В настоящее время переводу сельского хозяйства на инновационную основу и созданию благоприятных условий для его развития в России уделяется приоритетное внимание
О том, какие основные направления развития агрокомплекса Амурской области наметило для себя правительство региона, наш разговор с заместителем председателя правительства Амурской области Александром Нестеренко.
— Александр Васильевич, вы известны Приамурью как опытный аграрий и профессиональный правительственный чиновник, знающий специфику регионального сельского хозяйства. На ваш взгляд, какие произошли кардинальные изменения в агрокомплексе области за последние семь лет?
— Если сравнивать амурский агрокомплекс 2010-го и 2018-го годов, то надо признать, что материальная база и технологии, созданные семь-восемь лет назад, сегодня частично устарели. По объективным причинам. Так в 2010 году Амурская область, практически впервые в России и точно на Дальнем Востоке, была первой по обновлению сельскохозяйственной техники. Речь идет о камбайновом парке, составлявшем тогда около 2 500 единиц. Он был обновлен на 20%. И на то время эти комбайны были одними из самых современных. Их производительность отличалась от предыдущих примерно в десять раз.
Понятно, что эта техника и сегодня в рабочем состоянии, без нее не обойтись. Но если не ставить вопрос о ее постоянном обновлении, то развитие агропромышленного комплекса области будет приостановлено, если не отброшено назад.
Это касается не только техники. Модернизация необходима всем направлениям АПК. Нужно приобретать современные машины, внедрять новейшие технологии.
— На это требуются средства…
— Да, такие мероприятия требуют значительного увеличения финансирования. Как со стороны федерального правительства, так и регионального. К примеру, в 2019 году утвержденный бюджет равен примерно 550 миллионам рублей, а в 2010 году сумма финансирования агрокомплекса превышала 1,72 миллиарда. Причем только из областного бюджета. Как видим, финансирование регионального АПК за этот период было сокращено втрое.
— И это при существующей инфляции…
— Да. При этом необходимо учитывать такие параметры, как инфляция и рост курса иностранных валют.
— Может быть, есть возможность привлечь федеральные средства?
— В настоящее время все без исключения федеральные программы для региональных АПК работают только на условиях софинансирования. Это касается и приобретение техники, и строительства жилья, и всего остального. Любая программа требует подтверждения статей расходов регионального бюджета.
И здесь правительству области нужно обратить особое внимание на необходимость строительства жилья в сельской местности. Из существующих 1472 домов, в которых сейчас проживает сельское население, 75 процентов — не отвечают современным требованиям или вообще находятся в аварийном состоянии. Поэтому если сегодня не развивать это направление, то в самое ближайшее время мы получим колоссальный отток населения из села. А это приведет к глобальной нехватке специалистов. Ее уже сегодня ощущают многие предприятия и хозяйства.
В 2012 году в Амурской области объем сельского строительства составил 20 тысяч квадратных метров в год. Для сравнения — в этом году вводим около 800 квадратов. Ну и что такое 800 квадратов?
— Десять домиков…
— В лучшем случае десять домиков.
— Может быть тот, кто будет защищать стратегию уменьшения финансирования агрокомплекса, будет говорить, что наши аграрии тверже стоят на ногах? Может быть, исходя из этих заявлений, будет зависеть финансовая политика?
— Никто не отрицает, что сегодня сельхозтоваропроизводители действительно чувствуют себя уверенней и более защищенными, чем в 2010 году. Присутствует некая стабильность. Но в 2010 году усредненный комбайн стоил 1 миллион рублей, а в 2018 уже 25 миллионов. Сельское хозяйство – одна из отраслей экономики единого финансового механизма. Если своевременно и в полном объеме не финансировать мероприятия по развитию сельского хозяйства, начинает происходить замедление развития всей отрасли. У нас в этом году это замедление еще не так заметно. Но оно уже происходит. А ведь согласно Стратегии развития сельского хозяйства в Амурской области до 2025 года, доля АПК в валовом региональном продукте должна составлять не менее 7 процентов. За счет чего они будут достигнуты? Уж никак не за счет благоприятных погодных условий. Такое удельное соотношение сельского хозяйства в региональном валовом продукте достигается только за счет проведения полного комплекса мероприятий.
— Что значит – комплекс мероприятий?
— Если взять, к примеру, молочное животноводство, то высокие надои могут быть достигнуты за счет выведения на абсолютно новый качественный уровень таких мероприятий, как воспроизводство, строительство современных помещений для скота, качественные корма.
