ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

В последнее время на территории Амурской области активно внедряется региональный стандарт кадрового обеспечения. При этом агрообразование становится приоритетным ввиду специфики нашего сельскохозяйственного региона.

Ломая стереотипы

— К сожалению, невысокая популярность аграрного образования у амурской молодежи, в том числе и сельской, объясняется устоявшимися стереотипами и представлениями о низком социальном статусе профессий нашего колледжа в сравнении с другими отраслями, — говорит директор ГПОАУ АО «Амурский аграрный колледж» Татьяна Романцова. — Но мы сегодня ломаем стереотипы, доказывая, что наши профессии привлекательны и востребованы, потому что дают гарантированные перспективы будущего. Наши специалисты требуются везде, наши кадры ждут на сельхозпредприятиях области. Мы подписываем долгосрочные договоры, партнерские соглашения. Уже сложились перспективные взаимоотношения со многими руководителями аграрных предприятий.

По словам руководителя колледжа, необходимо отметить значительный рывок в обновлении материально-технической базы колледжа в последние 2 года, который был бы невозможен без серьезной грантовой поддержки по линии Министерства просвещения РФ и правительства Амурской области. Именно эта поддержка обеспечила образовательному учреждению новый уровень внедрения инновационных форм организации образовательного процесса и использования новых технологий.

Вхождение в профессию

Конечно, есть и некоторые минусы в работе. Например, студент только на втором курсе начинает, обучаясь по спецдисциплинам, входить в профессию. А на первом курсе, поступая на базе 9 классов, он изучает только общеобразовательные дисциплины. В итоге порой колледж теряет перспективных ребят.

— Считаю, что с первого дня мы должны формировать у студентов чувство понимания своей будущей профессии. Для этого со следующего учебного года вводим по всем специальностям факультативы вхождения в профессию, — рассказывает директор колледжа.

Руководство учебного заведения надеется, что это поможет в будущем более полно закрывать потребность агропромышленного комплекса Амурской области в специалистах. А кроме того, решить проблему профориентационной компетентности выпускников, их способности и готовности к эффективному выбору профессии, к своевременной адаптации к изменяющимся условиям профессиональной деятельности.

Куратор – минсельхоз региона

Сегодня с целью привлечения молодежи на предприятия, расположенные в сельской местности, приняты региональные программы поддержки выпускников колледжа.

— В этом направлении мы работаем под началом и совместно с министерством сельского хозяйства области, — отмечает Татьяна Романцова.

В 2020 году при колледже создан координационный совет, председателем которого является заместитель министра сельского хозяйства региона Владимир Гутник. В состав совета также вошли представители ведущих сельхозпредприятий области.

О специфике работы

Всего в Амурский аграрный колледж входит четыре отделения. Как утверждает директор образовательного учреждения, у каждого из них своя специфика, свои формы и методы работы.
Так, в Завитинском отделении колледжа № 6 необходимо отметить эффективную профориентационную деятельность за счет вовлечения в этот процесс работодателей. В отделении сложились активные партнерские взаимоотношения с ведущими сельхозпредприятиями Завитинского района, где участниками учебного процесса являются администрация отделения, преподаватели, работодатели, центр занятости, органы власти, родители.
Отделение номер шесть

Завитинское отделение № 6 колледжа появилось в результате двух реорганизаций. Сначала в 2014 году ГОАУ НПО АО «Сельскохозяйственный профессиональный лицей № 1» был присоединен к ГПОУ АО «Амурский аграрный колледж» и стал частью Екатеринославского отделения № 2. А в 2017 году из состава Екатеринославского отделения № 2 было выведено Завитинское отделение № 6.

— На сегодняшний день в Завитинском отделении осуществляется обучение по трем профессиям и одной специальности, — рассказывает исполняющий обязанности руководителя отделения № 6 ГПОАУ АО «Амурский аграрный колледж» Павел Лысяков. – Это мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка, управляющий сельской усадьбой и хозяйка усадьбы. Специальности «Агрономия» обучаем по заочной форме.

