С учетом региональной стратегии наращивания объемов производства сельскохозяйственной продукции любое направление в агропромышленном комплексе Амурской области имеет свою функциональную задачу и, по сути, пришло время, когда требуется комплексный подход к организации и последующей акселерации этого сектора экономики.
Вместе с тем, экономическая деятельность сельхозтоваропроизводителей требует регламентирования и мер поддержки на законодательном уровне. О том, как меняется сегодня правовое поле, в рамках которого трудятся амурские аграрии, и каким образом Законодательное Собрание Амурской области реагирует на современные тренды развития сельского хозяйства, журналу «АПК Амурской области» рассказывает председатель регионального представительного органа власти Вячеслав Логинов:
— Вячеслав Юрьевич, основной базовой ценностью сельского хозяйства были и остаются природные ресурсы, а именно земли сельскохозяйственного назначения. На ваш взгляд, что необходимо сделать на региональном уровне для их сохранения?
— Прежде всего, необходимо добиться рационального использования сельскохозяйственных земель. И это я считаю одной из главных задач на сегодняшний день в сфере АПК Амурской области. Почему? Во-первых, есть поля, которые элементарно простаивают, поэтому необходимо четко понимать объективные и субъективные причины, почему так происходит. А главное, разработать механизм вовлечения их в оборот. Во-вторых, важно, чтобы получаемый результат от использования сельхозземель был соотносим с ожиданиями, полученными объемами сельскохозяйственной продукции и затраченными усилиями, а также вложенными средствами. И в связи с этим мы должны создать на региональном уровне систему воспроизводства земель сельхозназначения.
— Что для этого уже сделано?
— В мае 2020 года Законодательным Собранием принят базовый областной закон «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Амурской области». Цель его разработки заключалась в том, чтобы урегулировать на территории области отношения в вопросах обеспечения плодородия сельхозземель и разграничить полномочия органов государственной власти области в этой части. Кроме того, принятие этого закона дало возможность Правительству области урегулировать нормы по рациональному использованию земельных участков сельскохозяйственного назначения, а Законодательному Собранию – один раз в два года запрашивать и заслушивать для дальнейшего контроля отчет о состоянии плодородия земель.
— Сейчас идет корректировка этого законодательного акта с учетом правоприменительной практики?
— Да. Буквально на последнем заседании Законодательного Собрания, в сентябре, в закон о плодородии мы внесли ряд важных поправок. В соответствии с Федеральным законом дополнили закон новыми нормами права и обязанностями собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, скорректировали полномочия органов государственной власти области.
— О чем идет речь? Расскажите подробнее…
— К примеру, в областном законе теперь четко зафиксировано, что заниматься каким-либо сельхозпроизводством амурские аграрии могут только теми способами, которые обеспечивают воспроизводство плодородия почв и не влекут неблагоприятного воздействия на окружающую среду. Кроме того, они обязаны соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель и сообщать в региональное министерство сельского хозяйства о фактах деградации земель, загрязнения почв на их участках, в том числе об использовании пестицидов и ядохимикатов.
— Вячеслав Юрьевич, к сожалению, еще нельзя в этом вопросе рассчитывать исключительно на сознательность сельхозтоваропроизводителей…
— Согласен. Поэтому согласно Федеральному закону «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» в каждом российском регионе будет работать подразделение федерального бюджетного учреждения, специалисты которого займутся почвенными, геоботаническими и другими исследованиями состояния сельхозземель.
— Эти работы будут оплачиваться собственниками земель?
— Нет. Для собственников земельных участков эти обследования будут бесплатными. Как и разработка плана мероприятий по воспроизводству плодородия там, где это необходимо. Но есть два важных момента. Во-первых, в нашем областном законе прописана обязанность владельца, арендатора или пользователя участка обеспечить допуск специалистов для проведения исследований. А во-вторых, в дальнейшем обеспечить выполнение мероприятий по воспроизводству плодородия земель в соответствии с планом, разработанным специалистами федерального бюджетного учреждения.