Чтобы достичь высоких урожаев, недостаточно хорошо сработать на посевной и уборочной. Необходимы такие мероприятия, как мелиорация, агрохимическая защита, севообороты.
— Сегодня много говорится о том, что в регионах необходимо создавать перерабатывающие предприятия…
— В стратегии развития сельского хозяйства Амурской области продукция переработки учтена и заложена в 7 процентов валового регионального продукта. В плане реализации этой программы показательно строительство маслоэкстракционного завода на территории опережающего развития «Белогорск». Сегодня возводимый там объект — это единственный в России завод по производству соевого изолята с производительной мощностью 200 тысяч тонн в год. Несмотря на некоторые осложнения при строительстве этого объекта, мы планируем в 2019 году сдать в эксплуатацию вторую очередь МЭЗ.
Все вышеперечисленное требует финансирования. Модернизация агрокомплекса, будь то животноводство, растениеводство, механизация, переработка влечет за собой повышенное финансовое бремя на бюджет. Только при должном финансировании сельское хозяйство будет развиваться и количественно, и качественно.
— Каким должен, по-вашему, выглядеть в идеале механизм финансирования амурского сельского хозяйства?
— Наша основная задача – доказать на федеральном уровне, что условия ведения сельского хозяйства в Амурской области, да и на территории всего Дальнего Востока в корне отличается от условий в центральных и южных регионах России. Должны быть пересмотрены цифры и условия софинансирования. Если, к примеру, мы обоснуем необходимость софинансирования покупки новой техники на условиях 30 на 70, то это будет справедливым решением задачи модернизации техпарка.
— Насколько это реально?
— Такая программа уже действовала на условиях 50 на 50. А в жилищном строительстве для молодых специалистов действовало соотношение 97 на 3. То есть 97% оплачивало государство и только 3% — сам застройщик.
— Какие основные плюсы нынешнего АПК вы видите сегодня в сравнении с 2010 годом?
— Плюсов, несомненно, много. Во-первых, в 2017 году мы достигли 1 миллиона 255 тысяч га пашни. Тысяч пятьдесят добавится еще в этом году. При этом, мы сохраняем еще небольшой резерв. Это говорит о том, что в нашей области практически не осталось брошенных земель. Сегодня возвращено в оборот огромное количество самых запущенных и заросших залежных земель. Во-вторых, пришло понимание, что необходимо срочно заняться мелиорацией. Сегодня нами уже получены документы о том, что на 2019, 2020 и 2021 годы нам на условиях софинансирования будут выделены средства для работы в этом направлении. В-третьих, сегодня существует серьезная федеральная поддержка региональному агрокомплексу.
— Какие основные направления в агрокомплексе вы видите для себя в плане упора на их развитие?
— Во-первых, это будет окончательно определено, исходя из того, как будет сформирован бюджет. Я 2019 год в плане каких-либо перемен практически не рассматриваю. Бюджет в первом чтении уже принят, и если будут какие-либо поправки, то явно незначительные. Наша задача – с учетом стратегии развития сельского хозяйства Амурской области и семи процентов регионального валового продукта, которые ожидают от АПК, показать в первой половине следующего года губернатору, Законодательному Собранию и членам правительства области программу развития сельского хозяйства. В наше время, когда технологии стремительно развиваются, необходимо идти в ногу со временем.
Что касается приоритетных направлений, то про соеводство сразу скажу: большого расширения посевных площадей уже не будет. На смену экстенсивному развитию, когда за год распахивалось до 70 тысяч брошенных земель, должно прийти интенсивное. Как я уже говорил, на существующих площадях мы будем требовать соблюдения всех агротехнологий: севооборота, агрохимической обработки и так далее. Причем поддержка КФХ будет складываться из нескольких факторов. Так, для стимулирования севооборота будет оказываться погектарная поддержка на защищенные в областном минсельхозе культуры.
— А если земли буду оставлены под пары? Получат ли в этом случае хозяйства поддержку?
— Обязательно. Пар – это мечта любого агронома. Ведь само название – пар, говорит уже само за себя. Кроме чистых паров, земли оставляют еще и под сидеральный пар. Это когда земли засевают культурами-сидератами, которые при созревании и запахивании способствуют образованию в почве азота и фосфора. Запахивание обязательно должно происходить в период бутонизации. В противном случае никакого эффекта от сидератов не будет. После сидеральных паров на этом участке можно в течение двух лет высаживать сою по сое.
