Хозяйство «Ближний Сахалин», которое возглавляет Елена Комарова, к острову Сахалину никакого отношения не имеет. Оно расположено в Серышевском районе рядом с селом Ближний Сахалин, отчего и получило свое название
Основной сорт сои, который сеют в хозяйстве, – это Даурия. В этом году, несмотря на неблагоприятные погодные условия, он показал достаточно хорошую урожайность.
Если в прошлом году для севооборота в хозяйстве посеяли пшеницу, то в этом году было принято решение оставить землю под пары. Объясняется это тем, что в КФХ нет собственной зерносушилки, а в августе, когда убирают пшеницу, в районе часто идут дожди. Кроме того, в прошлом году в хозяйстве столкнулись большими проблемами, связанными с ее хранением и реализацией.
— Мало того, что за нее предлагали очень низкую цену, ее еще никто не хотел брать на хранение, — обосновывает свое решение отказаться от зерновых Елена Павловна. — Пшеницу принимали только два элеватора – Серышевский и Тамбовский. Причем принимали просто отвратительно, особенно Серышевский.
По словам главы КФХ, качество приемки зачастую зависело от настроения работников смены. Бывало, что одна смена наотрез отказывалась принимать пшеницу, по причине того, что она «пахнет полынью», а приемщики из другой смены брали эту же партию с удовольствием.
— Человеческий фактор, — смеясь, объясняет Елена Комарова. – Власть приемки…
В хозяйстве «Ближний Сахалин» считают, что при налаженной переработке рынок сбыта пшеницы значительно бы расширился. Действительно, из амурской пшеницы можно производить муку высокого сорта, которая пользовалась бы повышенным спросом. А до поры до времени она интересует лишь китайских переработчиков, которые скупают ее в Приамурье за копейки и вывозят для перепродажи в КНР. Причем выходить на внешний рынок с целью сбыта зерновых Елена Павловна считает нереальным – слишком маленькие объемы для экспорта.
Основными причинами, которые не дают сельхозтоваропроизводителям использовать свой потенциал на все сто процентов, глава «Ближнего Сахалина» видит, как ни странно, не в недостаточной помощи государства и не в нехватке оборотных средств, и даже не в стабильно непредсказуемых погодных условиях. Один из основных факторов, сдерживающих развитие амурского АПК, Елена Комарова видит в нехватке профессиональных специалистов.
— Нам катастрофически не хватает опытных агрономов. Причина тому – отсутствие жилья для них. Не буду говорить за другие районы, но у нас в Серышевском их негде поселить с должным комфортом, — так она комментирует создавшуюся ситуацию. – В этом году мы заключили договор с одной из компаний, которая предоставляет услуги агрономов. Ничего плохого про этих ребят сказать не могу. Они отработали сезон на совесть. Однако, я считаю, что на каждом агропредприятии должен быть собственный агроном. Он должен жить и работать там, где находятся поля хозяйства. Пусть он имеет свою долю прибыли в каждом урожае. Вот тогда он будет заинтересован в том, чтобы хозяйство получало максимально возможные урожаи.
Вторым фактором сдерживания Елена Павловна считает отсутствие мелиорации. Отсюда и переувлажнение, и засуха.
— Мелиорация – очень затратное дело, — рассуждает она. — Ни одно крестьянское хозяйство не сможет позволить себе самостоятельно провести мелиоративные работы. При этом я не считаю ситуацию безвыходной. Если в бюджете области нет достаточных средств для проведения этих работ, так пусть областное правительство субсидирует хозяйству какую-либо часть расходов на работы, связанные с мелиорацией.
Владимир Иванов
Опубликовано в журнале «АПК Амурской области» №8. 2018 год