В СПК в 2020 году вошли 15 288 новых членов из числа ЛПХ, КФХ и субъектов малого предпринимательства. Кооперация сельхозпроизводителей дала бы серьезный толчок для экономики страны, убеждены эксперты агропромышленного сектора. Однако в России она пока не получила широкого развития. Для примера: в странах Европейского союза такая форма взаимодействия находится на уровне 70-80%.
За последние годы внимание государственных органов РФ к сельскохозяйственной кооперации возросло. В большинстве субъектов страны приняты программы развития сельскохозяйственной кооперации, обрело жизнь понятие «региональная кооперативная политика». В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства выделяются гранты на создание материально-технической базы сельскохозяйственных кооперативов.
«В 2020 году из федерального бюджета на эти цели было выделено 2,11 млрд рублей, из которых гранты получили 174 кооператива. Прирост объема агропродукции, реализованной сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, получившими грантовую поддержку в 2020 году, составил 37,8 % по отношению к уровню 2019 года», — отмечает президент АККОР Владимир Плотников.
Сельхозкооперация получила свое отражение в нацпроекте «Малое и среднее предпринимательство и развитие индивидуальной предпринимательской инициативы». Перечень мер господдержки кооперативов существенно расширился и предусматривает поддержку членов кооператива и гранты на паевой взнос в СПоК. Так, в рамках нацпроекта поддержку в 2020 году получили 277 СПоК. В сельскохозяйственные потребительские кооперативы вошли 15 288 новых членов из числа личных подсобных хозяйств, КФХ и субъектов малого предпринимательства.
«Кооперация — очень эффективная модель, — убежден руководитель сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего снабженческо-сбытового кооператива «Развитие» Александр Лозовицкий. — В свое время мы создали кооператив с участием сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающего предприятия. И это повлияло на синергию в работе, на получение положительного результата. Если говорить о нас, то именно господдержка помогла нам решиться на строительство бизнеса по заморозке овощей. Без этого мы такой шаг и не смогли бы осилить», — говорит он.
Технология повышения доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет объединения в кооперативы описана еще более века назад. Примеров таких множество. Так, благодаря объединению в кооператив можно сэкономить несколько процентов от обычных затрат, например, при оптовой закупке минеральных удобрений, в других случаях — снизить затраты в разы, например, отказавшись от покупок сена и перейдя к его самостоятельной заготовке в кооперативе.
Президент АККОР В.Плотников заострил внимание на том, что сельскохозяйственная кооперация является фактором стратегического значения для многоукладного сельского хозяйства нашей страны. В первую очередь для фермеров и личных подсобных хозяйств. Но кооперация нужна и выгодна и более крупным агропредприятиям. Это путь к их интеграции с семейными фермами, к объединению сил в развитии инфраструктурных компонентов — переработки, транспорта, торговли, сервиса и т. д. Но стратегическая задача, по мнению эксперта, состоит в том, чтобы не просто увеличивать число кооперативов, а идти к созданию сильных кооперативных структур. Это выгодно и государству. Ведь создается по-настоящему конкурентная среда, появляются мощные стимулы к наращиванию производства у огромного числа сельских жителей.
Казалось бы, вся история кооперации в мировом опыте подтверждает положительный эффект такого формата и для самих производителей, и, соответственно, для экономики страны в целом. Однако, несмотря на все принимаемые меры поддержки со стороны государства, сельскохозяйственная кооперация пока не получила широкого развития. Этому есть свои причины, убеждены эксперты. Так, Владимир Плотников среди основных выделяет имеющиеся противоречия в современном законодательстве, недостаточную разъяснительную работу, проводимую с фермерами и владельцами личных подсобных хозяйств на местах, недоступность кредитных ресурсов как краткосрочных, так и инвестиционных, недосягаемость для кооперативов имеющихся рынков сбыта.
«При этом в ряде регионов, таких как Татарстан, Якутия, Краснодарский край, Белгородская, Ульяновская, Липецкая, Московская области и др., имеется хороший опыт по созданию системы поддержки и развития фермерства и кооперации. Этот опыт целесообразно расширять и транслировать в другие регионы. Здесь решающее значение имеет разработка в каждом регионе полноценной кооперативной политики, включающей в себя специализированные нормативные акты и комплекс исполнителей — государственных, муниципальных, а также негосударственных некоммерческих организаций», — говорит президент АККОР.
В числе сдерживающих факторов Владимир Плотников указывает на отсутствие в первую очередь экономических стимулов. Так, например, сельхозтоваропроизводители освобождены от уплаты налога на прибыль, а кооперативы — нет. Так же обстоит дело и с налогом на имущество.
«Члены кооператива вносят свои имущественные паи, и кооператив вынужден платить налог на имущество. А ведь для того чтобы были стимулы кооперироваться, нужны преференции, в том числе налоговые. А их сегодня нет, — отмечает президент АККОР. — Еще одна проблема — это 50-я статья Гражданского кодекса, она не позволяет распределять прибыль между членами кооператива. Мы инициировали законопроект, Министерство сельского хозяйства РФ и другие ведомства нас поддержали, однако Министерство юстиции оказалось против. Вопрос не решен. Поэтому мы предлагаем создать межведомственную комиссию, в которую войдут и Минсельхоз, и Министерство экономики, и Министерство юстиции, и Центральный банк, и другие ведомства, чтобы консолидированно можно было снимать существующие противоречия в законодательстве».
https://www.akkor.ru