Второе направление – это молочное животноводство. Мы собираемся уделить ему особое внимание. Будут использованы такие методы, как пропаганда его развития и меры поддержки.
— В развитии этого направления будут задействованы и мегафермы, и личные хозяйства?
— Возьмем сегодняшнюю сводку по АПК. До вчерашнего дня статистика была такова: 100-110 тон давало общественное стадо и 90-100 тон давало личное подсобное хозяйство. Сегодня, после того, как ударили морозы, население в один день сократило поставки практически вдвое — до 55,6 тонн. Связано это с перезапуском и условиями содержания. Изменились условия и рацион – в итоге надои упали. Поэтому мы делаем ставку на стабильно работающие субъекты хозяйствования – крупные фермы и КФХ. Сегодня уже практически готова проектно-сметная документация АО «Луч» в Ивановском районе на строительство нового комплекса на 2 тысячи голов молочного КРС, недавно компания АНК, у которой имеется животноводческий комплекс «МилАНКа», тоже заявила о желании увеличить молочное стадо на 500 голов. Компания «МиС Агро» начинает модернизацию своего комплекса. Конечно, это находит полное одобрение со стороны областного правительства, и мы будем помогать им в пределах возможного.
Третье направление – это обеспечение агрокомплекса квалифицированными кадрами. Естественно, нельзя говорить, что их у нас нет. За последние годы произошли существенные перемены в лучшую сторону. Нужно отдать должное нашему аграрному университету в их подходе к подготовке специалистов. В семи передовых хозяйствах Амурской области открыты агроклассы по типу учебных хозяйств – учхозов, которые существовали в советское время при тогда еще сельхозинституте. Это дает ярко выраженный положительный результат. Только в АО «Луч» работает 5 ветеринарных врачей — студентов Дальневосточного ГАУ. Да, пока еще они работают, скорее, не врачами, а санитарами. Но они уже окунулись с головой в эту профессию, в эту жизнь.
Теперь вопрос – что же необходимо сделать для обеспечения села профессионалами? И тут мы снова возвращаемся к программе жилищного строительства в сельской местности. Пока мы не обеспечим комфортный уровень проживания на селе, пока мы не создадим там социальную инфраструктуру, этот вопрос так и останется открытым. Поэтому нам необходимо приложить все свои усилия для решения этой задачи. Причем, как я считаю, основной задачи, так как без современных грамотных специалистов невозможно развивать АПК в рамках тех требований, которые диктует нам время.
— Таким образом, обозначено три приоритетных направления, которым наше правительство собирается уделить основное внимание…
— Вы правильно подчеркнули, что это именно направления. Однако перед нами стоят еще и конкретные задачи, которые необходимо решить, и цели, которые необходимо достигнуть. Мы уже говорили о необходимости проведения мелиоративных работ. Это очень серьезная задача для большинства регионов страны и особенно для Амурской области. У нас на десяти процентах полей произошло вымокание посевов. Это произошло из-за разрушенности созданных в свое время мелиоративных систем по причине потери проектной документации на них. Поэтому в свое время поля распахивались по усмотрению новых собственников земельных участков. Были запаханы практически все собирательные каналы, выходившие раньше в единую систему. Нераспаханными остались только магистральные каналы и то, потому что их глубина достигает двух метров. Теперь нам все это необходимо восстанавливать.
Также вновь вернемся к теме модернизации технического парка. В десятилетие погода благоприятствовала амурским растениеводам и они забыли о существовании гусеничной техники. Первыми подняли вопрос о ее возврате на поля ««Луч» и «Партизан». По их просьбе была поднята проектная документация на резиново-армированные гусеницы, разработанные нашими специалистами у нас в области, и в Белоруссии были заказаны комбайны на гусеничном ходу. Сегодня в Амурской области работает порядка трехсот аналогичных комбайнов и тракторов. Помимо Белоруссии, сельхозтехнику с резиново-армированными, или, как ее еще называют, резиново-троссовыми гусеницами начали производить на предприятии «Ростсельмаш». Получается, что именно мы не дали умереть в Российской Федерации комбайну на гусеничном ходу.
— Александр Васильевич, спасибо вам за интересную беседу. Понятно, что в рамках одного интервью невозможно рассказать обо всех задачах, стоящих сегодня перед правительством и амурскими аграриями. Поэтому наша редакция предлагает продолжить разговор на эту тему в последующих номерах журнала «АПК Амурской области».
Владимир Иванов
Опубликовано в журнале «АПК Амурской области» №8. 2018 год