Развитие российского агропромышленного комплекса связано не только с государственной поддержкой, которая оказывается в последние годы сельскому хозяйству. Это, прежде всего, заслуга людей, которые работают и живут на селе. О том, как сделать условия жизни на сельских территориях комфортными и соответствующими современным требованиям, редакция журнала «АПК Амурской области» беседует с заместителем председателя правительства Амурской области Александром Нестеренко.
— Александр Васильевич, сегодня сельские территории сталкиваются с комплексом проблем, не позволяющим развиваться инфраструктуре, повышать уровень жизни населения. Естественно, что такие тенденции вызывают отток населения из сел и тормозят развитие сельского хозяйства…
— Проблема низкого уровня жизни в сельской местности в последнее время становится все более актуальной для нашего государства. Причиной такого положения дел в селах стали и транспортная «недоступность», и нехватка специалистов: медиков, учителей, квалифицированных рабочих, — и низкий уровень социальной инфраструктуры. Сложившаяся ситуация не может привлечь инвесторов для развития территории. Непривлекательна она и для застройщиков, способных в массовом порядке возводить благоустроенное жилье. Жители небольших поселений вынуждены проживать в ветхом фонде, а при возведении новых строений использовать устаревшие конструкционные материалы.
Да что говорить о жилищном строительстве, если мы сегодня не можем обеспечить сельское население элементарной питьевой водой. Жители сел вынуждены в своем большинстве использовать для собственных нужд привозную воду, причем не самого лучшего качества. В основном вода берется из скважин, обустроенных на бывших сельхозпредприятиях: молочно-товарных фермах, свиноводческих комплексах… Это изначально техническая вода, но никак не питьевая. И это только малая часть проблем, которые сегодня зашли слишком далеко.
— Какие меры, на ваш взгляд, должны быть приняты для устранения этих проблем?
— Стратегические планы по улучшению жизненных условий для сельского населения федеральное правительство строило уже не раз. Так, в 2013 году была утверждена госпрограмма «Развитие сельского хозяйства на 2013 – 2020 годы» с подпрограммой «Устойчивое развитие сельских территорий» до 2020 года.
С 2019 года подпрограмма была преобразована в ведомственную целевую программу. Она также предусматривает мероприятия по улучшению жилищных условий сельских жителей, создание общеобразовательных и медицинских учреждений, распределительных газовых сетей, а также мероприятия по обеспечению населения питьевой водой и строительству дорог.
Однако меры господдержки, которые принимаются для развития села и повышения уровня жизни сельских жителей, нельзя считать достаточными. Остается немало социально-экономических вопросов, которые требуют срочного решения. При этом необходим комплексный подход к решению этих вопросов.
Именно поэтому летом 2018 года президент России Владимир Путин поручил федеральному правительству до 1 июня 2019 года разработать и утвердить государственную комплексную программу по развитию сельских территорий.
— Какие разделы должны, на ваш взгляд, присутствовать в этой госпрограмме, для того чтобы она эффективно заработала конкретно в нашей Амурской области?
— Область у нас большая. Не по количеству населения, а по своей площади. Естественно, что условия проживания на такой огромной территории неодинаковы. Поэтому для начала, чтобы программа эффективно заработала, необходимо подтянуть до определенного стандарта все областные территории. Поначалу к стандарту должны быть приведены районные центры, вслед за ними, а по возможности, и параллельно с ними — центральные усадьбы сельсоветов, потом — все населенные пункты в сельской местности.
При этом сельские населенные пункты мы бы предложили разбить на группы по количеству местного населения: допустим, первая группа – до 300 жителей, вторая группа – до 500, четвертая – 600, 800, свыше 1000 и так далее. А дальше начинают применять стандарты. Если это село до 300 жителей, то там должен стоять ФАП, должна быть плоскостная площадка для ребятишек, должен быть детский садик, совмещенный с начальной школой. И обязательно к селу должен быть подъезд с твердым покрытием. А по увеличению численности населения должен расти соответственно перечень инфраструктурных объектов: в центральной усадьбе не ФАП, а участковая больница, не совмещенный с начальной школой садик, а средняя школа и детский сад и так далее.
