ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Крестьянско-фермерское хозяйство Коневых села Крестовоздвиженка Константиновского района – классический пример семейного сельхозпредприятия. Два поколения семьи – Петр Васильевич Конев и его сыновья Алексей и Петр – сообща развивают аграрный бизнес, шаг за шагом наращивая материально-техническую базу хозяйства и расширяя направления деятельности.

… Разговариваем мы с младшим Петром Коневым в прохладе огромного старого ангара, где пока базируется техника. Правда, прямо сейчас здесь пусто: машины ушли в поля. Вторая часть МТБ предприятия – это территория, на которой расположены зерновой двор и весовая.
— Гараж и склад под запчасти тоже со временем построим рядом с зерновым, — по-хозяйски рассуждает Петр Петрович. – Это гораздо удобнее, когда все в одном месте. Там у нас и пилорама стоит (хозяйство ко всему прочему занимается лесозаготовками и изготовлением пиломатериалов для строительных нужд – прим. автора). А этот земельный участок, скорее всего, будем продавать.
Привычка относиться к общему делу основательно в хозяйстве Коневых чувствуется во всем.
Целенаправленно обновляется и техническая составляющая предприятия. Так, в позапрошлом году приобрели для нужд хозяйства трактор Buhler, в прошлом сезоне – мощный «Кировец-744», в июле текущего года комбайновый парк предприятия пополнил новый колесный «Вектор». Кроме новой техники, на ходу и проверенные временем «Беларусы», КамАЗы, гусеничный и колесный «Вектора», почвообрабатывающее и поливальное оборудование.
Зерновые (ячмень и овес) в хозяйстве убрали за один день (их было посеяно немного – 200 га – ради севооборота), на следующий день сразу провели зяблевую обработку почвы.
— Отсортировали зерно мы тоже сразу, — говорит Петр Конев. – Чистое теперь, зернышко к зернышку. Кстати, куда сбыть – для нас проблем нет. Еще зимой получили устную договоренность с одной из хабаровских организаций – они у нас каждый год закупают весь урожай зерновых. Кроме овса и ячменя, выращиваем пшеницу.
Сою фермеры возделывают четырех сортов: Кордобу, Даурию, канадский Максус и, как говорят в народе, давно забыв настоящее название сорта, «китайку».
Третий год младший Конев сеет сою на выделенном ему семьей посевном клине в 500 га на небольшом острове, что находится на нейтральной приграничной территории. Там же, за колючей проволокой, взял Петр Петрович в аренду и 178 га под разведение КРС мясного направления. Решил возродить бывшее когда-то семейным дело (в свое время Петру Васильевичу за неимением рынков сбыта пришлось отказаться от животноводства).
— 16 января этого года я открыл ИП, подал документы на грант, выиграл его, уже практически купил скот – 48 телок абердин-ангусской породы, заключил договор с племенным хозяйством ООО «АгроСевер-1», — рассказывает Петр Конев. – Но случилось то, что юристы называют форс-мажорными обстоятельствами: сенокос вместе с обустроенным загоном для скота, заготовленное сено – все смыло разлившимся Амуром.
Ушел под воду и остров с пятьюстами гектарами коневской пашни: в результате летних ливней уровень воды в Амуре поднялся больше, чем на три с половиной метра. Вся соя погибла. Как говорят старожилы, подтопление этой территории происходит регулярно с периодичностью в 20 лет. Последнее было 5 лет назад, в 2013. И никто не думал, что следующее случится так быстро.
— Соя соей, мы понимаем, что ничего уже сделать нельзя, — продолжает Петр Петрович. – А вот как быть со стадом? Тем сеном, что не унесла река, его категорически кормить нельзя – именно во время наводнений велик риск распространения опасных инфекций (возбудитель сибирской язвы, например, может сохранять свою активность на протяжении ста лет).
Но и не выкупить поголовье – значит, нарушить условия гранта, соответственно и лишиться господдержки. В сложной ситуации начинающего фермера поддержали в региональном минсельхозе, оказав реальную юридическую помощь. Причем министр сельского хозяйства Олег Турков лично участвовал в решении этого вопроса.
— Благодаря помощи минсельхоза удалось принять дополнительное соглашение к договору с ООО «АгроСевер-1», — поясняет фермер. – В рамках этого соглашения исполнение договора откладывается на год. Через год у нас будут готовы все необходимые условия для содержания КРС: пастбища, кормовая база, постройки. Племхозяйство, в свою очередь, предоставит аналогичное поголовье в том же количестве и того же возраста (до года).
Что касается возмещения ущерба в результате подтопления, поля обследованы комиссией минсельхоза, все документы на право получения компенсации собраны и отправлены в Москву.
— Надеемся на положительное решение, — подводит итог Петр Конев. – Выплаченные средства могли бы стать для нас хорошим подспорьем при восстановлении убытков, нанесенных стихией. А пока нужно думать, как убрать без потерь урожай сои, оставшейся на 1,5 тысячах гектаров.
Борис Райнес

Опубликовано в журнале «АПК Амурской области» №6. 2018 год