В российском АПК последних лет произошли кардинальные изменения. Прежде всего, он становится все более конкурентоспособным и технологичным
Техническое переоснащение отрасли, которому Правительство РФ придает огромное значение, идет на всех российских территориях. И это один из основных и реальных путей решения главной задачи, поставленной перед аграриями президентом Владимиром Путиным: Россия должна стать в ближайшее время одним из лидеров глобального агропромышленного рынка.
— В сельском хозяйстве Амурской области происходят аналогичные общероссийским процессы: мы наблюдаем практически во всех аграрных хозяйствах Приамурья положительную динамику обновления их материально-технической базы, — говорит министр сельского хозяйства Амурской области Олег Турков. – Да, в амурском АПК не все гладко, но несмотря на это, ежегодно сельскохозяйственные организации области находят возможности для обновления своего машинно-тракторного парка.
Если говорить, какое место по технической оснащенности регион занимает в структуре ДВФО, то ситуация не совсем однозначна.
С одной стороны, по энергообеспеченности Амурская область уступает и Хабаровскому краю, и Еврейской автономной области, которые имеют высокие показатели и среди всех регионов РФ (180,5 л.с./100 га и 182,9 л.с./100 га соответственно против наших 144,6 л.с./100 га). Однако посевные площади Приамурья значительно превышают те, что имеются в вышеназванных субъектах (158,4 тыс. га и 84,8 тыс. га соответственно против 1260,0 тыс. га). И это играет значительную роль в отставании области по энергообеспеченности.
С другой стороны, по обновлению машинно-тракторного парка Амурская область занимает лидирующие позиции. Одним из лидеров в целом по стране по темпам приобретения сельхозтехники в 2017 году в сравнении с 2016 годом стал Приморский край, хозяйства которого приобрели 122 трактора и 74 зерноуборочных комбайна. В свою очередь, аграрии Приамурья в прошлом году приобрели 160 тракторов и 190 зерноуборочных комбайнов.
Но в то же время, ежегодная потребность области в новой технике составляет 300 ед. тракторов и 250 ед. зерноуборочных комбайнов. А это говорит о том, что нашему АПК есть куда стремиться и работа в этом направлении продолжается.
Нельзя забывать и о том, что Приамурье — зона рискованного земледелия. Так, в текущем году полевые работы по уборке зерновых проходят в крайне тяжелых условиях. На переувлажненных почвах работает в основном гусеничная техника, а комбайны на колесном ходу либо простаивают, либо производят уборку на тех площадях, которые избежали ЧС.
— Наши аграрии должны задуматься над расширением парка гусеничных машин, — убежден Олег Александрович. – Кстати, отечественные заводы-изготовители предлагают гусеничные комбайны, которые можно приобрести в рамках Постановления Правительства № 1432 «Об утверждении правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» со скидкой.
Необходимо отметить, что в настоящее время рынок сельхозтехники и оборудования представлен широким перечнем моделей и производителей, в том числе и зарубежного производства.
— Правда, большинство амурских сельхозтоваропроизводителей отдают предпочтение технике отечественного производства, — уточняет Олег Александрович. — Так, доля импортной техники в структуре машинно-тракторного парка области представлена следующим образом: тракторов — 13%, зерноуборочных комбайнов — 18%, кормоуборочных комбайнов — 23%, посевных комплексов — 26%, культиваторов и комбинированных машин — 2%, плугов — 1,4%, борон дисковых — 8,4%, опрыскивателей — 9%. Цифры говорят сами за себя. При этом учитывайте и тот факт, что ряд импортных брендов принадлежат российским компаниям или же зарубежные компании имеют производственные мощности на территории страны. И технику брендов Claas, Versatile, John Deere, Krone и ряда других тоже принято считать отечественной.
Несмотря на объективность этих показателей, среди некоторых аграриев Амурской области продолжает распространяться мнение о низком качестве отечественных сельхозмашин.
— Но ведь сколько прослужит та или иная техника, зависит от ее вида, — аргументирует, поддерживая разговор на актуальную тему, заместитель министра сельского хозяйства региона Владимир Гутник. — То есть у трактора, комбайна, культиватора, сеялки или какой-либо другой сельхозмашины есть свой моторесурс. Это во-первых. Во-вторых, предельный срок эксплуатации вычислить с точностью достаточно сложно. На него влияют сразу несколько факторов: условия эксплуатации, регулярность сервисного обслуживания и ремонта, качество применяемых горюче-смазочных материалов и запасных частей, профессиональные навыки механизаторов по эксплуатации, обслуживанию и ремонту техники. В зависимости от этого средний срок эксплуатации техники составляет 5-10 лет. И в-третьих, прямая зависимость срока эксплуатации от бренда отсутствует. Безусловно, ряд зарубежных компаний обладают большим опытом разработки и изготовления техники, а также отлаженной технологией производства, высококвалифицированным персоналом и современным оборудованием. Но и отечественные производители не стоят на месте, перенимая положительный опыт, внедряют современные технологии и модернизируют производство, уделяют большое внимание подготовке кадров, тем самым повышая качество и конкурентоспособность своих машин.
