ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

От Амурской области в ХХХ съезде принимала участие делегация амурского отделения АККОР – НП КФХ, СХК и ЛПХ «Дальневосточный аграрий». О том, какие вопросы подняли амурчане на съезде фермеров России, редакция журнала беседует с заместителем председателя амурской организации Евгением Соколовским.

— Евгений Владимирович, расскажите об амурской ассоциации фермерских хозяйств и сельхозкооперативов. Кто является ее членами? Какие вопросы решает ваша организация?

— Не секрет, что в Амурской области очень длительное время АККОР не имел своего отделения. Это было связано с тем, что в свое время у нас в области в политике поддержки сельхозтоваропроизводителей существовали перекосы в пользу крупных предприятий и агрохолдингов, которые получали львиную долю государственного финансирования, направленного на развитие сельского хозяйства. С возникновение в Приамурье АККОРа в 2011 году ситуация значительно улучшилась – произошел пересмотр приоритетов в сторону малых форм бизнеса. В настоящее время в областную организацию входит порядка 80 крестьянско-фермерских хозяйств и сельхоз кооперативов.

— Как вы думаете, почему на фермеров обратили наконец-то внимание?

— Потому что КФХ и СПК доказали свою жизнеспособность, стали уверенно развиваться, и несмотря на неравные условия. Хотя, в принципе, изначально фермерские хозяйства появились в России в девяностые годы именно потому, что крупные хозяйства не смогли обеспечить страну необходимой сельхозпродукцией. Они попросту не справлялись с этой задачей, потому что в силу своей глобальности и узкой спецификации не обладали экономической гибкостью и необходимой оперативностью в переориентации производства.

Именно фермерские хозяйства смогли в девяностых внедрить новые технологии, благодаря чему на сравнительно небольших посевных и посадочных площадях повысили урожайность. Далеко ходить не будем, у нас в Амурской области мы практически полностью обеспечиваем себя овощами. Мы имеем сезонное перепроизводство картофеля, его мы производим в полтора раза больше, чем можем потребить. Это очень значимый показатель, но, к сожалению, развитию этого направления не дает то, что в постсоветский период была нарушена система организованного хранения и переработки овощей и картофеля.

— Вы поднимали на съезде вопросы хранения и переработки?

— Мы — нет. Почему? На съезде были делегаты из 64 регионов России. А так как это общая проблема, то ее, естественно, обозначила делегация из другого региона. Мы же видим устранение проблемы с хранением сельхозпродукции в совокупности комплекса мероприятий. Первое — создание программы льготного кредитования под строительство хранилищ. Это позволит фермерам организовать и хранение и переработку. А второе — это кооперация небольших фермерских хозяйств, когда вместо десяти маленьких хранилищ можно построить одно, но современное, отвечающее требованиям времени.

И самое главное, за счет многообразия поступающей в него сельхозпродукции, это хранилище может работать круглый год. И здесь уже включается еще один механизм поддержки – кооперативы могут получать гранты на приобретение стройматериалов, проектирование, подряд строительных организаций, приобретение оборудования для хранилищ. Съезд принял по этим предложениям положительное решение, и сегодня они находятся на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации.
Но хотя вопросы хранения и переработки стоят сегодня довольно остро, у нашей делегации, как и у остальных дальневосточников, на этом съезде были свои интересы.

— Действительно, вы перед отъездом говорили, что амурская делегация подготовила три предложения для принятия на съезде. Какова их судьба?

— Нам удалось внести в повестку съезда только два предложения. Первое — это модернизация программы «Дальневосточный гектар». В настоящее время программа работает. Тысячи людей уже получили свой гектар и начинают его освоение. Как правило, это либо ЛПХ, совмещенное со строительством жилья, либо открытие какого-либо производства. Но для сельхозтоваропроизводителя один гектар не приемлем, ни для занятия овощеводством, ни животноводством, не говоря уже о выращивании зерновых и зернобобовых культур.

