ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Сельское хозяйство регионов Дальнего Востока объективно вынуждено затрачивать намного больше энергетических и материальных ресурсов на производство продукции из-за неблагоприятных природно-климатических условий.

В полной мере это относится к Амурской области, которая находится в зоне рискованного земледелия. По этой причине гарантом стабильности развития АПК области являются мелиорированные земли. Что сегодня можно сказать о техническом состоянии и технологических возможностях амурских мелиоративных систем? Об этом и других проблемах сельхозтоваропроизводителей региона мы продолжаем разговор с врио директора ФГБУ «Управление «Амурмелиоводхоз» Анатолием Корневым в рамках постоянной рубрики журнала «Мелиорация».

— Анатолий Эдуардович, это наша первая встреча в текущем году, поэтому напомните нашим читателям, сколько по данным ФГБУ «Управление «Амурмелиоводхоз» сейчас мелиоративных систем в Амурской области?

— На начало 2020 года в области зарегистрировано 229 мелиоративных систем, что составляет около 20 процентов от общей площади земель сельскохозяйственного назначения.

— Насколько мы знаем, из общего числа мелиоративных систем, 29 находятся в оперативном управлении «Амурмелиоводхоза», а почти 200 являются бесхозными. В каком техническом состоянии они находятся?

— Отвечу вопросом на вопрос? А в каком состоянии может быть бесхозное имущество? Без собственника? Ответ очевиден. Преобладающая часть мелиорации Амурской области уже практически не работоспособна, требует восстановления и реконструкции.

— Как при таком положении дел амурские аграрии защищают свои пахотные земли от неблагоприятных погодных условий? Достаточно вспомнить 2019 год…

— По сути, мы работаем на остатках мелиоративных земель, построенных еще в советский период. Это факт. В принципе, это действующие объекты. Конечно, большая часть функционирует процентов на 10, максимум — на 30. Но даже этот мизерный ресурс позволяет сдержать неблагоприятные погодные условия. И наши аграрии подтверждают работоспособность старых мелиоративных систем. Мало того, если система находится на их землях, то многие пытаются поддерживать ее состояние, прочищать, подрабатывать, удалять заросли. Зачастую это выглядит очень примитивно, но люди делают все возможное, чтобы улучшить технологические характеристики мелиоративных систем. В результате практически все старые мелиоративные системы у нас находятся хоть и в плохом, но все-таки в рабочем состоянии. В прошлом году, кстати, благодаря этому во многих районах отводилась вода и снижался уровень переувлажнения почвы. Так что к остаткам советской мелиорации в сельском хозяйстве относятся очень бережно, понимая, что проектирование и строительство новой обойдется в несколько миллионов.

Это же можно сказать и про полевые дороги, которые даже в скверном техническом состоянии спасают ситуацию. И хорошо, что они сохранились и их можно эксплуатировать после отсыпки или ямочного дорожного ремонта.

— Что можно порекомендовать в таком случае сельхозтоваропроизводителям? Можно им самостоятельно заниматься ремонтом старых мелиоративных систем или отдельных объектов, которые находятся на их землях сельскохозяйственного назначения?

— Дело в том, что мы сейчас с вами говорим про бесхозные мелиоративные системы, а это значит, что никто не имеет законных оснований и прав проводить какие-либо восстановительные, строительные или ремонтные работы на этих объектах. Это все равно, что зайти на чужое поле без хозяина и вспахать его по своему усмотрению. Бесхозные мелиоративные системы не являются собственностью аграриев, и если следовать букве закона, то они могут быть даже привлечены к ответственности в судебном порядке, если из-за их действий возникнут непредвиденные негативные последствия. Поэтому как мы можем рекомендовать им проведение таких работ? С другой стороны, мы понимаем, что только благодаря усилиям фермеров эти мелиоративные сети и объекты сохраняют еще свою «дееспособность».

Так что фермеры, восстанавливая мелиоративные системы на своих землях сельскохозяйственного назначения, делают это на свой страх и риск. И чаще всего даже не имеют права списывать затраты на такой вид деятельности, актировать объемы выполненных работ. Это не их собственность и не арендованное имущество. Но пока других вариантов нет… И фермеры тратят свои деньги на то, чтобы прочистить засорившийся канал, чтобы хоть как-то вода текла. Дорога обвалилась? Подсыпают, ровняют… Они не делают капитальных работ, только доводят до более-менее рабочего состояния. Но даже это выливается в приличные затраты…

— Разговор о правовом статусе бесхозной мелиорации идет уже на протяжении многих лет…

— Вопрос о праве собственности на бесхозные мелиоративные системы считается одним из самых проблемных для Амурской области. Насколько мне известно, региональное министерство сельского хозяйства пытается найти правовой выход из этой ситуации, но все действительно сложно. Тем более, что процедура оформления права собственности на эти объекты сначала должна быть пройдена на уровне муниципалитетов, на территории которых находятся системы. Разумеется, необходимо исключительно судебное решение сначала о признании их действительно бесхозными, затем о передаче их в собственность муниципалитета. И только после этого органы местного самоуправления имеют возможность передать мелиоративные системы в аренду или на каких-то других условиях сельхозтоваропроизводителям.