Кстати, профессию хозяйки усадьбы в этом году получает последняя группа выпускников. Квалификации этой профессии войдут в профессию управляющего сельской усадьбой. Теперь студенты после ее получения могут выполнять работу агента по закупкам, учетчика и водителя автомобиля. Срок обучения – 3 года и 10 месяцев. Так сложилось, что управляющим сельской усадьбой предпочитают стать девушки. После окончания колледжа они вполне могут успешно трудоустроиться и работать, например, учетчиком на зерновом дворе или выполнять функции агента по закупкам, то есть снабженца.

Сугубо мужская профессия – мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка. По окончании обучения выпускники получают четыре востребованные квалификации: мастер-наладчик по техническому обслуживанию машинно-тракторного парка, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, водитель автомобиля, тракторист.

В прошлом году в Завитинском отделении № 6 ввели обучение по специальности «Агрономия». Обучение проводится на заочном отделении колледжа. Срок обучения – 4 года и 10 месяцев. По окончании специализации выпускники получают квалификацию агронома.

Всего на базе отделения № 6 обучается 147 студентов.

Главное – работать руками

Для прохождения практики в АмАК создана крепкая материально-техническая база. В настоящее время ожидается очередное пополнение технического ресурса.

— В основном практические занятия стараемся проводить на предприятиях, чтобы ребята учились работать руками, – комментирует Павел Александрович. – Теоретическую часть знаний они получают на первом курсе, на втором курсе мы их отправляем на предприятия, где они помогают специалистам в ремонте техники. Третий курс уже пробует себя в качестве работников.

Соотношение между теорией и практикой, по словам руководителя отделения № 6, составляет 50 на 50%: в последнее время все больший акцент делается именно на получение студентами практических навыков, которыми они овладевают на практических занятиях, учебной и производственной практиках. Практики проходят на базе сельхозпредприятий Завитинского района, с каждым из которых заключен договор.

Кроме того, если учащиеся изъявляют желание пройти практику на агропредприятиях других районов области, проблемы это не составляет.

СПК «Движение» — надежный партнер

Социальное партнерство с аграрными предприятиями области дает колледжу возможность организации практической части учебного процесса на современном техническом ресурсе и оборудовании, которого нет в наличии у самого учебного заведения.

— Один из самых важных наших социальных партнеров, с которыми мы работаем на основе сетевого взаимодействия, – это СПК «Движение», — продолжает Павел Александрович. – В период прохождения практик, особенно преддипломной, студенты осваивают навыки работы с современной энергонасыщенной техникой. Как правило, и для дипломных работ выбираются темы, связанные с обустройством и принципами действия сложных современных машин брендов John Deer, New Holland, Case. Это играет большую роль в дальнейшей самостоятельной работе наших выпускников.

На базе Завитинского отделения № 6 обучающиеся профессии мастера по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка получают водительские категории B, C. А в рамках договора сетевого взаимодействия с СПК «Движение» они дополнительно получают еще 2 категории: D, F. Сегодня в СПК «Движение» строится площадка, где студенты будут отрабатывать навыки вождения на современной технике и сдавать экзамены на получение дополнительных категорий непосредственно во время практики. В этом году СПК «Движение» впервые будет принимать такие экзамены.

Также сетевое взаимодействие предусматривает организацию предприятием-партнером полноценной базы для прохождения практики.

Так, в СПК «Движение» не только предоставляется база для осуществления производственной деятельности, но и есть общежитие для проживания студентов, а питание организовано в столовой предприятия.

Готовим специалистов для себя

Конечно, работа по договору сетевого взаимодействия – определенное обременение и большая ответственность для предприятия-партнера.

