ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

В июне 2019 года исполняется ровно год с того дня, когда министром сельского хозяйства Амурской области был назначен Олег Турков.

Спустя год, после вступления в должность руководителя регионального минсельхоза, Олег Александрович ответил на вопросы журнала «АПК Амурской области» о том, каким он видит сегодняшний день амурского аграрного сектора и какие меры принимаются для его устойчивого развития.

— Олег Александрович, на ваш взгляд, с какими вызовами сталкивается АПК Амурской области?

— Последние годы в Амурской области сельское хозяйство развивается практически в естественных условиях рыночной экономики и вместе с тем сохраняет лидирующие позиции среди других российских регионов по общему объему производства сои. А среди субьектов ДФО мы лидируем практически по всем направлениям. С одной стороны, это правильно, так как любой бизнес должен пытаться быть самодостаточным.

 

— А с другой стороны? Практика показывает, что предпринимательская деятельность в такой отрасли экономики, как сельское хозяйство, обременена большими рисками. Именно поэтому во всем мире и в том числе России аграрный сектор получает меры государственной поддержки…

— Согласен. Если говорить о мерах государственной поддержки амурских аграриев, то начиная с 2014 года она в разы уменьшилась. Понятны причины: в стране кризис, который не мог не затронуть и Амурскую область.

До 2014 года сельскому хозяйству региона оказывалась господдержка около 2,3 миллиарда рублей, из них примерно от 1 до 1,2 миллиарда составляли средства областного бюджета. Причем это были 2,3 миллиарда рублей по курсу рубля и по ценам того периода, тогда как именно с 2014 года резко пошел рост стоимости всех материальных ресурсов. Подорожало практически все, кроме, наверное, продукции сельского хозяйства.

И на этом экономическом фоне с 2014 года резко снижается уровень господдержки в нашу аграрную отрасль: из областного бюджета финансирование составляет порядка 300 миллионов рублей в год, и около 500 миллионов рублей мы получаем из федерального бюджета. Логично, что этих средств недостаточно для участия в полной мере во всех федеральных отраслевых программах. Да, мы в них присутствуем, но скорее, точечно и соразмерно тем средствам, которые закладываем в региональном бюджете.

— Насколько замедлилось материально-техническое развитие отрасли?

— Мы сегодня не финансируем так, как это было до 2014 года, мероприятия по обновлению машинно-тракторного парка. В тот период господдержка «Удешевление сельскохозяйственной техники и оборудования» только из областного бюджета погашала до 50 процентов стоимости комбайнов и другой сельхозтехники и составляла 400 млн. рублей в год. Конечно, при наличии таких ресурсов в области был прорыв в освоении залежных земель, и соответственно шло увеличение производства всех видов растениеводческой продукции.

Сегодня наш аграрий получает только уровень федеральной поддержки – это снижение стоимости на 20 процентов стоимости комбайнов и тракторов, и других видов сельхозтехники. Плюс к этому преференции от участия в программах Росагролизинга.

— А на что направляются средства областного бюджета?

— Областной бюджет сегодня участвует софинансированием только в различных программных мероприятиях федерального уровня, целевой поддержки на обновление машинно-тракторного парка нет. Есть поддержка инвестиционных проектов по развитию молочного животноводства и свиноводства. И, пожалуй, это почти все, что мы можем себе позволить на указанный объем финансирования из областного бюджета.
Поэтому остается только удивляться жизнестойкости наших коллег-аграриев, которые ведут свой сельскохозяйственный бизнес в условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции. При этом умудряются из года в год наращивать объемы производства и вовлекать в оборот залежные земли, которые не используются порой более 30 лет и уже заросли кустарником, даже лесом.

— И тем не менее отрасль должна двигаться дальше…

— Конечно. И если говорить о том, как развиваться дальше, то экстенсивный путь развития сельского хозяйства – это тупик. Будущее только за интенсивным методом развития отрасли. В настоящее время из 1,5 миллионов га пашни осталось освоить около 200 тысяч гектар залежных земель. И все. Это означает, что больше нет возможности увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции за счет прироста земель, которые дадут быструю отдачу. Те земли, которые остались, – это земли тяжелые, в которые необходимо вкладывать достаточно много средств, чтобы их ввести в оборот. Поэтому надо идти по интенсивному пути развития. Необходимо на тех землях, что сегодня находятся в обороте, добиваться повышения урожайности за счет применения современных технологий обработки земли, использования самых передовых сортов, увеличения внесения минеральных удобрений и химических средств защиты растений.