— Как правило, нормы законов носят общий характер и необходимы соответствующие нормативные документы для их реализации. Каким дополнительным подзаконным актом будут регламентироваться правоотношения в области рационального использования сельхозземель?
— В ближайшее время, в том числе после вступления в силу поправок в Закон Амурской области «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Амурской области» Правительство региона должно разработать правила по рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения. В указанных правилах, адресованных к собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам, будут прописаны требования к аграриям по соответствию определенным показателям по урожайности, по соблюдению севооборота и т. д. Такие меры, во-первых, должны будут подстегнуть сельхозпроизводителей более эффективно и бережно использовать землю, а во-вторых, в соответствии с этими правилами будут предоставляться государственные меры поддержки.
— Каким образом?
— Стоит напомнить, что ранее для амурских сельхозтоваропроизводителей действовала так называемая «погектарная» поддержка, то есть пропорциональная объемам возделываемых земель. Сегодня, когда речь идет о необходимости защиты почв, к участникам государственных программ поддержки планируется предъявлять требования, в том числе по использованию минеральных удобрений, качественных семян не ниже третьего поколения и отказу от ядохимикатов. И те аграрии, кто будет нарушать правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, могут лишиться поддержки, как неэффективные сельхозпроизводители.
— В числе эффективных мер по воспроизводству земель сельскохозяйственного назначения необходимо назвать мелиорацию. Журнал «АПК Амурской области» постоянно предлагает эту тему для серьезного разговора на региональном уровне.
— И это правильно. Сегодня вопросам развития мелиорации земель сельхозназначения представительными и исполнительными органами власти Амурской области уделяется очень пристальное внимание. Серьезным толчком стал паводок 2019 года, во время которого амурские аграрии потеряли внушительную часть урожая. Собственно, снижение убытков в разгар подобных происшествий, максимальная защита полей от переувлажнения – это и есть задача мелиорации.
В настоящее время на территории региона расположены 233 мелиоративные системы общей площадью сельхозугодий 246,6 тысяч гектаров. За период с 2014 по 2019 года введено в оборот более 10 тысяч гектаров мелиорированных сельскохозяйственных угодий. В 2020 году в рамках ведомственной программы «Развитие мелиоративного комплекса России» запланировано введение в оборот 1800 гектаров. На эти цели из федерального бюджета выделено 27,4 миллиона рублей, из областного — 4,9 миллиона. Кроме того, дополнительно запланировано проведение культуртехнических мероприятий и введение в оборот 9700 гектаров в рамках федерального проекта «Экспорт продукции агропромышленного комплекса».
— Тем не менее, проблемы, связанные с отсутствием работающих полноценно мелиоративных систем, остаются. Что можно сказать по этому поводу?
— Необходимо признать, что модернизация мелиоративных систем на территории Амурской области, несмотря на наличие программ поддержки, позволяющих сельхозпредприятиям компенсировать существенную часть затрат, пока движется медленно. Причин тому несколько. Это отсутствие мелиоративных систем в собственности или в аренде у сельскохозяйственных товаропроизводителей. Плюс к этому — высокая стоимость изготовления проектно-сметной документации (8-10% от общей стоимости работ), длительная процедура ее согласования. Разумеется, для выполнения работ по реконструкции или строительству мелиоративных сетей нужны колоссальные денежные средства. Повлиять на эти моменты на региональном уровне мы не можем, так как вопросы мелиорации регулируются соответствующим федеральным законодательством. Сейчас аграрный комитет Заксобрания изучает ситуацию в соседних субъектах Российской Федерации. Возможно, в дальнейшем амурские областные депутаты предложат какие-либо законодательные инициативы.
— Вячеслав Юрьевич, мы знаем, что в рамках депутатской деятельности вы очень часто и много ездите по области, встречаетесь, общаетесь с населением, в том числе с аграриями.