— Мы с удовольствием берем студентов АмАК на практику, — говорит председатель СПК «Движение» Надежда Боярова, — хотя это и сопряжено для нас с материальными проблемами. Чтобы учить студентов, мы содержим тот парк техники, от которого сами давно бы избавились, но без которого не обойтись на начальном этапе обучения: когда ребята только начинают работать, техника в силу их неопытности чаще выходит из строя. Также чтобы обеспечить наставничество, отвлекаем от основной работы механизаторов. Но мы понимаем, что если не будем всего этого делать сегодня, то завтра у нас механизаторов вообще не останется.

Сейчас у предприятия есть хорошая возможность подготовить специалистов под свои потребности. И студенты, когда попадают в рабочую обстановку, начинают объективно оценивать ситуацию, поскольку видят весь технологический процесс от посевной до уборочной вживую. Кто-то сразу понимает, что попал в сельское хозяйство совершенно случайно, а кто-то начинает осознавать престижность аграрного труда и принимает решение связать свой трудовой путь с этой отраслью.

О трудоустройстве

— В первую очередь, в период прохождения практики наши студенты стараются зарекомендовать себя с лучшей стороны, чтобы работодатель предоставил им рабочее место после окончания учебного заведения, — подчеркивает Павел Лысяков. – Тесно сотрудничаем мы и с Центром занятости. Всегда отслеживаем вакансии, знаем, на каком предприятии какая профессия востребована и информируем об этом ребят.

У окончивших колледж есть также возможность без отрыва от сельхозпроизводства продолжить обучение. Например, поступить на льготной основе на заочное отделение в Дальневосточный ГАУ.

— Среди наших выпускников много тех, кто работает на предприятиях области и параллельно обучается в вузе, — поясняет Павел Александрович. – Это позволяет эффективно закрывать потребности работодателей. Кроме того, во время производственной практики студенты выпускных курсов колледжа работают достаточно самостоятельно, что тоже способствует решению кадрового вопроса.

Очень грамотный подход к формированию кадрового ресурса демонстрируют и в СПК «Движение», когда сохраняют рабочее место за выпускником отделения, ушедшем на срочную службу.

О планах

— Планы у нас масштабные, — делится руководитель Завитинского отделения колледжа. – В первую очередь по открытию на базе нашего отделения автошколы, которой в Завитинском районе нет. Будем предоставлять услуги по обучению категориям A, B, C, а со временем и E.

Открытие автошколы в то же время нацелено на развитие сетевого взаимодействия колледжа с СПК «Движение», где кроме площадки для вождения, в настоящее время обустраивается компьютерный класс, оборудованный программами для обучения водителей.

По словам заместителя председателя СПК «Движение» Светланы Тарасовой, сельхозпредприятиям требуются не только специалисты-механизаторы, но и водители, поэтому решение об открытии автошколы, принятое районными органами власти, является своевременным и необходимым, в том числе и в кадровом вопросе.

Лариса Киреева


Константин Сорокин, студент АмАК, третий курс:

— Я обучаюсь по профессии «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка». Сейчас получаю на практике под руководством опытного наставника такие профессиональные навыки, как вождение, ремонт, обслуживание сельхозтехники. В частности, тяжелых тракторов Buhler Versatile или New Holland.
После окончания колледжа планирую трудоустроиться в СПК «Движение», здесь мне уже предложили вакантное рабочее место.


Виктор Фурманов, студент АмАК, третий курс:

— Производственная практика на базе СПК «Движение» очень многое дает нам в плане получения профессиональных практических навыков. Могу отметить, что с каждым днем все лучше разбираюсь в ремонте и обслуживании машин и агрегатов.
Наши наставники нам доверяют даже сложную технику, так что уверен: самостоятельная работа не вызовет трудностей.
Думаю, что после прохождения срочной службы вернусь сюда работать. Сейчас молодым специалистам в АПК полагаются хорошие подъемные. Планирую на эти деньги решить жилищный вопрос, обустроиться в селе.