ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Амурская область входит в зону рискованного земледелия. Поэтому последних два года, крайне неблагоприятных для сельского хозяйства, как нельзя лучше вписываются в природно-климатические характеристики нашего региона. По словам аграриев со стажем, в истории амурского земледелия были времена и похуже, правда, сегодня это слабое утешение для сельхозтовапроизводителей, которые ведут свою хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики. В правительстве Амурской области и региональном министерстве сельского хозяйства тоже понимают, что без мер государственной и региональной поддержки аграрный сектор не скоро восстановит свои ресурсы. Продолжая тему стратегии развития амурского агропромышленного комплекса, об итогах уходящего сельскохозяйственного сезона и перспективах на будущее журналу «АПК Амурской области» рассказывает заместитель председателя правительства Амурской области Александр Нестеренко.

— Александр Васильевич, вы, как никто другой, можете дать объективную оценку ситуации в сельском хозяйстве Амурской области по итогам завершения уборочной кампании этого года. Как думаете, «выплывут» амурские земледельцы в прямом и переносном смысле этого слова?

— Неутешительные прогнозы на неблагоприятные условия 2019 года мы начали делать уже с самого начала сельскохозяйственного сезона. Весенних осадков выпало гораздо больше нормы, характерной для этого периода, что автоматически повлекло за собой смещение и нарушение агротехнических и календарных сроков посевной кампании. Поэтому крестьяне стали готовиться к необычайно сложному году, но основные проблемы для земледельцев начались в период вегетации растений. Пришла большая паводковая вода, а следом проливные дожди, которые часто сопровождались на отдельных территориях особо опасными явлениями, например, градом и ураганным ветром. Последнее было зафиксировано практически во всех сельскохозяйственных районах области, за исключением Бурейского и Завитинского. А в таких районах, как Тамбовский, Константиновский, Октябрьский, Мазановский, Ромненский, Благовещенский и Ивановский, то есть практически во всех сельскохозяйственных районах Амурской области, ЧС в виде градобития или обильных осадков были зафиксированы не один раз за месяц. Порой за два-три часа на поля выливалась месячная норма. Скажу, что было просто больно видеть, как посевы уходят под воду.

— Положение дел в АПК Амурской области было на постоянном контроле у регионального правительства и лично губернатора…

— Да, это так. Мы понимали, насколько трудно нашим аграриям и что их ожидает по завершении сельскохозяйственного сезона. Губернатор Амурской области Василий Орлов лично неоднократно поднимал этот вопрос на уровне федеральных органов власти. Об этом Василий Александрович говорил и в своем выступлении на Восточном экономическом форуме, и дважды на заседаниях Государственного Совета, и дважды на заседаниях Правительства Российской Федерации. Он обращался непосредственно к первым лицам руководства страны. И надо отдать должное, его настойчивость не осталась без внимания. Нас услышали, и на федеральном уровне были приняты соответствующие решения, для того чтобы амурские аграрии не остались один на один с бедой.

— Надо сказать, что все сельскохозяйственные предприятия области и крестьянско-фермерские хозяйства самоотверженно боролись за урожай.

— Согласен. Но колесная техника элементарно тонула в полях и вынуждена была простаивать. В хозяйствах Амурской области уборка зерновых культур велась преимущественно комбайнами на гусеничном и полугусеничном ходу и продолжалась более двух месяцев! Даже в условиях подтопления и переувлажнения мы собрали 370 тысяч тонн зерновых.

Что касается сои, то в принципе по температурному режиму год был не совсем плохой для растениеводства и в среднем урожайность сои подняли выше на 1 центнер, чем в прошлом году. До конца ноября в целом собрали 855 тысяч тонн бобовых. Что, кстати, дает нам возможность выполнить наши обязательства по экспортным поставкам этой сельскохозяйственной культуры. Конкретные объемы экспортных поставок зависят от того, насколько наши китайские партнеры будут готовы принимать ее.

— Как сегодня оцениваются потери сельхозтоваропроизводителей?

— Общая площадь гибели сельскохозяйственных культур составила 255 тыс. га или 22% от общей площади посевов. В частности погибло 228 тыс. га посевов сои, что равно 27% от площади посева этих бобовых. Заактировано 25 тыс. га зерновых — это 11% от общего объема соответствующих посевных площадей и 2 тыс. га прочих культур.

