ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

В начале марта на базе Амурского аграрного колледжа состоялось очередное заседание Общественного совета при министерстве сельского хозяйства региона, где были рассмотрены вопросы привлечения кадров на предприятия АПК области.

В заседании приняли участие губернатор Амурской области Василий Орлов, министр сельского хозяйства Олег Турков, представители других региональных органов власти, руководители сельхозпредприятий области.

Одной из основных тем, поднятых на заседании, стала тема организации дуального обучения, повышения качества подготовки специалистов, целевого обучения студентов.

Плюсы дуального обучения

Практическое обучение всегда является неотъемлемой частью учебного процесса среднего профессионального образования и вселяет надежду на получение практических навыков и умений по профессии или специальности, что имеет первостепенное значение для будущих выпускников.

— Проблема формирования практического обучения в Амурском аграрном колледже направлена на повышение конкурентоспособности выпускника, его готовности решать самостоятельно сложные производственные ситуации, — отметила в своем выступлении на заседании директор Амурского аграрного колледжа Татьяна Романцова.

По словам Татьяны Александровны, дуальная система позволяет решать сразу несколько задач: совмещение в учебном процессе и теоретической, и практической подготовки. Одновременно с получением теоретических знаний в колледже студенты осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, т. е. учатся сразу в двух местах. Распределение учебного времени зависит от количества часов преподаваемой дисциплины: определенное количество недель (часов) лекционных в учебном заведении, остальные время – на предприятии. Таким образом решается несколько проблем.

Во-первых, студент получает необходимый опыт.

Во-вторых, после окончания учебного заведения выпускнику будет проще найти постоянное место работы или он уже обеспечен местом работы.

В-третьих, на предприятии при таком подходе к обучению будет постоянный приток квалифицированного персонала.

Также при дуальной системе появляется уникальная возможность совместного финансирования программ подготовки кадров, когда средства поступают от бизнеса, заинтересованного в квалифицированных работниках, и от региональных органов власти, заинтересованных в развитии экономики и повышении уровня жизни в регионе.

— Сегодня мы можем говорить, что Амурский аграрный колледж реализует элементы дуального обучения, — поясняет Татьяна Александровна и продолжает. — Образовательные программы составлены с учетом потребностей сельхозтоваропроизводителей Амурской области по таким специальностям, как «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования», «Агрономия», «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» и другим.


Губернатор Амурской области Василий Орлов:
— Сегодня достаточно мер поддержки сельского хозяйства, и мы готовы расширять этот спектр. С 2019 года в Приамурье действует нулевая квота на использование иностранной рабочей силы в сфере сельского хозяйства, и этот запрет продолжит действовать, но мы не просто так идем на эту меру. Перед нами стоит стратегическая задача всячески поддержать подготовку наших специалистов.


О графиках дуального обучения

В связи с сезонностью сельскохозяйственных работ практическое обучение профессиям и специальностям аграрного профиля в зимний период возможно только в очень ограниченном количестве часов, основной объем времени практического обучения приходится на весенне-осенний период.

— График учебного процесса составлен таким образом, чтобы производственная практика студентов совпадала с посевной и уборочной кампанией у сельхозпроизводителей, с апреля по июль и с сентября по ноябрь общая продолжительность производственной практики 11 недель без учета каникул, — посвящает в детали учебного процесса Татьяна Александровна. — Перед выходом на производственную практику студенты технического профиля заканчивают освоение профессионального модуля по получению профессии рабочего с присвоением квалификации «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», также организована совместная работа с Гостехнадзором по сдаче экзамена, результатом которого является получение прав на управление самоходными машинами категорий В, С, В, Е, F.

Каждый этап освоения образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией в форме практических квалификационных экзаменов, и публичных защит производственных практик с привлечением представителей работодателей.

Ежегодно между учебным заведением и предприятием проводится распределение учебного времени.

По дуальной модели обучение организуется как для группы в целом, так и для отдельных обучающихся по индивидуальному учебному плану, когда предприятие готово принять и трудоустроить от одного до нескольких обучающихся.