— Все чаще аграрии говорят о том, что их ресурсы исчерпаны…

— Это, действительно, так. Есть вопросы, которые требуют поддержки со стороны государства, как на уровне федерации, так и региона.

— На каких мерах государственной поддержки настаивает правительство Амурской области и, в частности, региональный минсельхоз? О чем конкретно идет речь?

— О том, что для роста темпов увеличения объемов производства на тех землях, которые есть, необходимо приобретать ежегодно 500 тракторов и 350 комбайнов. А сегодня покупаем чуть более 100 единиц каждого вида техники. По оценке специалистов, это даст аграриям увеличение урожайности до 4 центнера с каждого гектара.

Соответственно речь идет о том, что нашим аграриям необходимо помогать. Они сегодня не могут за счет только своих средств и привлечения кредитов нести такую финансовую нагрузку. Обновление техники требует действительно очень больших денег. И хочу сказать, что большинство субъектов РФ и даже ДФО сегодня оказывают поддержку и компенсируют приобретение техники до 50 процентов. По нашему мнению, мы тоже должны к этому приходить и необходимо эти средства закладывать.

Губернатор принял решение, что ежегодно, начиная с 2019 года, на обновление сельскохозяйственной техники из бюджета области будет выделяться 250 – 300 млн. рублей.

Второе: для того чтобы получать стабильные урожаи по 20-25 ц/га сои, а не 10-12, необходимо вносить не 12-14 килограмм удобрений на гектар пашни, а 80-100. То есть увеличить в 7-8, а то и в 10 раз то количество удобрений, которое вносится сегодня. Понятно что это очень дорогостоящие мероприятия и сегодня даже самые передовые хозяйства не могут себе этого позволить. Чтобы эти мероприятия были реальными, надо, по нашему мнению, компенсировать не менее 50 процентов этих затрат, а также затраты на доставку от заводов–изготовителей.

— Министерство сельского хозяйства правительства Российской Федерации рассматривает ваши предложения?

— Могу сказать, что мы аргументировано сформулировали перед министерством сельского хозяйства России нашу позицию. Весь год свою точку зрения мы доходчиво объясняем на всех федеральных совещаниях и видеоконференциях. Прошли встречи на уровне заместителя председателя правительства РФ по вопросам агропромышленного комплекса Алексея Гордеева, министра сельского хозяйства РФ Дмитрия Патрушева, полномочного представителя президента по ДФО Юрия Трутнева, министра по развитию Дальнего Востока Александра Козлова. Задействован административный ресурс и со стороны Василия Александровича Орлова и Александра Васильевича Нестеренко. Эта работа идет непрерывно.

— Основным аргументом служит тот факт, что перед аграриями Амурской области ставится задача собирать больше практически в два раза урожай сои за счет увеличения ее урожайности?

— В принципе – да. По мнению отраслевых экспертов, можно добиться в Амурской области урожайности сои до 25 центнеров с гектара и производить не миллион – миллион сто, а 2 – 2,2 миллионов тонн бобовых. Но это возможно только при реализации всего комплекса дорогостоящих мероприятий, которые, по нашему мнению, должны компенсироваться сельхозтоваропроизводителям за счет мер государственной поддержки. Сегодня есть масса проблем в нашем сельском хозяйстве, но приоритеты господдержки надо расставлять в отношении обновления машинно-тракторного и комбайнового парка и увеличения внесения удобрений. Если этого не произойдет, то выше 17 центнеров с гектара мы вряд ли поднимемся. Это реальные возможности амурских хозяйств в реальных условиях с объемами производства сои до 1 миллиона 700 тысяч тонн.

— По приблизительным расчетам, каким должен быть размер господдержки, чтобы получить максимальный результат, как того требует от нас федеральное правительство?

— Если все перевести на денежный эквивалент, то с учетом кратного обновления МТП, увеличения внесения удобрений, восстановления и строительства мелиорации, а также известкованием почв, уровень господдержки должен быть из областного и, в первую очередь, федерального бюджета — не менее 8 — 10 миллиардов в год.

— Олег Александрович, в ходе нашего разговора вы неоднократно подчеркнули, что для рывка в сельском хозяйстве амурским аграриям в первую очередь нужна новая техника, удобрения и химизация. Что ставите во вторую очередь?

