ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

О необходимости выработки системного подхода к возвращению земель сельхозтоваропроизводителям Амурской области. На этот раз нашими собеседниками стали врио директора ФГБУ «Управление «Амурмелиоводхоз» Игорь Токарев.

— На недавнем совещании при полпреде Трутневе губернатор Приамурья недвусмысленно высказался в том духе, что видит перспективу области в удвоении урожайности ранних зерновых и сои. Задача архисложная, требует комплексного масштабного подхода и без мелиорации уж точно не обойтись.
— Масштабный проект требует и масштабных инвестиции. О масштабной поддержке можно говорить, только имея в виду федеральный уровень, его возможности. Мы, как федеральные заказчики, поддержим любое движение снизу, то есть на местах. Разумеется, деньги из центра на обеспечение выполнения государственного задания поступают. Это и на реконструкцию объектов федерального значения, и на содержание техники. На все, что у нас сегодня имеется в оперативном управлении. Словом, работа проводится. Однако средств категорически недостаточно. И уж точно при сложившемся положении вещей обеспечить поддержку сельхозтоваропроизводителей, желающих самостоятельно вести работы по мелиорированию, мы не готовы.

— Но ведь существуют федеральные целевые программы…
— Более того, программы работают. Но, скажем, из четырех заявленных нами крупных объектов согласование на период до 2025 года прошли лишь два.

— Какие?
— В этом году мы начнем изыскательские работы в Ивановском районе, это Высоковско-Доценкинская осушительная система, где прирост мелиорированных земель составит 1 900 гектаров. И в Серышевском районе еще одна осушительная система, призванная предотвратить выбытие из сельхозоборота 1 100 гектаров.
Выделяются средства и на противопаводковые мероприятия, направленные на защиту объектов мелиорации от последствий паводков. Объем такого целевого финансирования 9 миллионов рублей. Разумеется, мы не с потолка берем эти цифры. Обычно это бывает так: руководители хозяйств, отслеживая ситуацию на обрабатываемых землях, делают нам конкретные предложения по тем или иным объектам, как, например, в минувшем году обратились из агрофирмы «Партизан» по Гильчинской системе. С аналогичной просьбой обратилось и ООО «Казанское» Серышевского района, когда в селе Лебяжьем с ситуацией после дождей не справились Радужные осушительные системы: подтопило дороги и угодья. А вот ООО «Приамурье» Тамбовского района было отказано — средства закончились.

— Расскажите об энергооснащенности работающих подразделений.
— Деньги выделяются. Понятно, прежде всего мы стремимся укреплять и расширять машинно-тракторный парк — самосвалы, экскаваторы, вот недавно приобрели грейдер. Но в целом, считаю, оснащены скудно, никаких излишеств. Например, нужен новый бульдозер, а мы пока не можем позволить себе его приобрести.

— А с рабочими кадрами как обстановка?
— С кадрами нормально, мы готовы к резкому увеличению объемов работ. Были бы средства.

— Смотришь по ТВ репортажи о делах и настроениях крестьян в юго-западных территориях страны, о сверхурожайности полей и закрадывается мысль о неравенстве возможностей и избирательности федерального центра в финансировании регионов.
— Ревность? Это эмоциональное, в практической жизни и работе штука лишняя. На самом деле, мы финансируемся из центра примерно на среднем уровне, словом, обижаться не на что. Вот посмотрите: вложившись в работы по Гильчинскому объекту, мы дали возможность агрофирме «Партизан» прирастить до 4000 гектаров ранее заболоченных, а теперь пахотных площадей. Они уже получили на «новых-старых» землях прекрасный урожай, сопоставимый с кубанским. Словом, многое зависит от нас самих.

— Как вы полагаете, что должно произойти, чтобы к вам пришли фермеры и попросили или даже потребовали: мол, мы хотим участвовать в программе мелиорации земель?
— К сожалению, на сегодня это нереально. Я – об участии КФХ. Да, люди приходят, как правило, крепкие собственники либо арендаторы. Но когда узнают, сколько это стоит, удрученные уходят. Сегодня мелиорация – для крупных сельхозтоваропроизводителей. Такова данность. Программы? Банки? Займы? А как отдавать, когда оборотных средств у фермеров мало?
В целом, ситуация такова: Минсельхоз РФ предоставляет субсидирование на строительство и реконструкцию мелиоративных систем. Но федеральный бюджет не субсидирует проектно-изыскательские работы. Да, облминсельхоз, вроде, заявил, что почти готов участвовать в субсидировании. Но пока не удается утрясти юридические формальности. Собственно, решение за областным Законодательным Собранием. Что получится на выходе – увидим.
Тут вот какая имеется каверза. Из 231 системы мелиорации на территории области, в нашем оперативном управлении находится лишь 30. Остальные бесхозны. Выходит, даже при максимальной заинтересованности хозяйственника в проведении мелиоративных работ первым делом хозяйствующему субъекту следует оформить объект в собственность. Даже записные лидеры в агросекторе Приамурья – АНК, ИМЖК – ни на шаг не продвинулись к решению проблемы. Удивляться тут нечему. Закон РФ «О мелиорации» от 1994 года безнадежно устарел. Сегодня не существует даже понятия «Мелиоративная система». То ли это вид недвижимости, то ли часть арендованной земли(?)

— Игорь Александрович, каково «идеологическое» резюме нашего сегодняшнего разговора?
— Сегодня хозяйствующие субъекты напропалую попирают основной закон, или постулат земледельца о необходимости нормального севооборота. Соя по сое сеется сплошь и рядом. Если мы еще не будем заниматься мелиорацией, а это ведь не только возвращение и прирост пахотного клина, но еще и дороги, то предположу, что вскоре придем к неутешительному финалу. Кто-то во властных коридорах должен твердо сказать и потребовать: «Без мелиорации – дорога в тупик».

— Как вы считаете, нужен ли крупному сельхозтоваропроизводителю узкопрофильный специалист, мелиоратор?
— Остро необходим. И не беда, что наш агроуниверситет перестал выпускать инженеров-мелиораторов. Обычно бывает несложно подготовить человека на месте. Но это тема для следующего разговора.

Александр Маликов

Опубликовано в журнале «АПК Амурской области» №11. 2019 год