255 тысяч гектаров — это большая площадь в масштабах Амурской области. Для сравнения: все вместе взятые дальневосточные регионы не понесли такого ущерба сельскохозяйственных угодий. Конечно, основной удар пришелся на сою, но захватило и зерновые. Разумеется, серьезно пострадали и овощные культуры, урон у овощеводов колоссальный.

— Как проводилась работа по оценке и актированию ущерба сельхозтоваропроизводителей?

— Комиссией по чрезвычайным ситуациям, сформированной министерством сельского хозяйства совместно с региональным Россельхозцентром, была проведена работа по осмотру всех заявленных посевных площадей, пострадавших от паводка, переувлажнения и других неблагоприятных природных явлений. Соответствующие комиссии были созданы и на местном уровне. Осмотр и актирование проходили поэтапно и по территориям. Каждый случай актировался, прилагались необходимые документы. Отказов из-за отсутствия необходимого перечня документов было всего несколько. Это достаточно неожиданно даже для нас, когда на федеральном уровне принимаются к исполнению практически в полном объеме поданные документы.

Разумеется, были проведены дополнительные обследования пострадавших площадей, проверки, уточнения. Зато сегодня мы знаем, что Правительство Российской Федерации выделило для Амурской области из резервного фонда 3 миллиарда 900 тысяч рублей. Около 3 миллиардов 100 тысяч — на возмещение потерь за утрату урожая. Остальные денежные средства направлены на возмещение сумм по просроченным банковским кредитам, по лизинговым платежам за 2019 год.

— Это беспрецедентные суммы…

— Да, насколько я помню, такого никогда еще не было. И это результат постоянного взаимодействия нашего правительства с федеральными органами власти. Особенно губернатора — Василия Александровича Орлова, который, подчеркиваю, поднимал эти вопросы каждый раз, когда появлялась возможность диалога с первыми лицами государства. Нас услышали. Услышали и поддержали нашего губернатора, и это большая победа для аграриев Амурской области.

Что хотелось бы сказать в продолжение?

Государство будет контролировать целевое исполнение предоставленного финансирования, и важно, чтобы эти деньги действительно пошли на восстановление того, что потеряли сельхозтоваропроизводители. На восстановление плодородия почвы, естественно, на удобрения, на хорошие семена. Главное, чтобы амурские аграрии направили полученные денежные средства в том числе и на подготовку к посевной кампании 2020 года. То есть на выполнения тех обязательств, которые область взяла на себя перед министерством сельского хозяйства РФ в рамках стратегии развития регионального АПК до 2024 года.

— Речь идет о наращивании производства экспортной сельскохозяйственной продукции?

— Конечно. Нам оказали поддержку, и я уверен, что от нас ждут ответных мер. При этом помимо финансовой помощи в связи с неблагоприятными погодными условиями 2019 года, уже сейчас просматриваются контуры государственных мер поддержки увеличения производства масличных агрокультур, таких как соя и рапс. Субсидии будут предоставляться регионам, выбравшим соответствующую приоритетную подотрасль АПК и согласовавшим ее с Минсельхозом.

Для Амурской области на первом месте, конечно, соя. При этом производство сои должно осуществляться с применением интенсивных технологий: внесением удобрений в объемах, обеспечивающих потребности растений в элементах питания, сохраняющих и повышающих плодородие почв, а также с использованием высокопродуктивных сортов семян.
Насколько нам известно, размер господдержки планируется формировать на плановых значениях показателей, сформированных субъектами Российской Федерации до 2024 года, исходя из доли каждого региона в общем значении показателей по Российской Федерации. Субсидирование будет вестись в соответствии с федеральным проектом «Экспорт продукции АПК» и распределяться по ставкам на 1 т реализованных и (или) отгруженных на собственную переработку сои или рапса.

Кстати, с помощью господдержки можно мотивировать не только развитие приоритетных подотраслей АПК в Амурской области, таких как производства масличных бобовых, но и зерна, овощей открытого грунта, плодов и ягод, молока, мяса КРС и т. д.

— До Амурской области уже доведены примерные суммы этих мер государственной поддержки?

— Предварительно речь идет о сумме в размере до 1 миллиарда 300 тысяч рублей. В настоящее время уже готовится соответствующий пакет документов от нашего регионального минсельхоза. И здесь надо помнить, что это абсолютно новые и дополнительные меры государственной поддержки, которые будут направлены на увеличение производства экспортной сельхозпродукции — сои.

