ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Сегодня без курса на индустриализацию сельского хозяйства невозможно создать в Амурской области современный агропромышленный комплекс. Как, впрочем, в любом другом регионе России. Процесс этот протекает поэтапно и последовательно по объективным причинам: сложно в короткие сроки провести тотальную модернизацию материально-технической базы регионального сельскохозяйственного сектора и внедрить повсеместно промышленные технологии с минимальным объемом ручного труда и одновременно с максимальным уровнем его производительности. Столь длительные по времени и масштабные по объему мероприятия требуют создания долгосрочных комплексных программ, привязанных к региональным условиям и ориентированных на реальное положение дел в Приамурье. Об этом читателям журнала «АПК Амурской области» рассказывает губернатор Амурской области Василий Орлов.

 

— Василий Александрович, на ваш взгляд, сельское хозяйство Амурской области уже приобретает очертания современного АПК?

— Безусловно. И в ходе нашего разговора я приведу целый ряд примеров и статистических данных, подтверждающих мою точку зрения.

— В таком случае, какие региональные программы уже действуют, а какие программы запланированы на перспективу для перехода областного АПК на индустриальный путь развития?

— Еще в 2014 году была принята государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области», определившая основные направления развития агропромышленного комплекса и порядок оказания государственной поддержки этой отрасли экономики. По сути, здесь заложен механизм поэтапной индустриализации амурского сельского хозяйства.

И уже с начала текущего года в аграрном секторе экономики области стартуют региональные проекты «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» и «Экспорт продукции АПК». Проекты разработаны с целью осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития нашего региона в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

— Каких результатов мы должны достичь в рамках названных вами проектов?

— Предполагается, что по завершении реализации регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» в АПК области за счет предоставления грантов «Агростартап» будут созданы крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, а также будет увеличена их членская база на уровне не менее 1102 человек.

В свою очередь, перед региональным проектом «Экспорт продукции АПК» поставлена задача ориентации нашей аграрной политики на достижение международной конкурентоспособности товаров, а также работ и услуг амурских аграриев. Нам предстоит обеспечить их достойное присутствие на внешних рынках с учетом жесткой конкуренции, ассортимента и качества аналогичной продукции других стран. С этой целью мы уже применяем механизмы государственной поддержки, которые позволят к 2024 году обеспечить объем экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции, аграриев области на сумму 247,76 млн долларов США. Для сравнения: это рост в 2,6 раза к уровню 2017 года.

— Не секрет, что в настоящее время большинство сельхозтоваропроизводителей Приамурья представляет собой разрозненный микро- и малый бизнес, которому непросто выйти на внешний рынок. Существует несколько вариантов помощи им. Наиболее распространенные – кооперация и агрокластеры. Какие формы объединения, по вашему мнению, наиболее подходят к амурскому АПК?

— Считаю, что для субъектов малого бизнеса в АПК приемлемы обе формы объединения.

Задача стимулирования развития и роста эффективности субъектов малого и среднего предпринимательства в сельской местности, а также личных подсобных хозяйств не может быть выполнена без решения проблем продвижения создаваемой ими продукции на региональные и межрегиональные рынки. С этой же целью необходимо материально-техническое обеспечение сельскохозяйственного производства, что, в свою очередь, вызывает потребность в создании и развитии системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, осуществляющих перерабатывающие, снабженческо-сбытовые, обслуживающие функции. Для всего этого необходимы в комплексе инициатива «снизу», организационные усилия со стороны сельских муниципальных образований, финансово-кредитное обеспечение деятельности кооперативов.

— Какие меры поддержки может оказать региональное правительство небольшим хозяйствам для создания условий и выхода их на внешний рынок?

— Меры поддержки, направленные на решение соответствующих как экономических, так и социальных проблем, заложены в подпрограмме «Поддержка малых форм хозяйствования» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области».
Начиная с 2016 года, сельскохозяйственным потребительским кооперативам за счет средств федерального и областного бюджетов предоставляется на конкурсной основе грантовая поддержка для развития их материально-технической базы: на строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по заготовке, хранению, подработке, переработке сельскохозяйственной продукции, приобретение и монтаж оборудования и техники.

Общая сумма поддержки по данному направлению за счет средств федерального и областного бюджетов за последние три года составила 55274,47 тыс. рублей.

— Какая грантовая поддержка запланирована по этому направлению на 2019 год?

— В текущем году на грантовую поддержку действующих СПоК будет направлено 25,9 млн рублей бюджетных средств, на поддержку вновь созданных СПоК – 10,0 млн рублей.

— Василий Александрович, насколько перспективно наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции из Амурской области?

— Прежде всего, хочу подчеркнуть, что именно в агропромышленном секторе нашей области я вижу большой внешнеэкономический потенциал. Например, за прошедший год амурские аграрии резко увеличили экспорт зерновых, сои и соевого масла. Из общего количества вывезенной в 2018 году за пределы области аграрной продукции доля экспорта составила около 40%.

Разумеется, наша задача – увеличить как объемы экспорта продукции, так и ее ассортимент. Для нас в плане транспортной логистики, конечно же, наиболее привлекателен Китай. Основные экспортные поставки направлены туда. Но мы начинаем осваивать и рынки Японии, Республики Корея, КНДР и Вьетнама.
В настоящее время нашей экспортной продукцией являются зерновые и соя, соевое масло и соевый шрот, кондитерские изделия, мед, молоко и молочная продукция. Возможны также и поставки мяса птицы на экспорт.

