У каждого фермера – свой путь в аграрный бизнес. Отслужив срочную службу в рядах Советской Армии Алверди Тороян и не помышлял, что уже в зрелом возрасте сельское хозяйство станет его призванием в жизни. После демобилизации он решил остаться в Амурской области и 20 лет трудился водителем-дальнобойщиком в автоколонне. Работа не самая спокойная, да и разбойники-рэкетиры, появлявшиеся на обочинах дорог, не добавляли положительных эмоций. И в 2001 году он принял решение закончить беспокойную разъездную жизнь и перейти в ряды фермеров.
Соблюдение агротехнологий – залог успеха
Свободной земли под Константиновкой в то время было немало. Другое дело, насколько пригодна она для ведения земледелия. Более-менее подходящие для растениеводства земельные участки были уже разобраны. Оставались лишь брошенные и заросшие пастбища. Алверди Качоевич подобрал себе участок в 100 гектаров и арендовал его на 10 лет. Приобрел трактор и в первый год выкорчевал все кустарники, которые росли на поле. Потом постепенно расширял свои угодья, и сейчас они в общей сложности составляют 1750 гектаров.
С самого начала своей фермерской деятельности Алверди Тороян понял, что успехов можно добиться только при профессиональном подходе к работе. Он без устали расспрашивал более опытных коллег о тонкостях ведения земледелия, об эффективных агротехнических приемах и брал их на вооружение.
Считается аксиомой, что в растениеводстве необходимо соблюдать систему севооборота. И этому принципу константиновский фермер следует неуклонно с первых лет своей аграрной деятельности.
— На одном участке сою мы не сеем больше двух лет подряд, — лаконично объясняет он свое отношение к севообороту.
И пусть зерновые культуры занимают не такое уж значительное место в структуре севооборота, но подобный подход позволяет сохранять плодородие почв и добиваться повышения урожайности. В первые годы существования фермерское хозяйство получало порядка 12 ц/га. Конечно, это не такой уж и плохой показатель, но и предметом гордости вряд ли можно назвать. Сейчас же на круг выходит 15 и более центнеров с гектара. Благодаря чему?
— На практике применяем те рекомендации, которые советует агротехническая наука, — говорит Алверди Качоевич. — Долгое время на поля не вносили удобрения. Тогда каждая копейка была на счету, и мы просто не могли себе этого позволить. Если на приобретение гербицидов удавалось найти денежные средства, потому что без агрохимии вообще на мало-мальски приличный урожай рассчитывать не приходится, то удобрения для нас были недоступной роскошью. Но когда хозяйство окрепло в финансовом плане, мы первым делом постарались закрыть эту «дыру» в нашей агротехнологии. И результат появился сразу же: урожайность пошла вверх.
Также урожайность тесным образом зависит от качества семенного материала. Алверди Тороян самое пристальное внимание уделяет вопросам сортообновления. И семена приобретает только высших репродукций. В этом году для посевов он закупил в семеноводческом хозяйстве Тамбовского района семена сорта Грация. Пока еще до начала уборочной кампании трудно делать выводы о правильности этого решения, но судя по развитию сои, виды на урожай неплохие. Если не подведет погода…
Два последних года погода доставила аграриям немало неприятностей. Обильные осадки привели к переувлажнению почвы. В итоге в прошлом году зерновые и соя вымокли на площади 400 га. А посевы пшеницы вообще практически полностью на 100 гектарах ушли под воду. Поэтому в нынешнем году фермер отказался от выращивания пшеницы, заменив ее на ячмень и овес. Приобретать семена пшеницы по 24 рубля, чтобы потом выращенный урожай продавать за 6 рублей, фермер посчитал экономически невыгодной операцией. Да к тому же неизвестно, каким по качеству окажется семенной материал, ведь из-за неблагоприятных погодных условий около 70% семян пшеницы оказались некондиционными.
Сделав же ставку в нынешнем сельскохозяйственном сезоне на ячмень, фермер, похоже, не прогадал. В конце июля он приступил к его уборке и убедился: культура выросла на славу и дала хороший урожай.
