На сегодняшний день перед амурскими аграриями стоят задачи по увеличению объемов производства сельскохозяйственных культур за счет индустриализации аграрного сектора. Это, во-первых, предполагает уход от примитивных видов труда и, во-вторых, техническую модернизацию хозяйств отрасли.
Спецтехника для сои
— Стратегическая культура для нашего региона — это соя, которая очень зависима от применяемой сельхозтехники. Использование в посевных и уборочных работах машин, специально разработанных для соевого производства, играет не последнюю роль в наращивании его объемов, — рассказывает начальник управления по технической политике министерства сельского хозяйства Амурской области Дмитрий Топоров. — Поэтому совершенствование технического парка хозяйств региона, безусловно, остается для нас приоритетным направлением.
Правительством области уделяется огромное внимание этому вопросу. При этом региональный минсельхоз тесно взаимодействует не только с машиностроителями и научными учреждениями, но и с передовыми аграриями региона, изучая их практический опыт.
В результате было выявлено несколько моментов, которые предопределяют повышение урожаев. Во-первых, амурским хозяйствам необходимо в срочном порядке повышать качество уборки. Те машины, которые работали на полях области ранее, не обеспечивали его на должном уровне. Почему? Все просто: прикрепление бобов сои происходит на уровне 5 см от земли, а старые жатки не дают такого низкого среза.
Во-вторых, особенности почвенно-климатических условий области таковы, что во всех хозяйствах обязательно должны быть комбайны на гусеничном ходу. Иначе в условиях переувлажнения почвы потери урожая неизбежны.
— Сегодня этот пробел можно спокойно восполнить, — продолжает Дмитрий Сергеевич. – Российские изготовители техники освоили выпуск зерноуборочных комбайнов, в том числе на гусеничном ходу. Так, Ростсельмаш предлагает комбайн на резиново-тросовой гусенице. Получили мы и современную широкозахватную жатку, с низким срезом и копированием рельефа почвы (с шириной захвата до 9 метров). Сегодня многие современные бренды комбайнов комплектуются такими жатками.
Третье, не менее важное, – это необходимость использования техники, позволяющей соблюдать все требования к посеву сои.
Прежде всего, вопрос в том, что соя – культура в отличие от зерновых, которые более плотные по структуре, достаточно нежная, подверженная дроблению. И при транспортировке по элементам посевной машины от бункера до высевающего элемента — сошника – ее семена могут травмироваться. А даже микротравма в случае с этой культурой снижает энергию роста и всхожесть семени.
— Поэтому, если мы говорим о применении элитных семян высокопродуктивных сортов, а с учетом наращивания объемов производства придется выбирать только высококачественный посевной материал, аграриям будет экономически нецелесообразно использовать машины, которые увеличивают их расход, — констатирует Дмитрий Сергеевич.
Как минус — широкозахватные посевные комплексы, предлагаемые сегодня на рынке, не дают равномерности, точности и глубины высева семян по всей ширине захвата. Следовательно, исключены в этом случае и равномерные всходы, а перспектива на урожай снижена.
— Управление по технической политике совместно с ФГБНУ ДальНИИМЭСХ разработали предложения по усовершенствованию конструктивных особенностей посевных машин и направили их в Минсельхоз РФ. Надеемся, вопрос будет вынесен на обсуждение в Минпромторг России. Конечно, есть зарубежная техника, которая обеспечивает такие качества, но мы заинтересованы получить машину, учитывающую все перечисленные параметры и полностью ориентированную на возделывание сои от отечественных машиностроителей.
Механизмы перевооружения
Техническое перевооружение регионального АПК – процесс неизбежный. Гусеничные комбайны, оставшиеся от советского прошлого, с новыми задачами справляться не могут. Низкая степень надежности, особенно в ходовой части, необходимость ежедневного техобслуживания, потери при уборке – все это не удовлетворяет требований современности.
— Меры, принимаемые Министерством сельского хозяйства РФ, подстегнули машиностроителей, — подчеркивает Дмитрий Сергеевич. – Сегодня российские заводы-изготовители значительно усовершенствовали свои машины.
Перед амурским минсельхозом стоит задача — добиться, чтобы хозяйства региона полностью заменили старую технику. Износ техники в Приамурье достаточно высок: процент тракторов, работающих за пределами сроков амортизации (т.е. более 10 лет с начала эксплуатации) составляет порядка 64% от общего парка машин, в комбайновом парке ситуация лучше – 24% за пределами, но тоже требует коррекции. А вот темпы, которые сложились сегодня, в три раза ниже потребности.
