ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Центр компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров Амурской области работает меньше года, но благодаря практическим знаниям отрасли сельского хозяйства специалистами Центра и их активному сотрудничеству с сельхозтоваропроизводителями в нашем регионе постепенно меняется отношение к сельской потребительской кооперации.

Как Центру компетенций Амурской области удалось за столь короткий срок заслужить доверие у глав районных и сельских администраций, у фермеров и людей села, имеющих личное подсобное хозяйство? С этого вопроса мы начали разговор с директором Центра Алесандром Селиным:

— Здесь главное, на мой взгляд, не только разбираться в экономике сельского хозяйства, но и знать содержание каждой территории с точки зрения наличия производства сельскохозяйственной продукции, ее объемов и ассортимента. С точки зрения производственных возможностей и ресурсов каждого района Амурской области. У нас нет районов, одинаковых по структуре и видам деятельности в сфере сельского хозяйства. С одной стороны, мы располагаем богатейшими природными ресурсами, с другой, – у нас зона рискованного земледелия. Поэтому крестьянско-фермерские хозяйства и ЛПХ одного района значительно отличаются от аналогичных хозяйств даже на соседних территориях. Исторически так сложилось, что каждый район имеет свои традиции, свои способы ведения сельского хозяйства и свою практику стимулирования развития КФХ и ЛПХ. Где-то фермеры сплоченно взаимодействуют, обмениваются семенами, выручают друг друга техникой, делятся опытом. Там где есть солидарность главы района, глав сельских администраций и фермеров, там объективно создаются более благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства в сфере сельского хозяйства. Это важно понимать для конструктивного диалога с людьми в каждом районе.

— С чего вы начинали свою работу?

— Когда Центр компетенций только создавался, стояла задача в первую очередь оказывать содействие в создании сельскохозяйственных потребительских кооперативов, чтобы они стали основой развития экономики села. Но достаточно быстро пришло понимание важности и необходимости появления в селах новых крестьянско-фермерских хозяйств.

— Но для создания новых крестьянско-фермерских хозяйств тоже нужна первоначальная база…

— Да, и самый верный путь – это создавать КФХ на базе крепких семейных личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Многие граждане, которые сегодня имеют личное подсобное хозяйство и устойчивое подворье, не знают содержания Закона РФ «О личном подсобном хозяйстве», где сказано, что сельскохозяйственная продукция может ими производиться для личного потребления и только излишки могут быть реализованы без налогообложения. Но, позвольте, когда «излишки» представляют собой несколько десятков коров, свиней и большие площади, то это уже … бизнес.

С этими людьми, конечно, нужно проводить работу осторожно, без конфликтов и привлечения надзорных структур, убеждать в целесообразности создания на базе своего хозяйства КФХ. В идеале гражданин с устойчивым ЛПХ самостоятельно или с помощью консультаций от Центра компетенций оформляется как КФХ, это гораздо лучше, чем признание со стороны органов соответствующих структур факта «незаконного предпринимательства».

Мы же видим, что многие ЛПХ давно выросли за пределы этого понятия и им надо честно признать, что у них сформировался семейный бизнес. Да, какое-то время они пользовались безналоговым режимом ведения хозяйства и реализации сельхозпродукции, но пришло время легализовать свою сельскохозяйственную деятельность, и мы готовы им в этом помочь и уйти от возможных неприятностей. Тем более, что создав КФХ, люди имеют большие преференции. Например, если создать КФХ молочного или мясного направления, можно получить до 5 миллионов рублей за счет мер государственной поддержки. Примечательно, что КФХ может создаваться на базе семейного клана и супруги могут привлекать к участию в бизнесе своих родителей, бабушек и дедушек, а также достигших шестнадцатилетнего возраста детей, внуков, сестер, братьев. Единственное, что состав хозяйства не может содержать представителей более чем трех семей. Существует возможность создания КФХ и одним человеком.

Государство заинтересовано в создании КФХ, которое по мере укрупнения будет брать на работу других сельских жителей в рамках Трудового Кодекса РФ, создавать новые рабочие места на своей территории. А рост благосостояния населения неизбежно влечет за собой решение целого комплекса социальных вопросов и развитие самого села.

— Александр Михайлович, к какому результату должна привести последовательность действий Центра компетенций Амурской области?

— Задача в том, чтобы от малых форм хозяйствования сельские жители постепенно переходили на более крупные. То есть на первом этапе это личные подсобные хозяйства, затем по мере роста часть ЛПХ перейдет на уровень крестьянско-фермерских хозяйств. И следующий шаг уже предполагает создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов на базе КФХ и ЛПХ.

— Сегодня вы работаете над развитием ЛПХ и КФХ как над основой развития сельскохозяйственной потребительской кооперации?

— В том числе, ведь задача потребкооперации, чтобы ее члены стали получать больше доходов от своей сельскохозяйственной деятельности и улучшали условия своей жизни. Я много встречаюсь на местах с людьми и вижу, что зачастую они не совсем понимают смысл и принцип работы сельскохозяйственной потребительской кооперации. Что это не коммерческая организация, так как самому кооперативу прибыль не нужна: его задача создать условия для развития своих членов. Это наглядно видно на примере видов потребкооперативов: сбытовых, снабженческих, обслуживающих, перерабатывающих и т.д. Сбытовой поставит своей целью организацию рынков сбыта и реализации сельскохозяйственной продукции, обслуживающий за счет приобретенной спецтехники будет оказывать услуги, например, по обработке пахотных земель, посевов. Кстати, сейчас в области очень востребованы услуги сертифицированных убойных пунктов и появились первые кооперативы по этому виду деятельности. Мы с ними работали и при необходимости возьмем на сопровождение их деятельность, но надо понимать, что нормативно-правовые нормы строительства и ввода в эксплуатацию убойных пунктов для сельскохозяйственных животных требуют соблюдения определенных требований, без которых невозможна эта деятельность.