— Знаете, в агропромышленном секторе все имеет значение. Для увеличения валового сбора сельскохозяйственной продукции важно восстановить мелиоративные сети, которые за последние 30 лет износились и на 80 процентов находятся в непригодном состоянии. Чтобы восстановить мелиоративную систему региона и построить новую, как положено, с дорогами и каналами, предварительно изготовив проектно-сметную документацию, надо потратить на тысячу гектаров от 60 до 80 миллионов рублей. Надо сказать, что на сегодня 60-70 процентов вложенных денег возвращаются за счет федеральной программы, а за счет областного бюджета компенсируется 50 процентов расходов на проектно-сметную документацию. Но для того чтобы эти деньги получить, аграрию необходимо сначала вложить собственные денежные средства, а компенсацию он получит после завершения работ.

Хорошее положительное влияние на рост урожайности оказывает известкование кислых почв, но результат может быть получен не ранее, чем через три-пять лет и соответственно при выборе приоритетных затрат аграрии не считают известкование необходимым в первую очередь. Хотя эти затраты государство компенсирует не менее чем на 50 процентов. Сегодня ведется подготовительная работа по производству мелиоранта на Чагоянском месторождении, и есть надежда, что известкование почв станет реальным.Тем более, что Минсельхоз России нам поставил задачу на 2020 год произвестковать 50,0 тыс. га.

— Большое значение имеет использование качественного посевного материала…

— Безусловно… Сегодня значительная поддержка из федерального и областного бюджетов оказывается на приобретение элитных семян. На эти цели аграриям области направляется более 50 млн. рублей ежегодно. Мы способны обеспечить хозяйства области качественными семенами. Это касается не только сои, но и зерновых культур. В настоящее время заканчивается работа над программой по развитию селекции и семеноводства в Амурской области до 2024 года. В регионе есть два научных учреждения — ФГБНУ ВНИИ сои и ФГБОУ ВО Дальневосточный ГАУ, которые производят оригинальные семена, и есть 26 семеноводческих хозяйств.

Мы добиваемся того, чтобы крупные хозяйства и фермеры использовали только высокопродуктивные и кондиционные семена, и соя высеивалась не выше 3-ей репродукции. Так же, как и зерновые культуры.

— Олег Александрович, если кардинально разворачивать наше сельское хозяйство в сторону интенсивного развития, то предстоит вести разговор с аграриями об эффективности использования земли. На что будет опираться региональный минсельхоз?

— Опираться мы будем на обновленную нормативную базу, которая регламентирует нашу компетенцию и полномочия. Уже практически на выходе закон о рациональном использовании земель сельскохозяйственного назначения в Амурской области, который в ближайшее время будет вынесен на обсуждение депутатов Законодательного Собрания Амурской области.

В этом отраслевом правовом поле мы не являемся первопроходцами, многие субъекты РФ уже приняли аналогичные решения. Наши коллеги правильно пришли к мнению, что к земле надо относиться с должной ответственностью и постоянно восстанавливать ее ресурсы.

Главная задача применения этого законопроекта — обеспечить нормативное плодородие земель и максимальную отдачу с каждого гектара. Каждое сельскохозяйственное предприятие должно будет иметь агрохимические паспорта и не реже чем 1 раз в пять лет их обновлять.

Так сельхозтоваропроизводитель, взяв в аренду землю или купив, должен будет поддерживать уровень ее плодородия не ниже, а то и выше, чем на момент оформления документов. Понятно, что надо будет соблюдать научно обоснованные севообороты и комплексно ее обслуживать в соответствии с научными рекомендациями и разработками. Спустя время будет видно, кто и как работает с землей. Кто использует ее эффективно и рационально, а кто только выжимает из нее последние ресурсы и потом ее нужно будет десятилетиями восстанавливать.

— Каким образом министерство будет контролировать рациональное использование пахотных земель?

— Правильный вопрос. Никакие законы не будут работать без должного контроля и мер ответственности.
Сейчас мы ведем активную работу с нашими муниципальными образованиями по созданию полноценной электронной карты земель сельскохозяйственного назначения Амурской области. Данная карта будет органично входить в единую информационную систему земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации. Мы скрупулезно работаем над формированием информации для этой интерактивной электронной карты: с кадастровыми номерами, с данными о собственниках и арендаторах, и многими другими параметрами. В итоговом варианте карта позволяет при помощи космической съемки в режиме реального времени видеть и отслеживать, сколько земли сегодня находится в пашне, сколько земли не используется в виде оврагов, дорог, свалок, лесной поросли. Просто не обрабатывается.

В будущем этот программный электронный документ позволит видеть распределение севооборота в разрезе каждого земельного участка, каждого собственника, каждого пользователя в режиме реального времени.

Мы сегодня вошли в число 10-ти пилотных проектов в России и можем применять космическую технику в работе, для анализа использования земель. Начали отслеживать, сколько сегодня используется пашни на всей территории Амурской области. До сих пор мы эти данные получали от сельхозтоваропроизводителей и администраций районов, и всегда возникал вопрос о достоверности этих статистических данных.

