастущими медоносами на площади более 1,2 миллиона гектаров. Недавно стартовал совместный проект WWF России, Союза пчеловодов Приморья и ряда охотничьих хозяйств по сохранению медоносных участков в ареале обитания тигра. В Анучинском и Яковлевском районах началось совместное патрулирование ценных лесов.

В Уссурийске работает аккредитованная лаборатория: там можно определить качество меда как по российским стандартам, так и по нормативам стран АТР.

— При росте спроса мы готовы в течение пяти лет увеличить производство до 12-15 тысяч тонн и открыть еще две-три лаборатории, заточенные на экспертизу экспортного продукта, — сообщает министр сельского хозяйства Приморского края Андрей Бронц.

Сбыт — дело тонкое

По данным краевого минсельхоза, из Приморья на экспорт уходит в среднем до 2,5 тысячи тонн меда в год (в основном в Китай). В 2020-м из-за трансграничных ограничений, связанных с ковидом, отправили около 1,2 тысячи тонн.

— Наш продукт – экологически чистый, он не содержит препаратов, которыми обрабатывают сельхозкультуры, и вредных веществ, попадающих в мед, если пасека стоит вблизи дорог и крупных промышленных предприятий, — утверждает председатель «Союза пчеловодов Приморского края» Рамиль Еникеев. — Мы продаем свой товар в западных регионах России, в странах СНГ, но хотим расширить экспорт в другие государства.

Приморские пчеловоды приспосабливаются и к новым формам торговли. Так, глава крестьянско-фермерского хозяйства из Лазовского района Дмитрий Кузнецов ежегодно реализует через популярный сайт совместных покупок, магазины и ярмарки до десяти тонн меда, и на первом месте для него именно интернет-торговля.

Пчеловоды Приморья ведут переговоры о торговле на бирже фермерских продуктов «Свое Родное», которую развивает Россельхозбанк, а также на международных интернет-площадках (Ebay, Amazon).

Для выхода на внешний рынок важно учитывать его специфику. Так, в России многие охотятся за первым в сезоне медом, он не похож на вкус осеннего с того же растения. В глобальной торговле правила другие: продукт должен быть одинаковым весной, осенью и зимой. Потребитель так приучен. Если мед закристаллизовался, в России ни у кого не вызывает сомнений его качество.

— А в США, Европе, других странах такое в продаже не встретишь, там любят сиропо­образный мед, по­этому он проходит специальную обработку, — рассказывает Рамиль Еникеев.

Японские мотивы 

Недавно приморские пчеловоды обсудили с японскими коллегами и российскими экспертами, как завоевать рынок Страны восходящего солнца. Там мед любят, импортируют тысячами тонн, прежде всего из Китая, Аргентины, Канады, Новой Зеландии, стран Восточной Европы. Россия находится на очень скромных позициях.

Как честно признал консул по экономике Генконсульства Японии во Владивостоке Ёситака Нода, «Приморье пока не ассоциируется у японцев с производством меда». Заинтересовать их можно наличием сертифицированных производств, гарантией надежных поставок в оговоренных объемах и хорошей рекламой.

— Попасть на рынок Японии сложно, в стране очень строгая система сертификации продуктов питания, — предупреждает директор Всеяпонского совета по справедливой торговле медом Хироаки Окуно. — Любой продукт дотошно исследуют, на этикетке детально информируют покупателей о его свойствах и возможных противопоказаниях.

— Но в целом стандарты качества меда в Японии и в России во многом совпадают, их можно гармонизировать и применять. Только два-три параметра контролируются по японскому стандарту, но это вопрос решаемый, — считает ректор сельхозакадемии Андрей Комин.

Своего меда в Стране восходящего солнца мало: объем дистрибуции на внутреннем рынке — около 47 тысяч тонн, из них местного — около 2,8 тысячи тонн. 45 процентов импорта идет на переработку в пищевой и косметической промышленности, остальное потребляется в чистом виде.

Для завоевания рынка важен вопрос цены: в переработке используют мед низкого ценового сегмента, например, подсолнечниковый. С ним сложно конкурировать по объемам поставок более дорогим видам, например, липовому.

— С прошлого года спрос на мед вырос благодаря разъяснениям СМИ о его пользе для иммунитета, — рассказывает Масаси Ооя, генеральный менеджер одной из крупнейших пчеловодных компаний Японии. — На мировом рынке растут цены, и, возможно, нам придется искать новых поставщиков. Хотелось бы расширить ассортимент. Я пробовал ваш липовый мед, он вкусный, но для принятия решения нам важно знать место производства, уровень контроля качества и характеристики управленческого персонала. Для моей компании минимальная партия поставок 20 тонн.

Он с воодушевлением принял предложение побывать в ближайшее время в Приморье и на месте убедиться, в каких уникальных экологических условиях добывают мед дальневосточные пчелы.

К слову, туристы из Кореи, Японии и Китая, а их до пандемии было много, приморский мед давно распробовали и активно раскупали его в магазинах Владивостока.

(По материалам «Российской газеты»)