— Таким образом, дуальная целевая подготовка становится естественной формой организации непрерывного профессионального образования в интегративной структуре «колледж – предприятие», — подчеркивает директор учебного учреждения. — Но чтобы она имела успех, она должна стать результатом взаимной заинтересованности предприятия и колледжа в подготовке специалистов, соответствующих требованиям высокотехнологичного производства.

С внедрением полноценной дуальной системы подготовки кадров при поддержке предприятий образовательная организация готова:

— по согласованию с предприятием увеличить практическую составляющую за счет вариативной части до 75%;
— выстроить график обучения студентов, который составит в период теоретического обучения 3 дня в колледже, 3 дня на предприятии;
— содержание образовательных программ дополнить дисциплинами, учитывающими специфику конкретного предприятия;
— обеспечить промежуточную аттестацию, которая проводится в форме квалификационного экзамена по модулю. В состав комиссии входят специалисты предприятия. Экзамен проводится непосредственно на рабочем месте при выполнении конкретного рабочего задания, что позволяет определить готовность обучающихся к выполнению указанного вида профессиональной деятельности и сформированности компетенций.

О качестве подготовки специалистов

Сегодня профессиональная подготовка специалистов АПК становится при поддержке правительства и министерства сельского хозяйства области приоритетным направлением формирования кадрового состава отрасли.

— В данном контексте под профессионализмом специалистов АПК следует понимать уровень сформированности знаний, умений и навыков, уровень развития профессионально важных качеств, приобретенных в ходе образовательного процесса, а также вследствие внедрения разработанных согласованных программ, технологий и методик развития, — уверена Татьяна Александровна. — Современная подготовка специалистов сельскохозяйственной отрасли должна носить опережающий характер обучения с учетом перспектив развития сельского хозяйства. Требует за собой своевременное обновление образовательных программ обучения специалистов с учетом запросов работодателей, децентрализацию обучения специалиста АПК, приближение обучения к конкретным сферам деятельности, оптимальное и гибкое сочетание всех форм, видов и методов обучения.

В вопросах подготовки специалистов Амурским аграрным колледжем есть как сильные, так и слабые стороны.

Среди плюсов можно отметить следующее:
— постоянная актуализация знаний и повышение квалификации персонала обеспечивают стабильность и перспективы образовательной организации. Наличие внешних экспертов повышает защищенность АмАК за счет компетентного взгляда со стороны, который не могут обеспечить штатные специалисты;
— низкая текучесть кадров;
— рост рынка образовательных услуг, дополнительных платных образовательных услуг;
— облегчение и ускорение обучения за счет современных технологий.

Минусами можно считать:
— сегодня только внедряются программы будущего (ДПО), обеспечивающие квалифицированную подготовку кадров;
— невысокую инновационную активность педагогического состава;
— отсутствие заинтересованности со стороны работодателя;
— быстрое изменение технологий производства и устаревание оборудования, а также несвоевременную переподготовку преподавательского состава.

Меры по улучшению качества подготовки специалистов:
— проведение промежуточной и итоговой аттестации в форме демонстрационных экзаменов с целью улучшения контроля за подготовкой специалистов на всех этапах обучения;
— активное вовлечение работодателей в процедуру оценки подготовки специалистов: квалификационные экзамены, публичная защита практик, ГИА. Привлечение работодателей в качестве экспертов;
— увеличение в сравнении с 2018, 2019 годами доли практической подготовки в образовательном процессе за счет обязательной и вариативной частей (35%, увеличение на 15%).
— на базе открытых мастерских расширение перечня реализации программ ДПО, в том числе для выпускников колледжа с участием приглашенных специалистов Россельхознадзора.

О гранте

В 2020 году по итогам конкурса Министерства просвещения РФ ГПОАУ АО «Амурский аграрный колледж» получил грант из федерального бюджета в форме субсидий юридическим лицам в рамках реализации мероприятия «Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям» в рамках реализации федерального проекта «Молодые профессионалы» и национального проекта «Образование».
Всего было выделено из федерального бюджета 43,7 млн руб, из областного бюджета – 5,1 млн руб., 0,5 млн руб. составили внебюджетные средства колледжа.
Дополнительно на ремонтные работы выделено из областного бюджета 8,2 млн руб.

