Актуальную для сельского хозяйства региона тему о сегодняшнем состоянии семеноводства, его значении для роста качественных показателей производства растениеводческой продукции и его развитии на территории Приамурья мы продолжаем в интервью с председателем комитета Законодательного Собрания Амурской области по вопросам аграрной политики, природопользования и экологии Ириной Киевской.
— Ирина Александровна, вопросы селекции и семеноводства действительно можно назвать жизненно необходимыми для амурских аграриев?
— Скажу больше: селекция и семеноводство чрезвычайно важны и в общероссийских масштабах. Стоит вспомнить послание Президента РФ Федеральному Собранию, в котором отмечено, что в арсенале российских сельхозтоваропроизводителей должен быть весь набор собственных передовых агротехнологий, доступных не только крупным, но и небольшим хозяйствам.
При этом нужно учитывать, что даже самые эффективные технологии и интенсивные формы организации аграрного производства дают высокие результаты лишь в условиях применения сортового посевного материала.
Другими словами, налаженная система селекции и семеноводства – это основополагающий фактор в получении стабильных урожаев всех без исключения сельхозкультур. Во-первых, по результатам высева кондиционными семенами закономерно повышается урожайность до 20 процентов. Во-вторых, плюс еще 25 процентов дает высокоурожайный сорт. Остальные слагаемые успеха зависят от агротехники.
Учитывая, что наш регион является сельскохозяйственной житницей Дальнего Востока, и на нас делается ставка как на основного производителя сои, вопросы селекции и семеноводства сегодня требуют серьезнейшего подхода.
— То есть для амурчан это актуально вдвойне?
— Можно и так сказать. К тому же у нас в отношении селекции и семеноводства накопилось достаточно много таких вопросов, на которые нет готовых решений. Более того, многие из них можно решить только путем формирования законодательной инициативы.
— А если подробнее…
— Например, проблема ответственности аграриев за использование на посевных площадях некондиционных семян. К сожалению, у нас в области сложилась порочная практика применения семенного материала вплоть до седьмой репродукции, что абсолютно недопустимо: низкое качество семян порождает низкую продуктивность и способствует развитию болезней растений. При этом каждый из них знает, что сортосмена и сортообновление – неотъемлемая часть системы земледелия. И что при их отсутствии невозможно добиться высоких урожаев.
Наш аграрий привык полагаться на русский «авось». Можно сказать, что существуют штрафные санкции, административное наказание. Но, по моему глубокому убеждению, сегодняшние от пятисот рублей до пяти тысяч штрафы не пугают агрария. Ему легче этот штраф заплатить, чем обновлять семенной фонд.
Сейчас на уровне регионального минсельхоза принято решение об ограничении репродукций семян до третьей. Мера, конечно, действенная в том случае, если априори ее соблюдать.
Поэтому нам параллельно необходимо совершенствовать систему контроля, законодательство…
— То есть работа должна быть комплексной?
— Абсолютно верно. Надзорные органы, органы власти, научное сообщество, общественность – все обязаны приложить усилия, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки.
— А если рассматривать семеноводство с научной точки зрения?
— У нас в структуре семеноводства первым звеном является селекция сельскохозяйственных культур, которой занимаются ФГБНУ ВНИИ сои (селекция сои) и Дальневосточный ГАУ (селекция зерновых культур — пшеницы, ячменя и гречихи).
Следующее звено цепочки – это сортоиспытание, им занимается филиал ФГБУ «Госсорткомиссия» по Амурской области, который рекомендует сорта для включения в Госреестр. Как только процедура завершена, начинается собственно семеноводство по этим сортам.
Сначала научные учреждения производят оригинальные семена, размножают и передают в элитхозы, а далее целая сеть семеноводческих хозяйств области размножает высшую репродукцию.
Вроде все гладко, но и здесь есть свои подводные течения и камни.
Так, в настоящее время очень остро стоит вопрос с закредитованностью ФГУП «Садовое», такое положение вещей фактически ставит хозяйство на грань банкротства и потери земельного ресурса. Этот вопрос требуется рассматривать детально, поэтому принято решение, что комитет по вопросам аграрной политики, природопользования и экологии подготовит обращение Законодательного Собрания Амурской области в адрес зампредов Правительства РФ Алексея Гордеева и Татьяны Голиковой о недопущении банкротства этого уникального семеноводческого предприятия и отчуждения земельного фонда, обладающего одним из самых высоких почвенных бонитетов в регионе. Кстати, несмотря на проблемы, ФГУП «Садовое» по-прежнему готово обеспечивать аграриев области элитными семенами.
