База индивидуального предпринимателя – главы семейного крестьянско-фермерского хозяйства Владимира Кушнерука — находится в шаговой доступности от посевных площадей предприятия. Естественно, это удобно и выгодно для аграриев. Технику не приходится гонять ежедневно от населенного пункта до полей, собранная соя сразу поступает на зерновой двор. А если случилась поломка, то ремонт и замену запчастей производят тоже непосредственно на базе в предназначенном для ремонтно-технических работ ангаре. У предприятия есть и жилые помещения: зачастую уборочная страда предполагает круглосуточный ритм работы.
— Сейчас вот столовую строим, чтобы максимально улучшить условия труда, — дополняет общую картину увиденного журналистами «АПК Амурской области» Владимир Кушнерук.
Сегодня фермеры убирают сою.
— Мало, правда, ее – всего 450 га. Остальная площадь была выбита градом и запахана. Поэтому, если в среднем соберем традиционные для нас 19-20 га — это будет неплохо.
Тяжелая обстановка в этом году в хозяйстве братьев Кушнерук сложилась вокруг зерновых. При уборке буксовали комбайны — даже CLAAS 4WD, обладающий достаточно высокой проходимостью, дал сбой. Да так, что вышел из строя задний мост. Поэтому 250 га пшеницы по-прежнему стоит в поле. Как говорят фермеры, если успеют – попытаются убрать. Плохо, что ветра начались, может выбить все оставшееся зерно.
— Посмотрим, — продолжает Владимир Кушнерук. – Может, рациональней от нее отказаться, если будет пара центнеров с гектара.
Выходом из ситуации Александр и Владимир Кушнерук называют техническое переоснащение хозяйства на полугусеничный ход. А вот покупать гусеничные комбайны не всегда оправдано.
— Бесспорно, гусеничная техника хороша именно в условиях переувлажнения, — подключается к разговору Александр Кушнерук. – Но это и увеличение сроков уборочной кампании, что само по себе невыгодно. Поэтому мы купили два комплекта шасси полугусеничного хода. На следующий год обязательно будем переоборудовать ростсельмашевский комбайн «Акрос».
Еще в прошлом году фермеры пытались самостоятельно решить проблему переувлажнения с помощью сооружения канав и каналов водоотведения. Но столкнулись с тем, что на неровном рельефе, который имеют поля предприятия, сделать это сложно.
Когда-то в советское время на этих землях действовала целая система мелиорации, и местами она до сих пор сохранилась, но находится в плачевном состоянии.
— А если правительство ставит перед фермерами высокие планки урожаев, то ее в идеале необходимо восстанавливать, — подчеркивает Владимир Кушнерук. – Только одним аграриям это сделать нереально. Но если в области будет запущена комплексная программа по мелиорации земель, думаю, это процентов на 30% поможет снизить потери урожая в случае ЧС.
К вопросу страхования земель Владимир Кушнерук подходит с практической точки зрения:
— Тема эта на самом деле актуальная для Амурской области, — убежден аграрий. – Но фермер, как сторона, заключившая договор, абсолютно не защищен юридически. Простой пример: если гибнет хотя бы 30% урожая – это считается нестраховым случаем. А объективно 2 ц/га для фермера – банкротство.
ИП Кушнерук В.Т. – одно из немногих хозяйств Приамурья, где огромное внимание уделяется соблюдению севооборотов. Как шутит Владимир Кушнерук, выйти на 50% зерновых в структуре севооборота – его давняя и «золотая» мечта. Ведь соя закономерно дает повышение урожайности после пшеницы на 5-7 ц/га.
— Правда, погодные условия, как я уже говорил, не только напрямую влияют на урожайность, но и не дают провести уборку зерновых в оптимальные сроки, — говорит Владимир Тарасович. — А это потеря и самого урожая, и показателей качества зерна. Поэтому мы воздерживаемся от введения идеальных параметров севооборота.
Как и на любом предприятии, здесь тоже строят планы. Новая техника, увеличение урожайности, внедрение новых технологий… Главное, как говорит глава КФХ, чтобы перспективы были, а также поддержка со стороны государства.
Семен Макаров
Опубликовано в журнале «АПК Амурской области» №14. 2019 год