Больше десяти лет Бомнакский сельсовет (Зейский район) возглавляет Марина Подолько – в прошлом учитель начальных классов местной сельской школы. Двенадцать лет назад Марина Викторовна осознала, что если не предпринять необходимых мер, то родной Бомнак, некогда процветающий поселок, полностью придет в упадок. После девяностых, которые особенно тяжело пережили северные территории, поселок резко стал угасать. Поэтому в 2009 году, заручившись поддержкой друзей, одноклассников и всех единомышленников, Марина Подолько оставила педагогическую карьеру и выставила свою кандидатуру на должность главы Бомнакского сельсовета. Односельчане поверили ей, поддержали на выборах и, как показало время, не ошиблись. Закалка советского педагога и особенная ответственность за свои поступки – эти качества неизменно проявляются в стиле руководства бомнакского главы.
— Наш поселок особенный, он отличается от других в Зейском районе тем, что здесь проживают в основном коренные жители, — рассказывает Марина Викторовна. – Если в Горном и Верхнезейске достаточно большую часть населения составляют люди, приехавшие по контрактам на основанные в 70-80 годах рабочие места, то в Бомнаке живут потомки самых настоящих первооснователей поселка. Я сама здесь родилась, и мой муж, дети, внуки.
Нельзя не согласиться с Мариной Подолько: Бомнак – поселок уникальный. Он был основан во второй половине 19-го века одновременно как жилой поселок около золотоносного месторождения и в качестве метеорологического пункта. До 1953 года это был районный центр Зейско-Учурского района. Сегодня – это самый северный сельсовет на территории современного Зейского района, расположенный на берегах реки с одноименным названием, впадающей в Зейское море.
Население Бомнака многонациональное: русские, украинцы, белорусы, татары, но основную часть населения составляют исконные жители северных территорий Амурской области – эвенки.
— Без всякого преувеличения наш поселок можно назвать современным этническим поселением. Традиционные занятия жителей – промысловая охота, рыболовство и оленеводство. Большинство моих одноклассников и друзей – эвенки. Поселок имеет славную и давнюю историю, напрямую связанную с местными коренными жителями. У нас в Бомнаке находится могила легендарного Улукиткана (по паспорту Семен Трифонов) – проводника и верного товарища Григория Федосеева. Знаменитый геодезист и писатель сделал своего надежного друга-эвенка главным героем своих книг: «Тропой испытаний», «В тисках Джугдыра», «Смерть меня подождет», — продолжает разговор Марина Подолько. – Кстати, в этом году Улукиткану исполнилось бы 150 лет. И мы считаем, что во многом благодаря этому человеку была составлена существующая по сей день карта северных территорий не только Амурской области, но и Хабаровского края. Благодаря Улукиткану, многие жители нашей необъятной Родины знают наш маленький и такой замечательный поселок.
Будучи избранной в 2009 году главой сельсовета, первое, с чем столкнулась Марина Викторовна, это с необходимостью отстоять право Бомнака на жизнь. В те годы перед местными руководителями стояли задачи не долгосрочного развития, а выживания и оптимизации расходов скромных бюджетов.
— Да, сложные были годы. Я по образованию педагог, а не экономист. Но у меня было огромное желание сохранить и возродить поселок, в котором я родилась и выросла. Я хорошо помнила, каким он был в лучшие времена, и понимала, каким он должен быть. Помогло, что я коренная бомначка, мои начинания и идеи поддержали жители села. Это с одной стороны, а с другой – повальное отсутствие необходимых финансовых средств. Это сегодня существует целый ряд программ по развитию сельских территорий, а в 2009 году их практически не было. Восстановление Бомнака происходило исключительно за счет энтузиазма местных жителей.
Хорошо помню, как в первый год мы занимались преобразованием внешнего вида Бомнака. Регулярно проводились субботники по уборке и утилизации мусора, демонтажа ветхих строений. У себя в поселке мы так и прозвали тот год – «уборочная кампания».
Естественно, что после «уборочной кампании» поселок стал более ухоженным, руководители предприятий, расположенных на нашей территории, увидев, как бомнаковцы благоустраивают свое село, предложили сельской администрации свою помощь на условиях социального партнерства. Нашими постоянными партнерами сегодня являются компания «Улак-Лес» и старательская артель «Восток-1». Они предоставляют технику и оказывают всевозможную помощь как жителям села, так и организациям.
Нынешний Бомнак язык не поворачивается назвать нерентабельным, его улицы освещены энергосберегающими светильниками, а внутрипоселковые дороги постоянно поддерживаются в надлежащем состоянии – отсыпаются и грейдируются. Обновляются фасады и восстанавливается ограждение домов, при этом пенсионеры получают соответствующую помощь за счет средств местного бюджета. Жители села участвовали в прошлом году в конкурсе программ местных инициатив и выиграли! В центре села строится большая спортивная площадка. В поселке сохранены все объекты соцкультбыта, школа, детский сад, Дом культуры, больница, библиотека, почтовое отделение, пожарный пост. Есть репитер сотовой связи, интернет. В этом году по федеральной программе будет установлена вышка для сети интернет. И тогда проблем со связью в Бомнаке не будет.
— Правда, если говорить о транспортной доступности Бомнака, то, скорее всего, правильным будет выражение – транспортная недоступность. Мы отрезаны от основных населенных пунктов по объективным причинам — благодаря специфике природных ландшафтов. В настоящее время Бомнак — это один из немногих населенных пунктов Амурской области, куда действительно «только самолетом можно долететь».
За этой шуткой Марины Викторовны, действительно, скрыта большая проблема в перспективах развития доверенного ей поселка.