— Понятно, что любая бизнес-идея требует всестороннего изучения ресурсов, перспектив и прогноза неизбежных проблем …

— Согласен. К нам в центр постоянно обращаются за консультациями о порядке создания кооперативов, о мерах поддержки, которые могут достигать больших оборотов продукции в т.ч. и в денежном выражении. Желание получить поддержку государства — это правильно, но я каждый раз напоминаю, что это не должно быть целью создания потребительского кооператива. Законодатель в полной мере заложил ответственность за целевое использование бюджетных субсидий. Поэтому целью создания кооператива должно быть коллективное стремление людей укрепить свой малый бизнес, добиться стабильности и результатов в хозяйствах, которые создали кооператив, а государство готово оказать им в этом содействие.

При принятии решения о создании потребительских кооперативов очень важно учесть преимущества, которые изначально есть у сельской территории, изучить ассортимент выпускаемой продукции и потенциальные рынки сбыта.

— Но согласитесь, что для этой работы нужна поддержка местных органов власти. Они могут стать проводниками на своих территориях…

— Конечно. И я считаю, что они как никто другой должны приложить усилия для пропаганды развития сельской потребительской кооперации на своих территориях. Главам районных администраций надо глубже вникнуть в ресурсы своих сельских поселений, организовать для этой работы глав сельских администраций. Именно сельские администрации знают инициативных людей в своих селах и видят на месте точки роста. При необходимости мы можем приехать и рассказать людям особенности ЛПХ, КФХ, потребкооперативов.

— В каких районах Амурской области идея создания потребительской кооперации находит понимание?

— В прошлом году мы объездили практически все основные сельхозрайоны, и, анализируя собранную информацию, мнение специалистов администраций, фермеров и просто жителей сельской местности, видим, что большие планы просматриваются у Серышевского и Белогорского районов. У этих районных администраций есть серьезный подход и заинтересованность в развитии КФХ и потребительской кооперации, которые должны возродить сельскую экономику.
На первый взгляд, покажется странным, но большой интерес проявляют, в первую очередь, районы, удаленные от административного центра Амурской области. Всем понятно, что территории вокруг города Благовещенска изначально находятся в более выигрышном положении: им больше доступен административный ресурс, есть практически готовые рынки сбыта, относительно небольшие транспортные расходы. В силу этих объективных обстоятельств они имеют достаточно неплохие доходы и в настоящее время не стремятся к объединению. Другое дело северные районы, где люди готовы наращивать объемы производства сельскохозяйственной продукции и нуждаются в коллективном подходе к решению своих вопросов. Но при более детальном изучении их ресурсов становится понятно, что отсутствие масштабных и близкорасположенных рынков сбыта делает их продукцию неконкурентноспособной и даже нерентабельной.

— Тем не менее хорошо, что у людей есть желание развивать бизнес в сельской местности…

— Конечно. Сегодня много говорится о сельских территориях, имеющих потенциал развития. Однако потенциал так и может остаться нереализованной возможностью, если не прилагать серьезные усилия как со стороны самих граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (ЛПХ) или КФХ, так и со стороны органов власти, непосредственно работающих на селе.
Механизм пробуждения и роста предпринимательской активности и кооперирования среди сельских жителей не сдвинется без осознания самими жителями возможностей развития своего подворья.

Здесь недостаточно информирования о мерах государственной поддержки. Должна быть комплексная работа с сельскими семьями, умение их убедить, вдохновить, разъяснить, вместе с ними оценить выгоды и снизить «психологические риски» при оценке будущих трудностей при реализации планов экономического роста. При этом объективно помочь подсказать и дать оценку его экономического состояния и возможного роста или даже и нецелесообразности, а возможно, и изменения направления деятельности.

— Что для этого необходимо сделать? На ваш взгляд, какими должны основные аргументы?

— Как ни странно, сегодня забыли такой механизм, как показ и рассказ о передовом или позитивном примере. А ведь это должно быть на каждом мероприятии с участием сельских жителей. Что может быть лучше позитивного практического опыта, который можно распространять путем организации целевых встреч, через местную прессу, местное телевидение, интернет.

В этой связи приведу слова вице-президента АККОР (г. Москва) Башмачниковой О.В.:
«На позитивный опыт люди должны в буквальном смысле «натыкаться». Газеты, журналы, телевидение — обязательные инструменты убеждения. Конечно, процесс создания у сельского населения мотивации роста должен сопровождаться возможностью привлечения ресурсов и профессиональным консультированием. Если люди созрели к увеличению размеров подворья или уже к предпринимательской активности, они должны иметь возможность получить финансовую поддержку. В противном случае при сформированных намерениях они так и останутся нереализованными и наоборот — наличие господдержки при отсутствии мотивации никого не сдвинет с места».

Елена Башурова

Опубликовано в журнале «АПК Амурской области» №18. 2020 год