Второе. Мы будем четко видеть размеры земельных участков, а со временем и что на них посеяно. Спектральный анализ дает возможность по цвету понять, какая культура растет. По данным мониторинга и анализа, будем владеть достоверной информацией об объемах посевных площадей, занятых под пшеницу, ячмень, кукурузу, сою и другие культуры.

Все это будет способствовать повышению качества использования земель, достоверности данных, учету используемых и неиспользуемых земельных участков по назначению. Одновременно мы будем понимать реальное положение дел с урожайностью, с валовым сбором урожая, с учтенными и не учтенными обьемами урожая.
Данная система учета земель нужна не только минсельхозу для анализа, учета и контроля.

Электронная карта земель сельскохозяйственного назначения Амурской области будет приносить пользу и нашим аграриям, которые на бесплатной основе будут иметь к ней допуск и видеть свои поля буквально с метрового расстояния. Для того чтобы понять, что с посевами не нужно будет использовать дроны и объезжать посевные площади, их состояние можно будет оценить дистанционно с помощью космической техники.

Конечно, это передовые цифровые технологии. В настоящее время идет отладка оборудования, в 2019 году будет достигнут первый уровень, и сейчас мы определяем первые хозяйства, которые пилотно войдут в этот проект и начнут в нем работать.

— За всеми этими мерами просматривается цель: показать прозрачность использования запрашиваемой господдержки?

— Разумеется. Мы обратились за беспрецедентной по своим размерам государственной поддержкой и должны обеспечить ее целевое и прозрачное использование. Механизм оказания сельскому хозяйству господдержки базируется на количественных показателях: из расчета на гектар, на урожайность, а вопрос достоверности данных остается до сегодняшнего дня открытым. Невозможно объехать все поля, обмерить, проверить… Понятно, что если государство пойдет на масштабное увеличение господдержки амурским аграриям, оно должно быть уверенно в целевом использовании получателями этих средств.

— У вас нет опасения, что сельхозтоваропроизводители негативно отнесутся к нововведениям?

— Как уже было сказано, мы стараемся получить значимые меры государственной поддержки. И при этом объясняем нашим коллегам-аграриям, что нельзя сегодня работать на земле и говорить, что меня устраивает 8-10 центнеров сои с гектара. Не получится! Эта задача ставится на самом высоком государственном уровне. Такая практика работы распространяется на территории всей России. То есть, если земля используется неэффективно, нерационально, то необходимо стимулировать собственников и арендаторов, чтобы они начинали продуктивней на ней работать.

— Жесткий подход…

— На самом деле — правильный. Поэтому земли с низкой урожайностью будут в первую очередь обследоваться на предмет эффективного использования.

Главное, что есть уверенность в правильности наших действий. И опыт наших передовых хозяйств это подтверждает: это агрофирма Партизан, Амурагрокомплекс, АНК-холдинг, предприятия группы компаний Иркутского МЖК, КФХ Романов С.Н., Рооз А.И. и другие.
Эти хозяйства получают высокие урожаи, потому что они соблюдают севообороты, вносят удобрения, если и не по нормативу, то близко, то есть соблюдают все агротехнологии. Кстати, именно на их практическом опыте формируется сейчас региональная отраслевая законодательная база.

— Самая большая проблема соблюдения севооборота – это, в том числе, увеличение объемов производства зерновых, которые негде реализовать…

— Мы это хорошо понимаем и параллельно решаем вопрос с организацией новых рынков сбыта: пшеницы, ячменя, кукурузы….

На Дальнем Востоке и непосредственно в Амурской области низкая численность населения и не развита необходимая животноводческая база, а также птицеводство. Как следствие, нет соответствующей потребности в кормах, и нет спроса на нашу кукурузу и пшеницу. Не будет востребована эта продукция и на рынках центральной и европейской части России. Там своей продукции хватает.

В этой связи, основной упор надо делать на освоение регионов АТР, и кроме Китая, надо «топтать тропу» в Японию, Корею, Вьетнам. Это тяжелый, вязкий вопрос, но этим надо заниматься уже сейчас …

— Порой аграриям не хватает элементарных агротехнических и экономических знаний…

— Мы это тоже понимаем и проводим соответствующую работу: организуем семинары, совещания, курсы. И впредь будем эту работу продолжать.

Мы готовы к диалогу с аграриями, готовы оказать им посильную помощь в рамках компетенции нашего министерства.

Елена Башурова

Опубликовано в журнале «АПК Амурской области» №12. 2019 год