— Какая категория сельхозтоваропроизводителей будет попадать под действие этого постановления?

— Все категории хозяйств, включая КФХ. Но есть ряд условий, которые определяют право получения этой поддержки, в первую очередь – это соблюдение севооборота и выполнение других мероприятий, о которых я уже сказал раньше.

Поэтому далеко не все смогут получить эти субсидии, хотя, на мой взгляд, тем, кто серьезно занимается растениеводством и планирует наращивание объемов производства, имеет смысл более ответственно подходить к организации своей хозяйственной деятельности. Для этого уже есть прямая мотивация. Теперь посевные площади, отведенные под сою, не означают автоматическое погектарное получение мер государственной поддержки. Необходимо заниматься эффективным земледелием, экономика хозяйства должна быть прозрачной и понятной.

Контрольные функции за соблюдением требований программы субсидирования возлагаются на министерство сельского хозяйства Амурской области, которое, в свою очередь, будет отчитываться перед федеральным Минсельхозом. В настоящее время наше министерство готовится к работе в рамках этого постановления, изучается нормативная документация. Позже требования, предусмотренные постановлением, будут доведены до сведения сельхозтоваропроизводителей. Все, кто готов войти в программу субсидирования, должен будет представить свои обоснованные расчеты. Непременно будем выезжать в районы, чтобы проверить на месте реальное положение дел. В наших общих интересах, чтобы под действие программы вошло как можно большее число амурских аграриев.

— В таком случае к посевной 2020 года амурским аграриям необходимо готовиться с учетом будущих перспектив? Насколько они располагают соответствующей информацией?

— О необходимости интенсивного пути развития сельского хозяйства и эффективном землепользовании мы говорили в этом году на каждом совещании с участием аграриев. И многие уже понимают перспективы, задумываются над грамотным планированием. Надо успеть перестроиться, для этого зимой мы планируем новые встречи с людьми и их обучение.

Сегодня государство предоставляет аграриям дополнительные финансовые преференции, грех ими не пользоваться.

В частности, у нас есть примеры, когда большие КФХ работают самостоятельно, без привлеченных кредитных средств. С одной стороны хорошо, но с другой стороны, – нет масштабного развития. А кто мешает взять кредит на льготных условиях, чтобы расширить виды производственной сельскохозяйственной деятельности, нарастить производственные мощности и поднять урожайность экспортной сельхозкультуры, собрать больше урожая? Пользуйтесь тем, что сейчас даются такие преференции амурским аграриям. Тем более что льготное кредитование действительно дается под очень низкий процент, зато увеличивает возможности хозяйства и раздвигает его экономические границы. Повторяю, если ты ответственный хозяйственник, то грех не пользоваться такими доступными и «быстрыми» деньгами.

Плюс к этому — господдержка за счет средств программы субсидирования мероприятий на увеличение объемов сельскохозяйственных культур, представляете, как можно поднять объемы производства бобовых и зерновых для севооборота!

Здесь же предоставление скидки в размере 20 процентов на сельскохозяйственную технику отечественного производства. Ее перечень, утвержденный правительством РФ, даже расширили, принимают к финансовому возмещению технику, которая идет по программам Росагролизинга или напрямую от российских производителей сельхозтехники. И это касается всех стандартных позиций модернизации АПК.

Кроме того, сейчас в стадии рассмотрения находится проект изменений в Постановление правительства РФ № 406, утверждающего Правила предоставления субсидий из федерального бюджета открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку зерна, в рамках которого предусмотрено возмещение затрат на доставку железнодорожным транспортом минеральных удобрений и сельскохозяйственной техники.

Могу сказать, что сегодня у губернатора Амурской области и регионального министерства сельского хозяйства очень профессиональная позиция в части развития всех подотраслей сельского хозяйства. У Приамурья очень выгодные позиции по наращиванию объемов сои, которые должны удвоиться в ближайшие пять лет. Тот, кто готов на это идти, получит от регионального правительства полную поддержку.

Мы крайне заинтересованы в том, чтобы стабильные хозяйства Амурской области увеличили свой производственный потенциал. Наша цель – добиться, чтобы отстающие подтянулись до среднего уровня, средние вышли в передовики, а передовики стали лидерами. Нам всем нужен высокий урожай 2020 года: и аграриям, и минсельхозу, и правительству Амурской области.

Елена Башурова

Опубликовано в журнале «АПК Амурской области» №15. 2019 год