Понятно, что для экономики области выгоднее экспортировать не сырье, а уже готовую продукцию, имеющую добавленную стоимость. Но с ней гораздо сложней зайти на международные рынки.

Настоящая ситуация показывает, что хороший спрос на Азиатско-Тихоокеанском рынке на зерновые позволит нашим аграриям увеличить посевные площади под ними, улучшить севооборот и получать более высокие урожаи и зерновых, и сои.

— В таком случае, развитие какого из направлений сельскохозяйственной деятельности может, на ваш взгляд, стать точкой роста регионального АПК в целом?

— Точка роста регионального АПК уже давно определена и связана с дальнейшим увеличением производства амурской фирменной культуры – сои, а также производством зерновых культур.

По экспертным оценкам, к 2025 году область может достичь валового сбора сои в объеме 2 млн тонн, зерновых культур — свыше 1 млн тонн.

— За счет каких ресурсов?

— За счет вовлечения в оборот выбывших сельскохозяйственных угодий для выращивания экспортно-ориентированной сельхозпродукции, включая производство сои. А также благодаря применению инновационных технологий выращивания сельскохозяйственных культур. К тому же, с началом строительства на территории области мощностей по глубокой переработке сои, перерабатывающие предприятия области смогут выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Так, только с вводом в июле 2017 года I очереди маслоэкстракционного завода по переработке сои мощностью 240 тыс. тонн/год появилась возможность получения шрота пищевого – 78,0 тыс. тонн/год, шрота кормового – 96,3 тыс. тонн/год, масла соевого рафинированного дезодорированного – 39,1 тыс. тонн/год, лецитина – 1,5 тыс. тонн/год. В текущем году продолжается в рамках II очереди завода строительство цеха по производству соевого белкового изолята мощностью 10 тыс. тонн/год. При завершении строительства III очереди завода будет создано высокотехнологичное производство соевого белкового изолята с содержанием белка 90% в объеме 20 тыс. тонн, что позволит закрыть 40% российского рынка соевого белка. В качестве побочных продуктов будут получены пищевые волокна и олигосахариды, являющиеся компонентами продуктов здорового и функционального питания. Данная технология отсутствует в России, является полностью новаторской для нашего рынка.

Одновременно необходимо учитывать сложившуюся рыночную конъюнктуру на молоко и молочную продукцию, что способствует наращиванию объемов производства молока. Поэтому в настоящее время сельхозтоваропроизводители области активизируют реализацию своих инвестиционных проектов по строительству, модернизации и реконструкции молочных животноводческих помещений, что позволит в ближайшие 5-7 лет увеличить производство молока на 16,0 тыс. тонн.

— На какую поддержку могут рассчитывать сельхозтоваропроизводители, вкладывающие средства в модернизацию технического парка и оборудования?

— В этом направлении существует целый ряд мер поддержки.

Во-первых, льготное краткосрочное и инвестиционное кредитование с процентной ставкой до 5% годовых на приобретение материально-технических ресурсов и сельскохозяйственной техники и оборудования для обеспечения внедрения инновационных агротехнологий.

Во-вторых, это приобретение техники и оборудования с использованием скидки до 20% в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 №1432 (Программа 1432), а также различных инструментов АО «Росагролизинг». В том числе льготной Программы обновления парка сельскохозяйственной техники, в рамках которой предоставляется возможность приобретать предметы лизинга без первоначального взноса с отсрочкой первого лизингового платежа на 6 месяцев и ставкой удорожания в 3%.

Кроме этого, предусмотрено возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса в размере от 20% до 25% фактической стоимости объекта, но не выше предельной стоимости, установленной минсельхозом России.

А также возмещение части затрат на приобретение племенного маточного поголовья крупного рогатого скота молочного и мясного направления продуктивности до 50%, включая транспортные расходы по их доставке.

— В 2018 году на базе некоммерческой организации «Фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства Амурской области» создан Центр кластерного развития (далее – ЦКР). Понятно, что еще преждевременно говорить о серьезных достижениях…

— Да, это работа на большую и долгосрочную перспективу. Ведь целью развития кластера является повышение конкурентоспособности производителей сельскохозяйственной и пищевой продукции Амурской области, развитие малого и среднего бизнеса в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции и повышение уровня жизни сельского населения. В 2018 году ЦКР была предоставлена субсидия на создание и развитие в сумме 14,9 млн рублей.

И, кстати, уже сегодня при сопровождении ЦКР в области организованы и развиваются 2 кластера: туристско-рекреационный и агропромышленный.
Участниками агропромышленного кластера на сегодняшний день являются 34 организации – это объединение сельхозтоваропроизводителей, организаций по переработке и хранению продукции, предприятий обслуживающих отраслей, научно-образовательных организаций, организаций инфраструктуры.

Предоставление услуги субъектам МСП осуществляется в рамках подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Амурской области» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области на 2014 – 2020 годы» в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год, и утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Подводя итог сказанному, субъекты малого и среднего предпринимательства, малые формы хозяйствования на селе – это не просто субъекты рыночной экономики, занимающиеся коммерческой деятельностью. Они представляют собой форму социальной организации населения в сельской местности, поэтому наша задача заключается в создании благоприятных экономических и институциональных условий, снятии барьеров, препятствующих их развитию.

Интервью подготовлено Еленой Башуровой при поддержке министерства сельского хозяйства Амурской области

Опубликовано в журнале «АПК Амурской области» №10. 2019 год