ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Опытно-исследовательская деятельность в агролаборатории

Впервые права тракториста-машиниста, такие востребованные в советском сельском хозяйстве, выпускники Сергеевской средней школы начали получать еще в далеком 1963 году.

С тех пор обучение профессии, как бы трудно ни было, не прекращалось ни на один год.

— Первым школьным мастером производственного обучения стал Владимир Татаринов, — рассказывает директор МАОУ Сергеевская СОШ Ольга Богославец. – Затем к нему присоединился Александр Богославец. Сейчас Владимир Михайлович находится на заслуженном отдыхе, а Александр Васильевич продолжает прививать школьникам навыки работы с техникой и землей.

По словам директора школы, обучать профессии тракториста – традиция абсолютно правильная, сложившаяся годами и отлично себя зарекомендовавшая.

— Мы живем не где-нибудь, а в селе, — продолжает Ольга Евгеньевна. – Область у нас вся агропромышленная и потребность в аграрных кадрах была и останется актуальной еще годы. Поэтому наши выпускники обязательно найдут применение своим знаниям, если решат связать свою жизнь с сельским хозяйством.

22 мая этого года, продолжая традицию, семь выпускников Сергеевской школы и один Марковской сдали экзамены на права на тракторную технику категорий B, C, E.

Образование – соседям

В свое время, чтобы расширить свой учебный потенциал и занять более профессиональную нишу в сфере сельского хозяйства Амурской области, руководство Сергеевской школы пошло на достаточно смелый шаг: предложило оказание образовательных услуг по получению профессии тракториста-машиниста выпускникам и других школ Благовещенского района.

— Наше начинание на уровне региональных минобра и минсельхоза получило одобрение, нам тогда выделили новую технику и оборудование для пополнения материально-технической базы, — говорит Ольга Евгеньевна. – Это соответственно усилило практическую направленность нашей работы.

За то время, что Сергеевская школа взаимодействует со школами района, аграрное образование и права на сельскохозяйственную технику получили выпускники Волковской, Новопетровской, Марковской, Михайловской школ.

Конечно, для обучения этих школьников требуется разработка индивидуальных учебных планов, в которых учитывается территориальная удаленность: учащиеся приезжают в Сергеевку на занятия к мастеру производственного обучения Александру Богославцу по субботам.

Практика – основа квалификации

Практические занятия в зимний период связаны в основном с ремонтом и обслуживанием техники. Грубо говоря, «подкрутить, наладить, смазать».

Есть, например, в школе картофелекопатель, который зимой перемещается в учебный класс, где проводится полная профилактика этого оборудования. Летом практические навыки дети получают во время профильной смены, которая организуется на базе Сергеевской школы, в том числе и для учеников близлежащих сел, которые здесь живут и проходят практику: учатся работать на тракторах и прицепной технике.

Школьное учебное поле обрабатывается и засевается картофелем и овощами.

— В результате учебно-производственная бригада обеспечивает нас собственным семенным материалом, а также школьную столовую картофелем и овощами, — говорит Ольга Богославец.

Необходимо отметить, что семена на школьном участке используются сертифицированные, кондиционные: учебно-производственная бригада Сергеевской школы стабильно становится победителем или призером областных и межрегиональных конкурсов, а в качестве приза получает семенной картофель. В 2019 году сергеевские школьники приняли участие в конкурсе учебно-производственных бригад, который проводился в Алматы, в Казахстане, и привезли оттуда три серебра в разных номинациях.

Ежегодно в конце апреля – начале мая выпускники агрошколы сдают экзамен по профессии «тракторист-машинист» и получают свидетельство о квалификации. За этим следует экзамен Гостехнадзора. Инспекторы ведомства оценивают знания и навыки учащихся и вместе с аттестатом школьники получают права.

Ресурсный центр

В 2013 году МАОУ Сергеевская СОШ стала ресурсным центром профессионального обучения на территории Амурской области.

— Это значит, что у нас есть лицензия, в рамках которой мы имеем право осуществлять профессиональное обучение не только учеников школы, но и специалистов аграрных предприятий региона, — поясняет Ольга Евгеньевна. — Конечно, в этом случае необходимо предоставлять специалистам-аграриям полный перечень доступных категорий. Но в обычной сельской школе нет для этого соответствующего технического ресурса. Понимая это, мы нашли оптимальный выход из ситуации: разработали с юристами документы, позволяющие учебному учреждению пользоваться технической базой крестьянско-фермерских хозяйств, находящихся на территории нашего района.

В итоге у ресурсного центра, созданного на базе школы, появилась возможность обучать на договорных обязательствах с хозяйствами всем тракторным категориям: B, C, D, E, F.

— Условия сотрудничества на самом деле взаимовыгодные, — комментирует Ольга Богославец. – Так, у нас сложились прекрасные партнерские отношения с КФХ «Колос», ИП Аракелян Н.Ф. Они нам предоставляют базу для обучения, в частности технику в разборе, учебные помещения, организовывают практические занятия в хозяйстве, а ресурсный центр обучает их работников. Ну а кроме того, открытие центра – это качественный показатель нашего профессионального роста.

Кстати, в КФХ «Колос» основную часть коллектива составляют специалисты, получившие квалификацию либо в ресурсном центре, либо непосредственно на базе агрошколы.
За услугами в образовании своих сотрудников в центр обращаются хозяйства не только Благовещенского, но и других районов области. Прежде всего, их привлекает возможность работать по индивидуальному учебному плану. Ведь если пришел практик, который знает технику досконально, достаточно усилить теоретическую часть и скорректировать с учетом его знаний практическую. При этом график обучения выстраивается так, как удобно специалисту.

Квадроцикл вместо мопеда

Есть еще одна категория прав, которая в последнее время получила достаточную популярность среди сельских жителей – это A1 – на квадроцикл.

