Одним из районов, серьезно пострадавшим от природных катаклизмов этого года, стал Михайловский. Обильные осадки, обрушившиеся на сельхозугодья, привели к значительному переувлажнению почвы. В итоге урожайность сельскохозяйственных культур оказалась гораздо ниже ожидаемой.
Практически во всех хозяйствах на уборке пришлось использовать исключительно гусеничную технику. Не стало исключением и крестьянско-фермерское хозяйство «Шадринское».
— В этом году мы небывало поздно завершили уборку зерновых, — рассказывает председатель КФХ Юрий Федосеев. — Она затянулась до 15 сентября. И результаты уборочной кампании нас не обрадовали. В среднем собрали 18 центнеров на круг. Хотя обычно получаем в районе 25 ц/га.
Недобранный урожай зерновых мог вылиться в более внушительную цифру, но в этом году руководитель хозяйства принял решение сократить посевные площади под зерновую группу. На этот шаг он пошел не от хорошей жизни. Долгое время в КФХ стремились приблизиться к оптимальному севообороту, значительное место в пашне отводили зерновым. В прошлые годы на площади 4500 гектаров пшеница занимала 900 гектаров, ячмень – 450 га и на 150 гектарах выращивался овес. То есть, зерновые занимали 33% пахотных угодий, а соя – 67%. Это соотношение весьма близко к тому, что рекомендуют специалисты: доля сои в структуре севооборота не должна превышать 63%. Но из года в год возникала одна и та же проблема: вырастить зерновые — это даже не полдела, а четверть. Но где потом их реализовывать? Проблем не было только с овсом. Выращенный объем этой культуры находил сбыт у населения, которое имеет подсобные хозяйство и содержит скот. А пшеницу и ячмень приходилось сдавать за бесценок. И в нынешнем году хозяйство уменьшило посевные площади под пшеницу в три раза, под овес отвели тоже 300 гектаров.
Как и все практически растениеводческие хозяйства Приамурья, в КФХ «Шадринское» основную ставку делают на сою.
— Руководителем хозяйства я работаю уже седьмой год, и всегда практически половину посевов сои занимала Даурия. Этот позднеспелый сорт стабильно дает хороший урожай, — говорит Юрий Викторович. — Хорошо перенесли переувлажнение среднеспелые сорта Умка, который возделываем второй год, и Кордоба. В этом сельскохозяйственном сезоне решили опробовать сорт хабаровской селекции Батя. Но он разочаровал нас: урожай дал слабенький. Может быть, причиной стали неблагоприятные климатические условия, а возможно, он требует другой технологии возделывания. Нам рекомендовали его засевать пореже, но мы привыкли сеять густо. Хорошо, что на пробу взяли небольшую партию – на площадь 100 гектаров. В следующем году дадим этому сорту еще один шанс проявить себя. Теперь уже будем следовать советам хабаровских селекционеров, да и с погодой, надеемся, нам повезет. Еще в будущем году хотим взять на пробу сорт канадской селекции Кофу. Его уже возделывают во многих хозяйствах Амурской области, и многие аграрии довольны урожайностью, которую он дает. Мы видели его в Ильиновке, куда ездили с нашим агрономом, и он понравился нам своим кущением. Планируем отвести под Кофу гектаров 500.
Этим летом в КФХ «Шадринское» от переувлажнения погиб урожай сои на площади 445 гектаров. Обследовать этот случай приезжала комиссия из минсельхоза. Был составлен акт, и вскоре хозяйство должно получить компенсацию.
Сейчас активно ведутся разговоры, что для предотвращения гибели посевов необходимо проводить мелиоративные мероприятия. Юрий Викторович согласен, что мелиорация – нужная вещь. Однако она требует значительных первоначальных вложений:
— Конечно, озвученные недавно предложения о субсидировании 90% затрат на мелиоративные работы выглядят соблазнительно. Но перед этим надо составить проектно-сметную документацию, которая стоит недешево. Да и мелиорацию надо сначала провести, а только потом получишь компенсацию. Но где взять свободные средства для этих целей? Ведь цены растут постоянно буквально на всё: на гербициды, ГСМ, запчасти… А на сою цена как установилась несколько лет назад на отметке 25 рублей, так и держится на ней даже несмотря на то, что урожай в этом году не самый высокий. И небольшие хозяйства, ограниченные в своих финансовых возможностях, не могут позволить себе вкладывать крупные денежные средства пусть в нужные, но дорогостоящие проекты.
Олег Макаров
Опубликовано в журнале «АПК Амурской области» №14. 2019 год