Наша делегация внесла предложение об увеличении одного «дальневосточного гектара» до пятидесяти гектаров, но с одним условием. Заявитель или, точнее, получатель увеличенного земельного участка для занятия сельскохозяйственной деятельности должен иметь опыт работы в сельском хозяйстве. Проще говоря, он должен подтвердить свой статус сельхозтоваропроизводителя образованием, записью в трудовой книжке или регистрацией индивидуального предпринимателя. В этом вопросе нас активно поддержала делегация Приморского края.

Предложение было принято съездом и отправлено на рассмотрение в Минсельхоз России.

— А второе предложение?

— Сегодня правительством ставится очень амбициозная задача повышения урожайности. Мы предложили способ реализации этой задачи на Дальнем Востоке, а если конкретно, то в Амурской области. Наша делегация предложила создать у нас Международный Центр трансферта аграрных технологий, который позволит привлечь необходимые для поднятия урожайности агротехнологии. Урожайность – это не какая-нибудь абстракция. Чтобы ее поднять в два раза, нужно перенять опыт ведущих агропроизводителей. Нужны новые сорта, новые средства защиты растений. И, конечно, новая техника.

— А что даст такой центр амурским аграриям?

— Амурские аграрии могут перенять опыт своих партнеров из других регионов или других стран. Если вы выращиваете морковь, то к вашему вниманию площадка, на которой представлена японская технология ее выращивания. Если картофель или сою, то для этого созданы картофельные и соевые площадки. Аналогичные центры уже существуют и в промышленной сфере, и в научной.

— Каково было решение съезда по этому вопросу?

— Решение будет готово в ближайшее время. Предложение было передано в редакционный комитет и после его обработки поступит официальный ответ.

— Действительно, предложение очень серьезное. Если будет принято положительное решение, то можно смело утверждать: российские фермеры – реальная сила…

— Да, мы действительно реальная сила. Именно АККОР был инициатором внесения изменений в программу льготного кредитования. Теперь по этой программе члены ассоциации имеют существенные льготы. А именно: выделение льготных кредитов хозяйствам – членам АККОР находится под прямым контролем федерального министерства сельского хозяйства.

Сегодня в большинстве программ, направленных на развитие АПК, фермеры уравнены в правах с крупными формами бизнеса. Мало того, созданы отдельные программы, предназначенные исключительно для развития фермерских хозяйств и фермерских кооперативов. Например, программа грантов для них.

Особенно необходимо отметить гранты для начинающих фермеров. Уже в течение нескольких лет работает комиссия, состоящая из членов АККОР, которые выбирают лучшие бизнес-проекты начинающих предпринимателей в аграрной сфере, и эти проекты получают поддержку. В этом году размер поддержки был увеличен до 3 миллионов рублей.

— Но на три миллиона даже трактор не купишь…

— Мы много работаем с предпринимателями и из других секторов экономики, ничего подобного у них нет. На мой взгляд, ничего лучшего, чем гранты начинающим фермерам еще не создано. Эти гранты позволяют начинающим аграриям не просто создать свое дело, но и создать его на достаточно высокой основе и на крепкой базе.

— Вы говорите о начинающих фермерах. А как быть с теми, кто работает уже много лет?

— Программа охватывает всех. Действуют гранты для семейных животноводческих ферм. Причем их размеры значительно превышают гранты для начинающих. Их сумма может доходить до 25 миллионов рублей. За счет таких средств можно создать животноводческий комплекс голов, скажем так, на двести.

Для поддержки кооперативов также существуют гранты. Есть гранты для начинающих кооперативов, и есть для СПК, имеющих положительный опыт работы в течение нескольких лет.

Вот это именно то, что касается поддержки малых форм бизнеса. И все эти программы идут при непосредственной поддержке и участии нашего АККОР.

Владимир Иванов

Опубликовано в журнале «АПК Амурской области» №10. 2019 год