На территории РФ африканская чума свиней зарегистрирована с 2007 года, и на протяжении последних лет правительством Амурской области проводятся мероприятия по предупреждению и недопущению распространения африканской чумы свиней. В связи с ухудшением эпизоотической обстановки на территории Дальневосточного федерального округа и вспышками африканской чумы свиней (далее – АЧС) на сопредельной территории КНР, создана постоянная угроза для нашего региона. Возникновение очагов африканской чумы свиней неизбежно влечет за собой экономические потери, что приводит к обострению проблем социальной сферы. Экономический ущерб от африканской чумы свиней составляют сотни миллионов рублей.
На сегодняшний день профилактические усилия могут только лишь на какое-то время сдержать эту беду.
Эффективные меры
Единственной мерой, позволяющей удержать дальнейшее распространение африканской чумы свиней, является переориентация хозяйственной деятельности с разведения свиней на разведение других животных (крупного рогатого скота, кроликов, коз, овец и прочих), то есть альтернативное животноводство.
— Каждый хозяин, занимающийся содержанием свиней на подворьях домовладений на территории Амурской области должен понять, что эта деятельность — неоправданный риск, влекущий за собой серьезные экономические потери, сложные социальные проблемы, которые затрагивают не только сферы его интересов, но и жизнь нашего общества, — комментирует ситуацию начальник управления по животноводству и племенной работе министерства сельского хозяйства Амурской области Николай Лисиченко. — Сегодня альтернативное животноводство – вот самый короткий путь, позволяющий не допустить возникновение в Амурской области новых очагов инфекции.
В рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 447 (далее по тесту — Программа) предусмотрено мероприятие «Поддержка развития альтернативных свиноводству видов животноводства».
— Целью этого мероприятия является стимулирование сокращения поголовья свиней и развитие альтернативных свиноводству направлений животноводства в хозяйствах, не имеющих зоосанитарной защиты от проникновения вируса африканской чумы свиней, — говорит Николай Николаевич. – В рамках указанной Программы предоставляется единовременная субсидия на возмещение части понесенных затрат.
Порядок предоставления субсидии
Субсидия на развитие альтернативных свиноводству направлений животноводства предоставляется единовременно на возмещение части понесенных затрат, связанных с приобретением 1 головы маточного поголовья крупного рогатого скота, или не более 2 голов молодняка крупного рогатого скота, или не более 10 голов мелкого рогатого скота, или не более 50 голов цыплят-бройлеров гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство (далее — Получатели), расположенное на территории Амурской области и пострадавшим в связи с отчуждением поголовья свиней или расположенное на территории Амурской области в радиусе 5 километров от свиноводческих организаций в размере 30 процентов от фактически произведенных затрат на приобретение сельскохозяйственных животных и птицы, но не более:
— 15000 рублей за одну голову маточного поголовья (коров, нетелей) крупного рогатого скота;
— 7500 рублей за одну голову молодняка крупного рогатого скота;
— 1500 рублей за одну голову мелкого рогатого скота (овцы, козы);
— 24 рубля за одну голову цыпленка-бройлера.
Гражданам, претендующим на получение субсидии, необходимо до 01 октября текущего года обратиться в администрацию муниципального района с представлением всех необходимых документов.
Приоритеты и поддержка
На сегодняшний день приоритетной отраслью в животноводстве Амурской области является молочное скотоводство.
— Этому есть логическое объяснение и объективные предпосылки, — продолжает Николай Николаевич и приводит следующие аргументы. – В настоящее время молоко – это традиционный продукт, имеющий наибольший спрос у населения области. При этом данный вид животноводства позволяет получать мясо говядины, путем откорма родившихся бычков. Но наряду с этим, сельхозтоваропроизводителям, которые планируют заняться производством молока, необходимо заблаговременно предусмотреть наличие сельхозугодий для сенокосов и пастбищ. А вот выращивание птиц, кроликов, разведение рыбы в прудах с успехом можно организовать и в частных подворьях, и в фермерских хозяйствах.
Сельхозтоваропроизводители могут принять участие в программных мероприятиях государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области», в части оказания государственной поддержки (грант) начинающим фермерам и на развитие семейных животноводческих ферм, по указанным видам животных и птицы.
— Вопрос: приживется или нет альтернативное животноводство в нашем регионе? Считаем, что совместная работа, включающая в себя все заинтересованные стороны региональной, муниципальной и федеральной уровней власти даст положительный результат. В этом году в этом направлении сделаны первые шаги. Вместе с этим необходимо понимать, что этот процесс не быстрый, — убежден Николай Лисиченко.
Области нужны убойные цеха
Одновременно с развитием альтернативных свиноводству направлений животноводства в Амурской области решается задача по организации открытия убойных цехов, отсутствие которых является одним из факторов, тормозящих развитие всех видов животноводства, в том числе и альтернативных. Наличие убойных цехов актуально для аграриев, занимающихся разведением не только КРС и МРС, но и кролиководством, птицеводством.