— А есть в ваших стандартах строительство жилья?
— Оно обязательно необходимо. Однако само по себе жилье не решит проблемы с оттоком молодежи из села. Нужен именно комплекс мероприятий. Могу привести примеры, когда крупные фермеры строили для своих работников жилье, причем иногда довольно комфортное. Вот этот дом – заслуженному механизатору, а вот этот дом – для молодой учительницы. Так это делается сегодня у главы КФХ Сергея Романова в Октябрьском районе. Он у себя даже детский сад построил. Однако зачастую получившие жилье люди все-таки уезжают в город. Их мотивация понятна: нет должного уровня здравоохранения, нет хорошего образования для их детей, нет возможности провести свой досуг достаточно разнообразно. Поэтому важно не только провести электричество и воду. Это должны быть, по крайней мере в центральных усадьбах, не просто поселения, а полноценные агрогородки. Я надеюсь, что именно таким образом и будет сформирована госпрограмма комплексного развития сельских территорий, и все вопросы по реализации этой программы будут согласовываться с регионами. В противном случае непременно произойдет несостыковка с местными условиями и требованиями. А главное — недопустимо, чтобы потом на разных уровнях власти велись разговоры, что это не так сделали, и это не так, а этот момент вообще упустили…
В общем, пока не будет принята программа именно комплекса мероприятий по развитию села, пока на «земле» не будут созданы условия для комфортного проживания и труда, никакого развития сельских территорий не будет.
— Александр Васильевич, вы лично принимали участие в создании на территории области экспериментальных сел с комфортными условиями проживания…
— Да. В 2007-м, в 2008-м годах мы могли строить на селе от двадцати до пятидесяти тысяч квадратных метров жилья. Именно тогда нам удалось построить экспериментальный поселок в Ивановке. Работа по его возведению велась следующим образом: на первом этапе российское министерство сельского хозяйства предложило нам создать на территории будущего поселка необходимые инфраструктуры, после чего уже была выделена субсидия на строительство домов. Вот этот путь развития позже и нужно было продолжать. Только уже не экспериментально, а на базе этих поселков создать типовой проект, который можно было бы «сажать» на те села, в которых необходимо закрепить людей.
— Но ведь это огромные деньги. Если программа пойдет на условиях софинансирования, то региональный бюджет может ее попросту не потянуть…
— Это смотря какие будут условия софинансирования. Если взять как пример существовавшую практику, то на долю собственника приходилось не более десяти процентов. Сегодня это может себе позволить любое хозяйство. Хотя справедливости ради нужно помнить, что когда сюда прибывали первые поселенцы, то их за счет правительства царской России снабжали деньгами, землей, скотом, кормами для скота и даже шанцевым инструментом. Ни о каких условиях софинансирования в те времена не было и речи.
— Вы очень хорошо знаете Амурскую область и в социальном, и в экономическом разрезе. Скажите, на какие из территорий должно быть обращено первостепенное внимание: на те, которые находятся в плачевном состоянии, чтобы они совсем не умерли? Или, наоборот, поддержать преуспевающие, поощрить их?
— В тот период, когда мы имели возможность вести масштабное сельское строительство, то поддержку получали наиболее активные главы администраций. Да и сегодня наш президент говорит, что «надо поддерживать тех, кто этого хочет». Я считаю, что предпочтение должно отдаваться тем территориям, главы которых не сидят сложа руки, а проявляют собственную инициативу. И действительно, сегодня очень многое зависит от главы территории, неважно, будь то район или небольшой сельсовет. И естественно, что первостепенное внимание будет обращено на те территории, где активно ведется сельское хозяйство.