То что касается ФГБОУ ВО «Дальневосточный ГАУ». Это научно-образовательное учреждение уже десять лет участвует в программе субсидирования для разработки новых сортов ячменя. Сумм, которые получает университет в рамках этой программы, катастрофически не хватает на все селекционные мероприятия. В результате за эти годы был разработан только один сорт ячменя – Амур. И еще один сорт – Амурец — буквально недавно ушел в сортоиспытания.
Другой вопрос, почему до сих пор специалисты Дальневосточного ГАУ эту проблему не поднимали, почему не озвучивали, что программа, по сути, не работает? Поэтому мы рекомендовали учреждению подготовить расчет финансовых средств, необходимых для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области селекции, направленных на создание новых сортов.
Эти же рекомендации получил и ФГБНУ ВНИИ сои, поскольку Амурская область как соесеющий регион нуждается в разработке новых продуктивных сортов нашей фирменной культуры.
— А что можно озвучить из плюсов?
— В области все же много хозяйств, которые используют качественный посевной материал. И даже есть такие, которые готовы использовать не только высшую репродукцию — элиту, но и оригинальные семена, производимые оригинаторами сорта, то есть нашими научными учреждениями в своих питомниках размножения. Понятно, что они имеют наивысшую по сравнению с другими категориями семян сортовую чистоту, то есть наиболее полно передают все сортовые, наследственные, качества и признаки сорта, а также сохраняют преимущества по урожайности и качеству продукции.
Но вместе с тем суперэлита не субсидируется, она самая дорогая.
В этой ситуации первоочередная задача для региональной законодательной власти – добиться, чтобы хозяйства области, работающие с элитой и суперэлитой, в обязательном порядке могли компенсировать затраты. И сегодня мы уже рекомендовали правительству региона рассмотреть возможность выделения средств на субсидирование оригинальных семян, а также предоставления субсидий сельхозпроизводителям на возмещение затрат, понесенных в связи с производством сельхозпродукции в части расходов на уплату роялти (компенсация за использование авторских прав на элиту).
Думаю, если такие меры поддержки будут приняты, это будет хорошим стимулом для снижения процента использования более низких репродукций на посевных площадях региона.
— Иногда проблемы рождаются в результате несовершенства законодательных актов…
— Совершенно верно. И в случае с Федеральным законом от 27.12.1997 № 149-ФЗ «О семеноводстве», к сожалению, нестыковок достаточно.
Так, закон подробно регламентирует производство семян, запрещает посев некондиционным материалом, определяет штраф от пятисот рублей до пяти тысяч за нарушения…
И в то же время на основании Федерального закона от 19.07.2011 № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с реализацией положений ФЗ «О техническом регулировании» в обязанности сельскохозяйственных предприятий входит добровольное (но не обязательное!) освидетельствование семенной продукции. Причем добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между ним и органом по сертификации – ФГБУ «Россельхозцентр» в системе добровольной сертификации «Россельхозцентр». Качество семенного материала должно соответствовать национальным стандартам, условиям договоров, правилам добровольной сертификации.
То есть сейчас для реализации семян необходимо, чтобы сорта находились в Госреестре селекционных достижений и чтобы имелись акт апробации, подтверждающий сортовые качества семян, а также протокол испытаний семян на соответствие посевным стандартам. Протокол испытаний может быть заменен сертификатом соответствия, полученным в системе добровольной сертификации «Россельхозцентр».
Но это касается семеноводческих хозяйств, целью деятельности которых как раз является реализация посевного материала.
Для аграриев, производящих товарное зерно, вопрос сертификации становится актуальным только при оформлении товарных партий зерна, особенно если их продукция идет на экспорт. О том, чтобы сертифицировать зерно из семенного фона, никто не думает. Производят посевы несортовыми семенами и совершенно искренне считают, что получить 15-18 центнеров с гектара – это достижение. Повторюсь, что при таком положении вещей им проще заплатить штраф.
