ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Второй год подряд поля амурских аграриев тонут от паводковых вод и ливней. Переувлажнение посевных площадей стало настоящей проблемой для сельхозтоваропроизводителей, которые всерьез озадачены судьбой будущего урожая сои.

Уже с опозданием началась уборка зерновых. Поэтому задача восстановления мелиоративной сети Амурской области приобретает не профилактический, а жизненно важный характер.
Сегодня общая площадь мелиоративных земель Амурской области составляет около 251 тысячи гектаров, из них только 70 тысяч с небольшим – находится в федеральной собственности. Более 180 тысяч га не имеют имущественного статуса и, соответственно, никем не обслуживаются.

Такое положение дел в амурской мелиорации нельзя назвать уникальным для Дальнего Востока, скорее наоборот. И в этой связи нельзя не вспомнить добрым словом советский период, когда средства государственного бюджета, направляемые на мелиоративные мероприятия, были по величине вторым после расходов на оборонный комплекс. Мелиорация строилась во всех регионах страны, пригодных для земледелия. Но смена политического курса страны и экономическая реформа повлекли за собой повсеместное банкротство и ликвидацию колхозов и совхозов, в результате которых мелиоративные сети были просто брошены. Понятно, что это имущество никому в процессе банкротства не передавалось.

Спустя десятилетия — в 2009 году — была проведена инвентаризация мелиоративной сети области, все данные находятся в региональном министерстве сельского хозяйства и есть понимание того, что и на каких землях находится, но мелиоративные объекты никому не переданы в собственность и не находятся на балансе агропромышленных хозяйств.
Такая же ситуация, кстати, и в Приморском крае, и в других регионах ДФО: за многие годы нет ни одного примера оформления мелиоративной сети в муниципальную или частную собственность, за исключением объектов федеральной собственности. В результате мелиоративные сети, не закрепленные ни за кем на праве собственности или договоре аренды, находятся в запущенном состоянии и не справляются с повышенным уровнем переувлажнения сельхозугодий.

В ФГБУ «Управление «Амурмелиоводхоз» сформирована карта областной мелиоративной сети, со всеми объектами и сооружениями независимо от формы собственности. Здесь ведется кадастровый учет всех объектов региональной мелиоративной сети и проводится ее ежегодный мониторинг. Каждый год в Россреестр сдаются отчеты о том, сколько в области мелиорируемых земель, сколько га прибывает и убывает. В управлении могут дать оценку состояния мелиоративной сети каждого района Амурской области. Знают об этом и в региональном минсельхозе, и в каждом муниципалитете, и в каждом хозяйстве, на территории которого находятся эти объекты.

Возникает резонный вопрос: почему на протяжении многих лет ситуация практически не меняется?

Дело в том, что для оформления мелиоративных объектов в собственность, например, муниципалитетов необходимо судебное решение о признании самого факта наличия этих объектов на территории района на основании актов ввода их в эксплуатацию (эти документы еще сохранились в архивах). Затем для окончательного оформления необходимо провести межевание и сделать техническую документацию. После чего по решению суда они признаются бесхозными и могут быть учтены в составе имущественного комплекса соответствующего муниципалитета. Все это требует серьезного финансирования и времени. Мало того, после принятия на муниципальный учет у муниципалитета возникают налоговые обязательства в виде налога на это мелиоративное имущество. При этом нет гарантий, что муниципальное мелиоративное имущество будет передано кому-то на возмездной основе. И понятно, что муниципальные органы власти никогда не пойдут на такие необоснованные затраты.

Конечно, если региональные органы власти освободят сельхозтоваропроизводителей от налога на мелиоративное имущество, то это будет весомым аргументом для аграриев при принятии решения о реконструкции мелиоративной сети. Ведь сегодня аграрий сначала должен понести затраты на оформление мелиоративной сети и ее объектов в собственность, затем вложить существенные денежные средства в их восстановление и модернизацию, и в итоге платить достаточно высокий налог на имущество. Эти затраты тем более не нужны тем, кто взял муниципальные или региональные земли сельскохозяйственного назначения в долгосрочную аренду.

При этом стоит учесть, что в настоящее время в региональный бюджет не поступает ни копейки от налога на имущество с бесхозных мелиоративных объектов. Региональный бюджет, по сути, ничего не теряет, зато если освободить будущих собственников и арендаторов от налога на этот вид имущества, то высвобожденные денежные средства будут направлены на целевое использование – на восстановление заброшенных мелиоративных сетей.

В этом случае в мелиорацию будут вкладываться целевые средства для введения ее объектов в эксплуатацию, что, в конечном итоге, повысит культуру земледелия, улучшит плодородие почв и, как следствие, повлияет на качество урожая и рост урожайности.

Налог на имущество вносит в региональный бюджет только ФГБУ «Управление «Амурмелиоводхоз» с мелиоративных площадей федерального подчинения.

— Да, наше управление ежегодно вносит в региональный бюджет оплату налога на имущество в размере около 20 миллионов рублей с той части мелиоративной сети области, которая находится в федеральной собственности, — отвечает на вопрос журналиста «АПК Амурской области» врио директора ФГБУ «Управление «Амурмелиоводхоз» Игорь Токарев. — Ежегодно мы получаем из федерального бюджета всего 40 миллионов рублей на содержание федеральных мелиоративных площадей. Практически половину отдаем в виде налога на имущество. В масштабах области эта сумма не столь значительная, тогда как мы могли бы каждый год за счет этих целевых средств наращивать дополнительные мелиоративные площади. Для наглядности могу сказать, что это примерно 60 км очистки канала или 40 км дороги.

Управление «Амурмелиоводхоз» постоянно наращивает федеральные мелиоративные площади, но не в тех объемах, которые могут кардинально улучшить ситуацию в Амурской области.

— До 2024 года нами планируется завершить реконструкцию двух объектов: в Серышевском и Ивановском районах. В итоге площадь федеральных мелиоративных земель будет увеличена на 2 тысячи га, — продолжает разговор Игорь Александрович и добавляет. — Конечно, в планах у нас было заявлено 4 объекта, но на федеральном уровне согласовано только два. Какие объемы запланированы на текущий год? Уже сделали часть работ в районе с. Лебяжье Серышевского района — почистили на этой территории каналы и отремонтировали мелиоративные сооружения. Еще часть средств освоили в окрестностях села Раздольного Тамбовского района. Правда, работы осложнились чрезвычайной ситуацией.

— Каждый год нам выделяются средства на противопаводковые мероприятия в пределах 10 миллионов рублей. Используем их на самых проблемных участках, чтобы хоть как-то стабилизировать положение дел. Конечно, хотелось бы больше финансирования, чтобы была возможность реконструировать за год хотя бы одну мелиоративную систему в комплексе. Мы рассчитываем, что в связи с обстановкой в Амурской области нам из федерального бюджета будут выделены дополнительные денежные средства. Сколько, пока не известно. Но надеемся на финансирование, которое будет направлено на федеральные мелиоративные сети, расположенные в Тамбовском районе, — сказал Игорь Токарев.

Елена Башурова

Опубликовано в журнале «АПК Амурской области» №13. 2019 год