С даты вступления в силу Технического регламента на мясо и мясную продукцию (с 1 мая 2014 года) мясо и другое мясное сырье, полученное от убоя продуктивных (сельскохозяйственных) животных, в том числе полученное гражданами в домашних условиях и (или) в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися животноводством, может выпускаться в обращение на таможенной территории Таможенного союза (с целью реализации) при условии, что убой продуктивных сельскохозяйственных) животных, принадлежащих гражданам и (или) содержащихся в личных подсобных хозяйствах (далее – ЛПХ), осуществлялся в специально отведенных для целей убоя местах (убойных цехах либо убойных пунктах), а мясо и другое мясное сырье, полученное от убоя этих животных, прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия (т.е. продукты убоя были подвергнуты ветеринарно-санитарной экспертизе и сопровождаются ветеринарным сопроводительным документом).
— Данное требование распространяется, в том числе на убой скота, принадлежащего гражданам, намеревающимся реализовать продукты убоя и мясную продукцию, — рассказывает начальник управления по животноводству и племенной работе министерства сельского хозяйства Амурской области Николай Лисиченко. — Следовательно, потребность в скотобойнях определяется количеством заинтересованных лиц, осуществляющих убой сельскохозяйственных животных с целью продажи продуктов убоя и мясной продукции. Действие технических регламентов (Технический регламент на пищевую продукцию, Технический регламент на мясо и мясную продукцию) не распространяется на непереработанную мясную продукцию, полученную гражданами в ЛПХ для личных нужд.
Сельхозтоваропроизводителям стоит обратить внимание на то, что в рамках мероприятий программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области» имеется возможность получить государственную поддержку при соблюдении ряда условий. В частности в настоящее время вносятся изменения в постановление Правительства Амурской области № 421 от 04.09.2017 в части Правил оказания государственной поддержки на создание убойных пунктов при условии создания сельскохозяйственного кооператива.
В рамках указанных Правил субсидию планируется предоставлять на возмещение части затрат кооператива:
— на приобретение и (или) строительство и комплектацию убойных пунктов с производительностью 1 условной головы и площадью не менее 27 кв. м и (или) оборудование по утилизации биологических отходов, но не более 3,0 млн рублей для одного кооператива;
— на приобретение и (или) строительство и комплектацию убойных пунктов с производительностью 5 условных голов и площадью не менее 144 кв. м и (или) оборудование по утилизации биологических отходов, но не более 7,0 млн рублей для одного кооператива.
Кроме этого, в целях оказания консультативной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям министерством сельского хозяйства Амурской области совместно с управлением ветеринарии области подготовлена и направлена главам муниципальных районов информация по технологическим рекомендациям и основным обязательным требованиям при создании убойных пунктов.
Сегодня на территории Амурской области действует 24 убойных пункта, в том числе 20 находятся на территориях сельскохозяйственных предприятий области и обеспечивают собственные нужды предприятий, а 4 убойных пункта оказывают услуги сторонним хозяйствующим субъектам по убою скота.
— Работа по созданию убойных пунктов на территории области находится на постоянном контроле в министерстве сельского хозяйства области и в управлении ветеринарии Амурской области. На территории Амурской области осуществляется еженедельный мониторинг за ходом организации указанных объектов, — говорит Николай Лисиченко и добавляет. – Помимо этого, главами муниципальных районов и городских округов ведется работа по организации хозяйствующими субъектами различных форм собственности оборудованных мест для убоя сельскохозяйственных животных с целью удовлетворения потребностей в данной услуге населения.
О ценообразовании на услуги убойных пунктов
Процесс формирования цены на услуги убоя в частных убойных пунктах осуществляется на основании понесенных затрат по убою сельскохозяйственных животных, а также на обеспечение санитарно-ветеринарных требований.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» государственному регулированию подлежат лишь отдельные цены и тарифы, в основном в сфере естественных монополий (электроэнергетика, теплоснабжение, транспорт, связь). Цены на оказание услуг по убою сельскохозяйственных животных не относятся к области регулируемых государством цен (тарифов). В связи с этим правительство Амурской области и иные исполнительные органы государственной власти области не наделены полномочиями в сфере регулирования, контроля (надзора) ценообразования на частных убойных пунктах, соответственно не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность хозяйствующих субъектов, в данной части.
О племенном поголовье
В связи с рекомендациями министерства сельского хозяйства Амурской области о развитии альтернативных свиноводству видов животноводства сельхозтоваропроизводители и граждане, имеющие личные подсобные хозяйства, сталкиваются с проблемой приобретения племенного поголовья.
— Вопрос по приобретению племенного поголовья при переходе на менее традиционные для области подотрасли животноводства для нас не является новым. Министерство сельского хозяйства области совместно с органами управления АПК районов в рабочем порядке, а также по письменному заявлению оказывает сельхозтоваропроизводителям консультативную и практическую помощь по приобретению всех видов сельхозживотных и птицы (кроме свиней), в том числе их приобретению для сельхозпредприятий, КФХ и хозяйств населения, — дает разъяснения Николай Лисиченко.
Опубликовано в журнале «АПК Амурской области» №19. 2020 год