Амурская область всегда была зоной рискованного земледелия. Растениеводы Приамурья в большей степени, чем аграрии из центральных регионов России, испытывают на себе капризы природы. Засуха, дожди и наводнения, ранние заморозки – все это регулярно происходит на территории области, уменьшая количество солнечных дней и негативно отражаясь на урожае. А в итоге недополученная прибыль ведет к снижению темпов развития хозяйств. Именно поэтому амурских аграриев так волнуют меры государственной поддержки и их доступность. В конце концов, помощь государства – это реальная возможность выйти на более качественный уровень, — считает председатель колхоза «Южный» Архаринского района Юрий Воронин.
— Кроме того, аграрии сегодня работают «втемную», — говорит Юрий Юрьевич. – Начинается год, а мы не знаем, что будет с основными оборотными средствами и какова конечная цена на нашу продукцию. Можно много рассуждать о положительных и отрицательных сторонах плановой экономики, но то, что планирование должно быть в любых экономических условиях – факт бесспорный. Минсельхоз РФ обязан ежегодно выдавать АПК экономически обоснованный госзаказ. Это первое. Мы должны знать, сколько и какой необходимо произвести сельхозпродукции для реализации на российском рынке, внутри региона, сколько – на экспорт. Причем заранее с учетом затрат, зарплат и налогов должна быть обсчитана средняя рентабельность сельхозпроизводства. Плюс необходима уверенность, что нашу продукцию (в количестве согласно госзаказу) заберут. А произвели свыше – сбывайте, куда хотите. Тогда и перепроизводства, и такого падения цен, как в прошлом году на гречиху, например, не будет.
Во-вторых, государство должно сделать меры господдержки максимально доступными для сельхозтоваропроизводителей.
Сейчас же ситуация складывается таким образом, что гербициды и удобрения, техника продаются по мировым ценам, а цены на готовую сельхозпродукцию отнюдь не соответствуют мировому стандарту.
— Везде в мире существует практика погектарной поддержки, у нас же госсубсидию ты получишь только в том случае, если выполнишь ряд условий, — продолжает Юрий Юрьевич. – А если говорить о субсидиях на приобретение техники, то нередки случаи, когда аграрию год-два возмещают часть затрат, а потом оказывается, что денег больше на это не предусмотрено.
В-третьих, государство должно регулировать цены на сельхозпродукцию. Причем, учитывая мировые тенденции. Возможно, тогда сельхозтоваропроизводители хотя бы частично избавятся от использования заемных средств.
— Да, весь мир живет в кредитах, — констатирует Юрий Юрьевич. – Только вот в российских банках кредитные ставки выше. Вместе с тем закредитованность российского АПК не просто высока: своих средств у сельхозтоваропроизводителей практически нет.
Сегодня аграрии имеют возможность выхода на международный уровень. Для амурских аграриев, например, открылись экспортные ворота в Китай по зерну. Но мелкие объемы зерновой группы, производимые большинством амурских хозяйств, не соответствуют экспортному спросу.
— Предлагаю на уровне области создать биржу с государственным участием, которая будет заниматься организацией экспорта: собирать объемы, находить покупателей, регулировать цены. Именно тогда не каждый перекупщик будет диктовать условия, а государство в партнерстве с сельхозтоваропроизводителями, — поясняет Юрий Юрьевич.
Четвертое и очень важное условие для развития агропромышленного сектора – это, по мнению председателя колхоза «Южный», — развитие социальной инфраструктуры на селе, ведь именно ее отсутствие приводит к оттоку населения.
— Прежде всего, всем сельским жителям должны стать доступными программы улучшения жилищных условий, — подчеркивает Юрий Воронин. – Сейчас строительство жилья ведется на сельских территориях в недопустимо мизерных масштабах. Кроме того, село нуждается в развитии медицинских и образовательных услуг.
Помимо этого, необходимо совершенствовать и систему подготовки специалистов для АПК.
— Если бы вузовский диплом считался действительным только после отработки определенного количества лет по специальности, возможно, не было бы такого повального бегства из профессии, — акцентирует Юрий Юрьевич. – А то, что касается механизаторов и водителей: верните училища в районы области – и людям проще будет получить специальность или повысить квалификацию.
Коснусь пенсионной реформы. Нельзя аграрный тяжелый труд, в котором люди быстрее выгорают, приравнивать к другим сферам деятельности. А вот если аграрию для пенсии нужно будет отработать не 40 лет, а 20, это может быть отличным стимулом для закрепления в сельском производстве.
Сельское хозяйство имеет право быть стратегической отраслью. Ведь именно оно наряду с медициной и военно-оборонным комплексом призвано обеспечить здоровье нации.
Лариса Киреева
Опубликовано в журнале «АПК Амурской области» №7. 2018 год