В результате реализации гранта созданы мастерские, оснащенные современной материально-технической базой по пяти компетенциям:
— эксплуатация сельскохозяйственных машин;
— геномная инженерия (Future skllls);
— ветеринария;
— сити-фермерство;
— сельскохозяйственные биотехнологии.

За время реализации проекта было приобретено 4 единицы техники, (2 трактора, 2 пресс-подборщика), 80 единиц оргтехники, 932 единицы оборудования, 158 единиц мебели.
Также было проведено брендирование и ремонт 8 аудиторий на сумму более восьми миллионов рублей.

В декабре 2020 года на базе мастерских прошла промежуточная аттестация в форме демонстрационного экзамена по специальности «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования».

В ноябре-декабре 2020 года был реализован проект по обучению граждан, пострадавших от пандемии коронавируса. Обучено 67 человек по компетенции «Слесарь по ремонту сельхозмашин».

В 2021 году мастерские будут задействованы в региональном чемпионате «Ворлдскиллс» и проекте «Билет в будущее».

Итоговая аттестация в форме демонстрационного экзамена

Промежуточная аттестация в форме демонстрационного экзамена была впервые проведена на базе Амурского аграрного колледжа в декабре 2020 года, когда открытие мастерских обеспечило получение сертификата Центра проведения демонстрационного экзамена по специальности «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования».

— Такая форма экзамена позволяет всесторонне оценить полученный практический опыт обучающихся и их уровень подготовки, — говорит Татьяна Александровна. – Так, по специальности «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники» студенты колледжа показали результат 24 балла из 30 баллов по России.

В 2021 году колледж планирует получить сертификаты Центра проведения демонстрационного экзамена по специальностям «Агрономия», «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», «Ветеринария».

Государственная итоговая аттестация в форме демонстрационного экзамена впервые пройдет по специальности «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования», он охватит все направления деятельности будущего специалиста. В результате выпускник получит Skills Passport, в котором оценивается освоение компетенций по каждому направлению отдельно.

— К сожалению, не по всем специальностям прошло обновление образовательных стандартов, в которых предусмотрено ГИА в форме демонстрационного экзамена. Администрацией колледжа принято решение не ждать выхода новых образовательных стандартов, а уже в 2021 году проводить промежуточную аттестацию в форме демонстрационного экзамена, — поясняет Татьяна Александровна.

Получение статуса Центра проведения демонстрационного экзамена дает Амурскому аграрному колледжу возможность стать площадкой для проведения промежуточной и итоговой аттестации для факультета СПО Дальневосточного ГАУ и Амурского казачьего колледжа, которые также реализуют образовательные программы сельскохозяйственного направления.

Вместе с тем, проведение промежуточной аттестации и ГИА в форме демонстрационного экзамена вызывает ряд проблем.

Первая из них — это отсутствие аттестованных экспертов для проведения демонстрационного экзамена со стороны работодателей, что препятствует повышению качества оценки выпускников и престижа проводимого экзамена, а также не позволяет самим работодателям подобрать себе специалиста.

Так, для организации демонстрационного экзамена в 2021 году необходимо три эксперта со стороны работодателей по компетенции «Эксплуатация сельскохозяйственных машин», 6 экспертов по компетенции «Агрономия», 4 эксперта по компетенции «Ветеринария», 3 эксперта по компетенции «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции». Колледж готов оказать помощь в обучении экспертов. Экспертом может быть действующий квалифицированный специалист сельхозпредприятия, соответствующий направлению, по которому проводится экзамен. Наличие экспертов со стороны работодателей также решит проблему независимой оценки при проведении регионального чемпионата «Ворлдскиллс».

Вторая проблема – это необходимость ежегодного обновления материально-технической базы. Согласно федеральному положению о государственной итоговой аттестации и положению об аккредитации Центров проведения демонстрационного экзамена оснащение площадки должно соответствовать инфраструктурному листу, который ежегодно обновляется после проведения национального чемпионата «Ворлдскиллс».

— Решить данную проблему без финансовой поддержки правительства области и участия сельхозтоваропроизводителей практически невозможно, так как это требует значительных затрат, — говорит Татьяна Романцова.

Тем не менее, начало положено. АмАК уже прочно встал на путь модернизации своей модели образования. И видимые изменения в учебном процессе говорят сами за себя.

Марина Петровская