Сейчас эта тенденция прослеживается и есть большая заинтересованность на местах. Процесс активизировался. Есть административная поддержка этим усилиям со стороны губернатора Амурской области и министерства сельского хозяйства. Мы, в свою очередь, оказываем посильную консультативную помощь. Я бы сказал, что в этом направлении организована целая кампания в хорошем смысле слова. Тем более, что есть возможность проводить реконструкцию и восстановление мелиоративных систем за счет средств соответствующей федеральной программы. В этом году это особенно актуально, так как регионам Дальнего Востока оказывается повышенное внимание и есть меры поддержки аграрному сектору для наращивания объемов производства сельскохозяйственной продукции. Представляете, государство готово направить в Амурскую область огромные финансовые потоки, но у нас в регионе практически нет собственников мелиоративного имущества.

— Есть уже положительные примеры судебных решений по этому поводу?

— К сожалению, пока нет. Положение дел усугубляется тем обстоятельством, что еще нет наработанной судебной практики по рассмотрению дел о признании брошенных мелиоративных систем бесхозными и их последующей передачи в собственность местных органов власти. Но в любом случае радует, что работа в этом направлении набирает обороты, что массово проявляется инициатива по оформлению правового статуса мелиоративных систем. Уверен, что со временем будет и результат. Кстати, например, Песчаноозерский сельсовет Октябрьского района уже обратился в суд с иском в отношении мелиорации, которая находится на его территории. Мы привлечены к рассмотрению этого заявления в суде в качестве заинтересованного лица. Пока сложно прогнозировать позицию суда. Но, как только будет получено первое положительное судебное решение, у других муниципалитетов появится пример алгоритма действий и документооборота.

— Сегодня в каких районах Амурской области мелиоративные системы находятся в лучшем состоянии на фоне других территорий?

— По объективным причинам это Ивановский и Тамбовский районы, в какой-то степени и Белогорский. Дело в том, что мелиорация приходит в негодность на землях сельхозназначения, которые не используются длительный промежуток времени. Что касается названных районов, то здесь практически не прекращалась сельскохозяйственная деятельность. Земли были в севообороте, работали и, в свою очередь, работали мелиоративные системы. Тем более что и аграрии подручными средствами старались поддерживать их в удовлетворительном состоянии.

— Анатолий Эдуардович, несмотря на ограничения в работе, связанные с пандемией коронавируса, мы видим, что ваш коллектив выполняет все плановые обязательства этого года в текущем режиме. Что считаете самым важным в этом году?

— Разумеется, мы без каких-либо скидок на чрезвычайные ситуации должны выполнить госзадание. На мой взгляд, с этим не должно быть проблем — наш коллектив профессионально готов и обладает всеми необходимыми компетенциями.

На особенном контроле находится реализация мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, тем более, что на это предоставляется федеральная субсидия.

— О каких мероприятиях идет речь?

— О завершении реконструкции и вводе в эксплуатацию объекта «Ключевская осушительно-оросительная система (реконструкция), Ивановский район, Амурская область». Здесь есть вопросы, связанные с выполнением строительных работ на объекте по обе стороны моста, что влечет за собой удорожание затрат. Сейчас думаем, какое оптимальное решение найти.

Также необходимо обеспечить завершение проектно-изыскательских работ по объекту «Реконструкция Высоковской-Доценкинской осушительной системы, Ивановский район, Амурская область» и по объекту «Реконструкция Соловьихинской осушительной системы, Серышевский район, Амурская область». Очень важно завершить эти проектные работы и получить заключения в установленные сроки, так как это объекты будущих периодов, вплоть до 2024-2025 годов.

Я понимаю, что на нашем коллективе лежит большая ответственность и мы просто обязаны выполнить перечисленные программные мероприятия. Знаю, что это значит для области: здесь и финансирование за счет федерального бюджета, и обеспечение заказами строительных организаций, которые будут задействованы на мелиоративных объектах. А главное, это серьезный вклад в восстановление и реконструкцию мелиоративных систем Амурской области и, как следствие, в развитие АПК региона.

Елена Башурова

Опубликовано в журнале «АПК Амурской области» №18. 2020 год