Обновление парка техники строится на трех основных механизмах. Это применение механизма льготного кредитования как такового, использование льготного кредита для приобретения техники в рамках постановления Правительства РФ № 1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» и приобретение техники на условиях агролизинга, который остается действенным механизмом развития АПК.
— Огромный плюс этого года – работая с федеральным Минсельхозом, мы добились для Амурской области снятия ограничений по инвестиционному льготному кредиту со ставкой 5% годовых на приобретение техники. Для наших аграриев эти ресурсы открыты – лимитов нет, — говорит Дмитрий Топоров.
Тем не менее, многим аграриям, чья залоговая база слаба, в льготном кредите отказать могут на законных основаниях. Конечно, есть Фонд содействия кредитованию СМСП, организованный правительством области, но обеспечение залоговой базы – услуга не бесплатная, хотя и повышает возможности наших сельхозтоваропроизводителей.
— Поэтому альтернативным выходом в подобной ситуации будет приобретение техники напрямую у машиностроителей со скидкой в рамках программы № 1432, — подчеркивает Дмитрий Сергеевич. — Сейчас эта скидка для регионов ДФО составляет 20%, но этого недостаточно, чтобы наращивать темпы обновления. Ввиду этого региональный минсельхоз продолжает работать на всех уровнях над ее увеличением.
Если говорить о приобретении техники в лизинг, существующие механизмы дают отсрочку первого платежа на 6 месяцев и отсутствие первоначального взноса. Но с агрария никто не снимает обязанности оплатить доставку, которая достигает до 20% от стоимости машины, таким образом, привезти комбайн стоит порядка 800 тысяч. Кредитные средства на эти цели привлечь невозможно: в случае неплатежа банку нечего будет с должника взыскать.
Самостоятельно сельхозтоваропроизводителям с учетом необходимости формирования бюджета на организацию весенне-полевых работ выделить средства на обеспечение доставки крайне сложно. Поэтому минсельхоз региона вынес на федеральный уровень предложение о компенсации аграриям доставки техники.
Немного конкретики
Выбор современной российской техники для растениеводов: и посевной, и зерноуборочной, — сегодня достаточен.
Среди отечественных тракторов – это популярные в хозяйствах региона «Кировцы» производства АО «Петербургский тракторный завод» (от 250 до 400 л.с.). В 2018 году российским трактором стал Buhler Versatile, его выпуск начат на Ростсельмаше, который приобрел известный бренд.
Трактора малой мощности российское машиностроение пока не заменило, до сих пор большая доля из них – это белорусские МТЗ различных модификаций Минского тракторного завода.
— Все эти трактора ремонтопригодны, запчасти на них есть в сервисных центрах области, — поясняет Дмитрий Сергеевич. – На Buhler распространяются и льготное кредитование, и скидка по программе № 1432.
Качеству отечественных тракторов сельхозтоваропроизводители привыкли доверять, чего нельзя в полной мере сказать о зерноуборочной технике.
Безусловно, на общей картине сказываются объективные претензии аграриев к качеству комбайна «Амур-Палессе», собранном в амурском Шимановске. Тем не менее, факт, что эти комбайны сыграли свою положительную роль в период после наводнения 2013 года, отрицать нельзя.
— Приобретались они с государственной поддержкой: из регионального бюджета тогда компенсировалось 50% стоимости комбайна. И несмотря на то что надежность их не отвечала высоким требованиям, спрос на эти комбайны был колоссален, — напоминает Дмитрий Сергеевич. – Да, они сделаны быстро, да, не прошли положенных испытаний – сразу вышли на уборочную. Но тогда это было продиктовано необходимостью спасти урожай.
Можно ли реанимировать эту технику? В принципе, это не проблема. Например, в ООО «Приамурье» Тамбовского района «Амур-Палессе» поставили на колесный ход. Да и китайские запчасти, которые на эту машину подходят, всегда есть возможность приобрести у дилеров.
Вместе с тем, в настоящий момент не это главное. Самое важное – понимать, что работа на отдаленную перспективу амурского АПК должна заключаться в строгом приведении технопарка в соответствие с требованиями времени, если мы хотим обеспечить качественный и быстрый рывок к новым объемам производства.
Лариса Киреева
Опубликовано в журнале «АПК Амурской области» №12. 2019 год