— А раз есть желающие ее получить, мы решили, что почему бы и нет, — подчеркивает Ольга Евгеньевна. — Выписали билеты, литературу, все изучили и предложили обучение еще одной категории. И не зря: сейчас квадроцикл в селах почти заменил мопед.

Естественно, для взрослого населения услуга – платная. Для школьников обучение всем категориям без исключения осуществляется на бесплатной основе.

Есть проблема

Раньше экзамен на права тракторных категорий Гостехнадзор также принимал у школьников бесплатно. Сейчас, чтобы сдать на все категории (каждая – 1208 руб.) и ПДД, нужно около 5 тысяч рублей. Плюс медицинская справка – 3000 руб. Но в селе многие семьи живут очень скромно, и для них эти деньги – серьезная сумма.

— Вопрос этот я озвучивала еще пять лет назад, — поясняет директор агрошколы. — Но до сих пор он остается открытым. А вместе с тем, его решение исключило бы ситуации, когда выпускники вынуждены отказываться от экзамена, от подтверждения своей профессиональной квалификации, которая порою бывает очень важной для вчерашнего школьника.

Агрошкола

Статус агрошколы Сергеевская средняя школа получила в 2010 году. Нужно было развиваться дальше, а поскольку аграрный профиль был действующим и хорошо знакомым, решили всего лишь усложнить задачу и перейти на Федеральный государственный образовательный стандарт. Основное направление ФГОС – обучение проектно-исследовательской деятельности, начиная с самой первой ступени образования – дошкольной – и до выпускного класса. При этом ребенок в конце каждого периода обучения защищает свой проект исследовательской работы.

— Решили заниматься исследовательской деятельностью в аграрном направлении, которое нам хорошо знакомо. А в 2017 году разработали проект «Агрошкола как центр подготовки кадров АПК», — рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ Сергеевская СОШ Наталья Стародубова. – Этот проект мы подали на участие в грантовой поддержке в рамках Федеральной целевой программы развития образования в номинации «Сельская школа». Грант мы выиграли и на его средства приобрели тренажеры для отработки навыков вождения тракторной техники, а также цифровую химлабораторию и оборудование для исследовательско-опытнической деятельности. С помощью лаборатории учащиеся могут определять показатели содержания различных веществ в семенах сельскохозяйственных культур и их качественные характеристики.

В исследовательской деятельности принимают участие абсолютно все школьники, начиная с первого класса. А недавно подключились и воспитанники детского сада.
Конечно, начальные классы сложные опыты не проводят. Но вырастить зимой в условиях лаборатории, например, перец могут. Летом этот же перец выращивается на опытном участке. А кроме того, предлагается его вырастить с родителями дома, где почва имеет совсем другой бонитет.

Все результаты дети заносят в специальные дневники, затем они систематизируются, анализируются и делаются выводы.

В октябре каждого года в агрошколе проводится конференция «Живи, росток».

— И самый великолепный результат, когда у детей что-то не получается, но они умеют это правильно оценить и сделать выводы о том, почему не получилось, — уверена Наталья Рудольфовна. – Главное, чтобы в голове у них выстроилось: с землей можно и нужно работать.

Исследовательско-опытнической деятельностью занимаются начальное и среднее звено школы. А к 8 классу, когда начинается обучение профессии тракториста, ребята осознанно подходят к сельскому труду, знают, что если отнестись ко всему грамотно, это даст положительный результат.

Девочки с 8 класса тоже получают свою специализацию: овладевают навыками цветоводства, садоводства и огородничества, дизайна двора и дома, ведения хозяйства, а также шитья.

— Мы приобрели швейные машинки, обучили педагога, юристы министерства образования Амурской области помогли нам составить договор сетевого взаимодействия с Амурским колледжем сервиса и торговли, — комментирует Наталья Стародубова. – И теперь по единому с колледжем учебному плану обучаем своих девочек. В мае педагоги колледжа принимают у них экзамен, который состоит из теоретической и практической части. В итоге каждая из экзаменующихся должна представить комиссии готовое швейное изделие. Если оно соответствует определенным параметрам, то колледж выдает диплом швеи.

Об интеграции

Для выполнения программы учебного плана профессионального обучения темы курса «Сельскохозяйственные машины» интегрируются с темами по физике, географии, химии, биологии.
Так, учебная программа по физике содержит тему «Двигатели внутреннего сгорания». А курс «Сельскохозяйственные машины» предусматривает тему «КПД двигателя внутреннего сгорания трактора МТЗ-80». Соответственно темы можно объединить и выдать на уроке физики.

Или на уроках химии изучается раздел «Удобрения». И при этом рассматриваются конкретно удобрения, используемые на полях Амурской области.

О перспективах выбора профессии

— В 2017 году, после получения гранта, мы были на семинаре в Краснодарском крае, — говорит Ольга Богославец. – Одна из участников семинара задала нам вопрос о том, сколько выпускников после окончания нашей агрошколы осталось в АПК. Я ответила, что, конечно, могла бы назвать цифры по годам. Но ведь не это главное. Основная заслуга агрошколы в том, что мы учим творчески относиться к любой работе, которой занимаемся. Учим детей просчитывать каждый шаг и не бояться экспериментировать. Да, не все продолжают обучение в аграрных учебных заведениях. Не все работают в сельском хозяйстве. Но если мой ученик умеет ставить перед собой цель, намечать пути решения, просчитывать результат – это значит, что он состоится в любой профессии. Педагог-новатор, хирург, применяющий инновационные подходы к операциям – это дорогого стоит. И еще. Все мы разные. Но главное, что наши выпускники понимают: на земле работают люди и они вызывают уважение.

Лариса Киреева