— Самолетами мы не летаем более двух лет. После того, как началась реконструкция взлетной площадки, на «большую землю» нас доставляют вертолетами. Но и в этом вопросе появилась перспектива: у нас уже построили новый аэропорт, на днях комиссия приняла его в эксплуатацию.
Аэропорт построили, жители Бомнака с нетерпением ждут начала летной навигации. Но у сельской администрации появились вопросы…
— Я понимаю, что при выполнении региональной программы восстановления местного авиаснабжения и строительстве объекта были использованы типовые проекты аэропортов. Но сегодня население Бомнака составляет порядка 490 человек по регистрации, а нам построили аэропорт, как для крупного населенного пункта. Сегодня нас волнует вопрос, как будет решен вопрос его отопления, – объясняет проблемы сельсовета Марина Викторовна. – На сегодняшний день выяснилось, что отапливаться аэропорт будет угольной котельной… Но мы всегда обращали внимание на то, что у нас специфический и уникальный в своем роде поселок. Таких поселков практически единицы на карте Амурской области. Здесь, без преувеличения, девственная экология. Поселку 130 лет, и все это время он отапливался дровами. Так в чьей же власти оставить эту природу девственной? Неужели нет альтернативы?
Большинство жителей Бомнака – эвенки. Традиционный уклад жизни коренных северных народов – это промысел лесных зверей, рыболовство и оленеводство.
— Если его нарушить, то мы потеряем чудом сохранившиеся остатки эвенкийского этноса. Кстати, это не единственная наша проблема, — продолжает глава Бомнакского сельсовета. Чтобы поселок жил, нужна молодежь. Все выпускники Бомнакской школы успешно обучаются в вузах и колледжах. Они бы и возвращались в село, но здесь не строится жилье уже три десятилетия. Программа по переселению из аварийного и ветхого жилья работает, но это действительно переселение! Количество жителей села уменьшается с каждым годом. Вопрос строительства жилья для молодежи поднимался на встрече с губернатором области, и Василий Александрович обещал рассмотреть этот вопрос применительно к северным территориям. Очень надеемся, что это будет отдельная программа…
И еще. Мне часто приходится напоминать о том, что Бомнак – таежный поселок, а значит, и средством заработка его жителей должна быть охота, рыболовство, оленеводство. Так и было многие годы. А сегодня соболь стоит 2000 руб. В прошлом году охотники вообще не смогли реализовать пушнину. Охотой стало заниматься невыгодно. Запрещен лов рыбы посредством сетей. Я согласна, для других регионов, допустим, для той же Волги или Амура, этот закон актуален и необходим. Но у нас статус этнического поселения, жители которого испокон веков таким образом добывали себе еду. Рыбу у нас никто в коммерческих целях никогда не вылавливал, так как нет рынков сбыта.
Для решения этого вопроса Марина Подолько обращалась в Федеральное агентство рыболовства в Хабаровске, поднимала данный вопрос на Совете КМНС при Правительстве Амурской области. Но дальше обсуждения вопрос не продвинулся. Кстати, по данным Зейского межрайонного отдела по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов, Зейское водохранилище перенасыщено рыбой! Можно было бы и рыбный завод построить…
— Вы меня правильно поймите, сегодня не идет речь о каких-либо финансовых дотациях. Речь идет о корректировке законодательной базы, тех норм, которые касаются уклада жизни и среды обитания коренных малых народов. Понимаю, что неизбежна определенная ассимиляция, но ведь должно что-то остаться в жизни эвенков, ведь это наше культурное, духовное и национальное наследие.
Если вникнуть, то сейчас для сохранения культурного наследия малочисленных народов России выделяются большие федеральные средства, — говорит Марина Подолько. — Но не все проблемы возможно решать материально. Пласт проблем гораздо глубже и природа их возникновения лежит в угрозе уничтожения экологии мест традиционного проживания эвенков, а также в том, что рушится привычный образ их жизни. Сегодня, на мой взгляд, для сохранения нашего удивительного народа нужны новые экономические условия, новые формы хозяйствования, которые и занятость населения обеспечат, и повысят самооценку эвенкийской молодежи. Вот в этом я вижу решение проблемы.
Главу Бомнакского сельсовета понять можно и даже необходимо, у нее, помимо традиционного набора обязанностей любого главы сельского муниципалитета Амурской области, есть своя особенная нагрузка – участие в создании благоприятных условий для жизнедеятельности эвенков и сохранения их среды обитания, а также культурного и исторического наследия коренного населения Бомнака. И надо признать, что в этой статье затронута только небольшая часть того, с чем Марине Викторовне приходится сталкиваться в повседневной работе, но редакция журнала обязательно продолжит серию публикаций о главах сельских администраций Амурской области. О тех, кто честно и самоотверженно каждый день трудится на благо своих односельчан. А еще, наверное, пришла нам – жителям России – такая пора, что просто необходимо для процветания страны ввести в официальный обиход такую профессию – человек, работающий для счастья людей.
А ведь действительно, Улукиткан внес немалую лепту в развитие южных территорий Дальнего Востока нашей страны. Удивительно, что в городе Зее существует музей Григория Федосеева, но нет, и пока не планируется в ближайшей перспективе создание музея его соратника, спасавшего отважного ученого и путешественника из многочисленных бед и катастроф, проведшего его по хребтам Станового, Джугдыра, Эзопа: эвенкийского охотника-оленевода Улукиткана.
И самое главное, что Улукиткан делал это не за деньги. Он считал, что Федосеев — его друг, и это нужно стране. России. Улукиткан так и говорил: «Я тут родился, я эвенк. Но ведь мы же с тобой русские, советские люди?» («В тисках Джугдыра», 1958 г.).
Владимир Иванов
АПК №2/23/2021