— Скажите, а у вас нет такого впечатления, что в последние годы появилась категория глав, занявших иждивенческую позицию? Вот мол, у нас денег нет, возможностей нет, вот это мы еще можем сделать, а вот этого вы с нас не спрашивайте…
— Конечно, такая категория имеется. Не могу сказать этого обо всех, но такая болезнь у глав появилась. Я думаю, что дело в том, что они застряли в повседневных делах, за которые их заставляют отчитываться. У кого-то крыша протекла, где-то пенсионерка нуждается в помощи. А за отсутствие инициативы по развитию территории спрос минимальный…
— Но ведь крыши тоже надо приводить в порядок…
— Согласен с вами. Но решением повседневных задач порой прикрывается нежелание заниматься более глобальными вопросами.
— Смотрите, рано или поздно, в том или ином виде разрабатываемая программа начнет действовать. Хотя бы потому, что без этого инструмента очень трудно развивать сельские территории, особенно на Дальнем Востоке. Согласитесь, что ко всему необходимо готовиться заранее, а не вот так – дали команду и все вдруг резко побежали…
— У большинства глав районов и сельских администраций пока еще нет должной практики работы с такими масштабными программами. Если говорить о строительстве ФАПов или детских плоскостных площадок, то требовалось только одно – подготовить земельные участки. Если и было там какое-то софинансирование, то следовало лишь найти тех, кто это копеечное софинансирование сделает. И все.
Что касается сегодняшнего положения дел, то мы не так давно встречались с главами районов и хозяйств, разъясняли им положение дел в расчете, что они после нашей встречи проведут разъяснительную работу с главами сельсоветов.
— На ваш взгляд, чем сегодня должен озадачиться глава сельской администрации и в комплексе с ним – глава района? Ведь они уже сегодня могут провести аудит своих возможностей или «невозможностей»…
— Вы задали очень грамотный вопрос. Я возьму его себе на вооружение, и мы продумаем: как провести аналогичную встречу с главами сельских администраций. К тому же, у нас достаточно много опыта по развитию сел в Ивановском, Константиновском и еще в ряде районов.
— Мы, как издательство, много работаем на территориях – на днях заканчиваем производство энциклопедического сборника о муниципальных образованиях Амурской области, очень часто выезжаем в командировки в хозяйства, и потому плотно общаемся со всеми без исключения главами сельсоветов и сельхозтоваропроизводителями. Поэтому можем сказать, что неплохо владеем ситуацией на местах. Как вы думаете, почему Свободненский район вдруг занял аутсайдерские позиции в сельскохозяйственной отрасли?
— Сегодня, к моему сожалению, есть все опасения потерять Свободненский район, как аграрный. В принципе, так быть не должно, потому что под боком имеется гигантский потребитель сельхозпродукции – стройплощадка ГПЗ. При всем этом в районе сложилась такая ситуация, при которой сельскому населению оказалось проще работать вахтовым методом на строительных площадках, чем заниматься сельским трудом. Но так уже было во время строительства Байкало-Амурской магистрали – наша область потеряла практически все поселения коренных и малых народов Севера.
Что касается необходимости встречи с главами сельских администраций по разъяснению механизма госпрограммы комплексного развития сельских территорий, то она нужна. Вы правы, главы зачастую не проявляют инициативы только потому, что с ними сегодня никто не занимается обучением. Поэтому они попросту незнакомы с механизмом работы действующих программ, не то что разрабатываемых. Да и с главами некоторых районов, например, того же Свободненского, тоже следует дополнительно индивидуально поработать, оказать помощь, подсказать значение некоторых мероприятий и указать на их необходимость.
— Александр Васильевич, существует ли формула, по которой должно развиваться село?
— Программа заработает в самое ближайшее время, и поверьте, эта программа будет «броня». Вот здесь должен проявиться механизм – «согласовано». Согласовано с администрацией сельсовета, администрацией района, правительством области то, что в таком-то году, в таком-то селе такого-то района будет осуществлено строительство, к примеру, физкультурно-оздоровительного комплекса.
Что касается формулы развития села, то она будет примерно такой: у сельской администрации есть территория, на этой территории ей необходимо построить объект социального или культурного значения. Поэтому сельская администрация подает заявление, производит отвод земельного участка, готовит обоснование или дорожную карту. И тогда начнется работа.
Владимир Иванов
Опубликовано в журнале «АПК Амурской области» №10. 2019 год