Еще один актуальный для аграриев вопрос, который ежегодно возникает буквально в разгар полеводческих работ, — это отказ техники и необходимость ее ремонта. Сделать это в авральном режиме порою непросто, и не только ввиду высокой цены на запасные части. Зачастую нужную запчасть невозможно найти в максимально короткие сроки.
Но ведь основных проблем с эксплуатацией и ремонтом сельхозтехники можно было бы избежать, если бы большинство сельхозтоваропроизводителей заблаговременно заключали договоры с сервисно-техническими предприятиями дилеров на текущее сервисное обслуживание и ремонт техники и ежегодно повышали навыки механизаторов по эксплуатации машин. Это исключило бы отказы техники по причине ее неграмотной эксплуатации, а дилерам позволило подготовить технику к полевым работам, устранив уже имеющиеся отказы. Также, используя различные методы диагностики, прогнозируемые к возникновению в разгар полевых работ, дилеры могли бы сформировать необходимый фонд запасных частей и расходных материалов с учетом прошедших дефектовку машин, — считают в минсельхозе области.
На самом деле, у дилеров сельхозтехники, работающих в регионе, есть собственные сервисные службы, достаточно оснащенные и способные оказать квалифицированную помощь. Есть и отделы поставки запасных частей и материалов. Их наличие позволяет своевременно и качественно проводить техобслуживание и ремонт техники даже в период интенсивных полевых работ.
А вот что касается стоимости запасных частей и материалов, то она действительно выросла за последние несколько лет, и это, безусловно, негативно сказывается на платежеспособности аграриев.
Казалось бы, решение вопроса лежит на поверхности, стоит организовать выпуск запасных частей к отечественной сельхозтехнике на местах: в регионе имеется целый ряд машиностроительных предприятий.
— Есть одно но, — продолжает Владимир Николаевич. — Их материально-техническая база не соответствует современным требованиям, предъявляемым к предприятиям для производства техники и запасных частей. Устаревшее оборудование, а также недостаток квалифицированных работников не позволяет организовать на их базе современное производство. Для модернизации предприятий или строительства новых мощностей потребуются существенные инвестиции. Кроме того, учитывая достаточно ограниченный рынок, многим заводам-изготовителям невыгодно налаживать производство сельхозмашин и запасных частей в Приамурье.
К сожалению, не все отрасли агропромышленного комплекса региона в равной степени обеспечиваются качественной отечественной техникой. Это реальность не только для Приамурья, но и всего российского АПК. Впрочем, на то есть объективные причины.
На протяжении многих лет отдельные отрасли сельского хозяйства на территории РФ были недостаточно развиты или неконкурентоспособны (например, овощеводство или молочное животноводство). Спрос на специализированную технику и оборудование, соответственно, отсутствовал. Как следствие, отечественные заводы либо вообще не уделяли должное внимание ее разработкам и производству, либо модельный ряд был очень ограничен. С развитием этих отраслей спрос на машины и оборудование появился, но теперь уже возможности заводов не позволяют в полной мере обеспечить аграриев необходимой технической составляющей.
Одним из приоритетных направлений в АПК Амурской области является развитие молочного животноводства. При этом уделяется большое внимание технической оснащенности животноводческих комплексов. Те из них, которым 10 лет и более, оснащены системами доения типа «Елочка». Современные комплексы, отстроенные в последние годы, требуют и нового животноводческого оборудования, которое предлагают как отечественные, так и зарубежные поставщики. Предпочтение аграрии, как правило, отдают автоматизированным системам с минимизацией ручного труда, оснащая новые фермы системами типа «Карусель» или роботизированными комплексами.
Приобретение высокотехнологичной техники — на сегодняшний момент одна из самых затратных статей расходов для сельскохозяйственных предприятий и организаций, поэтому чрезвычайно актуальной остается ее покупка по программам федерального лизинга.
— На сегодняшний день приобретение техники в лизинг является наиболее выгодным для сельхозтоваропроизводителей. Основные преимущества: при заключении договора лизинга аграрии первоначально оплачивают 20% от стоимости техники, а оставшуюся сумму выплачивают в течение 5-7 лет равномерными платежами с удорожанием 2-3,5% в год. Данные условия позволяют существенно снизить финансовую нагрузку на хозяйства, — подчеркивает министр сельского хозяйства региона Олег Турков и резюмирует. – И это очень важный момент на пути к технической модернизации АПК Амурской области, и как следствие, повышению его конкурентоспособности.
Лариса Киреева
Опубликовано в журнале «АПК Амурской области» №6. 2018 год