Для колхоза «Родина», что в Константиновском районе, нынешнее лето едва не стало повторением печального 2013-го, когда предприятию пришлось восстанавливать разрушенное стихией хозяйство.
Земли колхоза расположены в пойме Амура, и словосочетание «рискованное земледелие» для работающих в этом районе людей имеет особый смысл. В этот раз вода снова угрожала затопить не только колхозные земли, но и саму Новопетровку.
— Мы постарались учесть все ошибки, которые допустили пять лет назад, и заблаговременно занялись берегоукреплением. Использовали всю имеющуюся технику и ГСМ, закупленные для проведения уборочной. В итоге наши старания помогли не допустить прихода воды в село. Если бы мы упустили время, подтопило бы и мастерские, и молочно-товарную ферму, и частично зерновой двор, — рассказывает руководитель предприятия Александр Силохин, чье хозяйство бросило все силы на борьбу со стихией.
Более 14 тысяч кубометров завезенного грунта помогли не допустить повторения катастрофы — вода, угрожавшая селу, обошла Новопетровку стороной. А вот зерновым в полях повезло меньше, ушли под воду и посевы сои. Всего весной зерновыми в хозяйстве было засеяно порядка 2000 га, 3800 га заняли бобовые. В результате подтопления пострадали больше 200 га сои и 110 — зерновых. Впрочем, урожай, несмотря на капризы погоды, по итогам уборочной ненамного отстал от прошлогодних результатов: урожайность зерновых составила более 25 ц/га, соя – 24 ц/га. Вышедшие из берегов реки, питающие Амур, затопили и сенокосы. В итоге заготовить корма в необходимом объеме в агропредприятии не смогли.
— Наше сено идет не только на нужды колхоза. Мы обеспечиваем кормами для скота жителей трех населенных пунктов,- говорит Александр Георгиевич. — Решить проблему помогла заготовка многолетних трав и соломы. Так что теперь зима нашему стаду не страшна.
По мнению Александра Силохина, нынешние ливни — далеко не последнее испытание водой для амурских аграриев. Единственный выход — страховать посевы. Вот только надежных страховых компаний в регионе, по мнению опытного руководителя с многолетним стажем в АПК, сегодня не найти. К тому же фермерам крайне сложно регистрировать ежедневно меняющуюся ситуацию.
— В нашем селе нет метеорологического поста, нет даже специалиста, который выехал бы в поле и зафиксировал подтопление. Собрать оперативные данные на месте просто невозможно. Мы сами фотографируем оказавшиеся под водой посевы и свидетелей для доказательства привлекаем, — объясняет аграрий. — Ждать обещанных выплат приходится месяцами. Уборочная закончена, а компенсации мы так и не увидели. Деньги, вложенные в мероприятия, позволяющие защитить село и хозяйство, получим, наверное, через полгода, а может и позже.
Рост цен на ГСМ, запчасти для сельхозтехники, сложные погодные условия — не лучшие помощники фермеру, работающему в Приамурье, отмечают константиновские фермеры.
— У нас ведь кредиты оформлены, которые нужно выплачивать вне зависимости от того, пострадало в этом году хозяйство от паводка или нет. Поэтому региональному правительству нужно обязательно ходатайствовать перед Правительством РФ о необходимости более дифференцированного подхода к сельхозпредприятиям нашей области. Ведь в корне неправильно сравнивать условия хозяйствования в европейской части России и в суровых реалиях Дальнего Востока. Условия для всех одинаковые, притом что климатические сильно отличаются. Ни на какие правительственные субсидии небольшие хозяйства рассчитывать не могут. Поддержка предусмотрена только для крупного бизнеса. А ведь у каждого руководителя за спиной коллектив, люди, которые хотят получать достойную зарплату за свой труд, — аргументирует Александр Георгиевич. — Я убежден, и повторюсь, что государство должно дифференцированно подходить к оценке деятельности компаний, занятых в АПК. Учитывать масштабы производства, географическое положение и даже климат. Только в этом случае, работающие в аграрном секторе организации будут не просто выживать, а развиваться.
Татьяна Шуляк
Опубликовано в журнале «АПК Амурской области» №8. 2018 год