Палочка-выручалочка
У Алверди Торояна на сегодняшний день многопрофильное фермерское хозяйство. Помимо растениеводства с 2006 года он стал заниматься животноводством, разводя свиней. На этот шаг он пошел, чтобы было чем кормить механизаторов в поле. Благо, что выращивание зерновых позволяет полностью закрыть вопрос о кормах для свинокомплекса.
— В период страды комбайнеры осуществляют уборку урожая целый день, поэтому для них необходимо организовать хорошее питание, — объясняет фермер. — Без мяса никак не обойтись, и зачем покупать его на рынке, если можно иметь свое?
Подводные течения агробизнеса
Разговаривая с Алверди Тороян, сразу же обращаешь внимание на его оптимизм. В его речи постоянно звучит: «Все нормально, все порядке». Он уверен, что если к работе относится с душой, то все получится. Алверди Качоевич с удовольствием рассказывает о людях, которые оказывают ему поддержку.
— Хочу выразить огромную благодарность генеральному директору ООО «Амурагроцентр» Александру Владимировичу Сарапкину. С этой организацией мы сотрудничаем уже больше десяти лет, и за это время у нас сложились прекрасные партнерские отношения. Весной у меня нет головной боли, где взять деньги на приобретение горюче-смазочных материалов, гербицидов. «Амурагроцентр» поставляет их без задержек в необходимом количестве под будущий урожай. Также нет проблем с реализацией сои.
А вот чтобы узнать о проблемах и трудностях, которые испытывает хозяйство, Алверди Качоевича надо разговорить. И при этом он не рубит с плеча, а старается быть объективным.
— Несколько лет назад я выиграл аукцион на аренду земельного участка площадью 140 гектаров в Зеньковке, — вспоминает он. — Ежегодно за аренду я плачу 1 миллион 400 тысяч рублей, то есть один гектар обходится в 10 тысяч рублей. Кадастровая стоимость этого участка – 4 миллиона 600 тысяч. Получается, что за три года я практически выплатил его стоимость. Я понимаю, что для поддержания бюджета Зеньковскому сельсовету нужны денежные средства. Но почему нельзя пойти нам навстречу и уменьшить размер арендной платы? А так получается, что мы работаем там ради работы.
Одно время Алверди Тороян задумывался о возможности расширения свинокомплекса. При достижении определенного уровня поголовья хозяйство получило бы право на получение субсидии, которая выделяется при погектарной господдержке. Однако здесь существуют подводные течения. Если разводить свиней в промышленном масштабе, то забивать их нужно на бойне, ближайшая из которых находится в Толстовке. Забой каждой головы обойдется в 2,5 тысячи рублей. Плюс к этому необходимо представить справки, за которые тоже надо заплатить. Мясо после этого станет золотым. Что же касается возможности получения субсидий на получение погектарной господдержки, то фермер прямо сказал, что просто не хочет с этим связываться из-за обилия необходимых документов и отчетов.
Также, как и многие другие фермеры, Алверди Тороян хотел бы, чтобы облегчился процесс получения кредитов. В этом году, например, фермер подал заявку на получение кредита в 10 миллионов рублей. В прошлые годы он такую сумму под залог своего имущества получал без проблем. В нынешнем же году, она была уменьшена почти вдвое.
— Но у нас ведь хорошая кредитная история, — недоумевает он. – И сейчас, собрав урожай, мы без проблем вернули бы банку всю сумму по кредиту.
Почти за 20 лет своей фермерской деятельности Алверди Тороян создал материально-техническую базу, при которой хозяйство может динамично развиваться. Единственное, в чем оно нуждается на сегодняшний день – в энергонасыщенном тракторе.
— Сейчас мы подали заявку на приобретение в лизинг трактора Buhler. Все необходимые для этого документы уже оформили и отослали в Москву. Сейчас ждем принятия там решения, которое, надеемся, будет положительным, — поделился ближайшими планами Алверди Тороян.
Сергей Викторов
Материал подготовлен при содействии Центра поддержки предпринимательства
Опубликовано в журнале «АПК Амурской области» №19. 2020 год