Кроме того, в законе «О семеноводстве» отсутствуют пункты, утверждающие правила хранения семенной продукции.
— Наверное, стоит говорить о положении вещей с семенным материалом не только в растениеводстве.
— Конечно, нельзя забывать о том, что сельхозпродукция – это также плодовые и ягодные растения, это овощи и картофель.
Отмечу, что особенно печальная ситуация сложилась в области по семенам овощей. Несмотря на то что у нас есть хозяйства, которые успешно работают в овощеводческом направлении, семеноводством картофеля занимается единственное предприятие – КФХ «С.Е.В.», которое производит сертифицированные семена элитных репродукций картофеля. Семеноводство овощных культур на территории Приамурья и вовсе в последнее время прекратилось. Хотя еще пару десятков лет назад многие фермерские хозяйства производили семена огурца, томата, бахчевых культур, лука. Сейчас семена районированных сортов овощей и картофеля завозят из других российских регионов.
К сожалению, федеральное законодательство – это еще одно упущение — не регламентирует производство и реализацию саженцев плодовых, ягодных растений, винограда. Критерии оценки такого посадочного материала попросту отсутствуют. При этом в законе «О семеноводстве» есть пункты о семенах древесных культур, используемых в отрасли лесного хозяйства.
Поэтому говорить о качестве саженцев, которые предлагаются нашим садоводам, очень затруднительно.
Свежий пример – в Свободненском районе один из фермеров разводит на дальневосточном гектаре клубнику. Так вот он на практике столкнулся с тем, что в Амурской области невозможно приобрести районированные сорта этой культуры.
Плодопитомник «Свободненский», который всегда предлагает качественный посевной материал, и тот закупает сорта на Алтае и в Сибири. У нас практически не ведется на сегодняшний день селекционная работа в этом направлении.
Хотя не так давно ДальГАУ селекцией плодово-ягодных культур занимался на серьезном уровне, все местные районированные сорта абрикоса, сливы, малины, яблони и других культур выведены на их базе.
Считаю, что работу необходимо продолжать. Не случайно нашим комитетом было принято решение о создании рабочей группы, которая займется не только подготовкой предложений по внесению изменений в закон «О семеноводстве» или по изданию подзаконных актов в части введения обязательной сертификации посевного материала, но и дополнения Главы II Закона статьей 10 «Категории посадочного материала плодовых, ягодных растений и винограда».
— Кроме этих вопросов, что еще войдет в компетенцию этой рабочей группы?
— Основные задачи – подготовить предложения в Минсельхоз РФ о разработке унифицированного нормативного акта, который бы закреплял порядок заготовки, обработки, хранения и использования семян сельхозрастений. Не останутся без внимания и вопросы административной ответственности сельхозпроизводителей. Рабочая группа подготовит предложения по внесению изменений в статью 10.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях в части увеличения размера штрафов за нарушения правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений.
— Нельзя обойти вниманием и вопрос, который важен для развития любой отрасли экономики. Это модернизация.
— Именно поэтому правительству Амурской области комитет рекомендовал оказать содействие ФГБНУ ВНИИ сои и ФГБОУ ВО «Дальневосточный ГАУ» в привлечении средств федерального бюджета на комплектацию и модернизацию лабораторного и технологического оборудования.
Кроме того, необходимо внести изменения в постановление Правительства Амурской области от 03 февраля 2014 года № 51 «Об утверждении Правил предоставления субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением сельскохозяйственной техники и оборудования» в части включения в перечень приобретаемой техники зерноочистительных машин и (или) зерносушилок производительностью не более 30 тонн в час.
Также министерству сельского хозяйства рекомендовано рассмотреть возможность компенсации части затрат на приобретение техники для очистки и сортировки семян (фотосепараторов) для семеноводческих хозяйств.
В качестве заключения отмечу: в последнее время в агропромышленном секторе региона наметились качественные изменения, на которые ни в коем случае не должно влиять отставание в сфере селекции и семеноводства. Мы в свою очередь обязаны не только правильно понять проблемы и оценить ситуацию, но и найти пути выхода из нее путем формировании грамотной законодательной инициативы.
Лариса Киреева
Опубликовано в журнале «АПК Амурской области» №14. 2019 год