— В одной из таких недавних рабочих поездок, совместных с губернатором области Василием Орловым, мы обсуждали с руководителями овощеводческих предприятий существующие меры поддержки за счет областного бюджета и возможности введения дополнительных.
Вообще нужно сказать, что в Амурской области аграриям оказывается широкий комплекс мер поддержки. В целом около тридцати направлений: по растениеводству и животноводству, на стимулирование развития малых форм хозяйствования и кооперативов, по семеноводству и так далее.
— Какая из мер поддержки вам кажется самой актуальной в современном производстве сельскохозяйственных культур?
— На мой взгляд, это поддержка сельхозпроизводителей на приобретение техники. Здесь есть два варианта: возмещение части затрат по лизинговым платежам — на эти цели на 2020 год предусмотрено 250 миллионов рублей, и возмещение части затрат, связанных с приобретением сельскохозяйственной техники и оборудования. На начало года на эти цели было заложено 40,3 миллиона рублей.
Кстати, в рамках рабочих поездок и совещаний с фермерами был поднят вопрос о поддержке на приобретение овощеуборочной техники и оборудования для фасовки овощей. Это дало бы возможность амурским аграриям конкурировать с другими поставщиками на прилавках амурских магазинов.
В итоге в августе 2020 года были внесены изменения в Постановление Правительства Амурской области от 03.02.2014 N 51 «Об утверждении Правил предоставления субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением сельскохозяйственной техники и оборудования», предусматривающие возможность возмещать затраты на овощеуборочную технику и оборудование для фасовки овощей. А Законодательным Собранием внесены изменения в закон об областном бюджете и существенно увеличено финансирование подпрограммы по возмещению части затрат, связанных с приобретением сельскохозяйственной техники и оборудования — до 268,5 миллионов рублей.
Кроме того, в стадии согласования в Правительстве области находятся правила по предоставлению субсидий на строительство и реконструкцию овощехранилищ. Об этом тоже попросили фермеры. Наличие складов позволило бы сохранять овощи местного производства от одного урожая до следующего и в разы повысить обеспеченность региона продукцией собственного производства. По крайней мере, картофелем. Думаю, после того как Правительство области утвердит правила, коллеги поддержат, и Законодательное Собрание внесет соответствующие изменения в областной бюджет.
— Над чем еще сегодня в сфере АПК работает Законодательное Собрание Амурской области?
— Здесь стоит отметить, что законодательство в вопросах развития агропромышленного комплекса достаточно стабильное и изменяется редко. Из последних законодательных инициатив — принятие в апреле 2020 года изменений в закон о пчеловодстве. Поправками установлены требования к сельхозтоваропроизводителям (как к предприятиям, так и частным лицам) о заблаговременном оповещении владельцев пасек о применении химических средств для обработки сельскохозяйственных и лесных растений. Эти изменения родились, в том числе, как ответ на жалобы пчеловодов на отравления и гибель их хозяйств. Такую обратную связь депутаты Заксобрания получают как в ходе проведения личных приемов, так и во время рабочих поездок по области.
Еще на сегодняшний день комитетом по вопросам аграрной политики, природопользованию и экологии готовится проект закона «Об оленеводстве». Это будет базовый закон в целях развития отрасли оленеводства в Приамурье и сохранения исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Планируется, что в нем будут указаны меры государственной поддержки как оленеводческих хозяйств, так и индивидуальных владельцев, обозначены территории, закрепленные под пастбища и так далее. Разумеется, до внесения законопроекта в Законодательное Собрание, он пройдет обсуждение с представителями КМНС и органами местного самоуправления тех территорий, где зарегистрированы коренные общины.
Владимир Иванов
Редакция журнала «АПК Амурской области» благодарит пресс-службу Законодательного Собрания Амурской области за содействие в подготовке материала
Опубликовано в журнале «АПК Амурской области» №20. 2020 год