ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

В ООО «Имени Негруна» завершается уборка зерновых. С плановой площади (1074 гектара) убран весь ячмень. Всего же намолочено 2153 тонны этой культуры.  Урожайность — 20 ц/га при плановой 27 ц/га.

Пшеницей засеяно 4 786 гектаров, в настоящий момент из них убрано 740. Урожайность пшеницы также составляет 20 ц/га при плановой 27 ц/га. Снижение урожайности объясняется объективными причинами: аграрии работают в условиях переувлажнения.

— Несмотря на то, что агротехнологии на полях нашего предприятия были соблюдены в полной мере — от подкормок до фунгицидов, должной урожайности нет, — говорит генеральный директор ООО «Имени Негруна» Николай Епихин. – От вложений мы отдачи не получили. Урожай сои в этом году, тоже, скорее всего, будет значительно меньше, чем планировалось получить.

Из 14000 гектаров, засеянных соей, убирать культуру хозяйство по факту будет на 12 тысячах га. На оставшейся площади урожай официально признан погибшим.

— В Ивановском районе 15 августа была объявлена ЧС. Сельхозпредприятия, где земли оказались под водой, получили право подать в правительство области документы на возмещение ущерба. У нас в воде стоят 2226 гектаров. Соя на этих участках уборке не подлежит, — рассказывает главный агроном ООО «Имени Негруна» Елена Власенко. — По нашим подсчетам, убытки составят больше 20,5 млн руб.

На полях ООО «Имени Негруна» в этом году раннеспелые и позднеспелые сорта сои: Лидия, Даурия, Мега, Опус, Китросса. Часть посеяли до середины мая, и эта соя успела набрать силу. Та же, что попала под дожди, так и осталась низкорослой. Спасали урожай фунгицидами. Ими обработали 10 000 гектаров. Распылять препараты пришлось с самолета: техника из-за переувлажнения в поле пройти не смогла, несмотря на то, что в техническом арсенале хозяйства предусмотрены машины для каждого этапа полевых работ.

— Есть у нас и гусеничная, и колесная техника, — отмечает Елена Николаевна. — 4 гусеничных, 4 колесных «Вектора», 8 комбайнов Claas серии Mega, 5 комбайнов «Акрос», 4 «Полесье 12-18», 4 «Полесье- 812». В этом году приобрели 2 новых комбайна Claas Tucano.

Новая техника успела зарекомендовать себя с хорошей стороны, говорят аграрии, но все же большинство машин проверено временем, они на протяжении нескольких лет исправно обеспечивают полевые работы. Это трактора Buhler, «Кировцы», посевные комплексы, опрыскиватели, сеялки. В хозяйстве сейчас проводят модернизацию имеющегося оборудования: на 4 культиватора для основной обработки почвы Salford установили датчики для определения глубины по системе мониторинга транспорта АвтоГРАФ. Теперь работу культиваторов координирует диспетчер и при необходимости оперативно связывается с механизаторами.

Сейчас, после уборки основной массы зерновых, проводится десикация оставшейся пшеницы. В поле может выйти только колесная полноприводная техника, а поскольку большинство комбайнов в хозяйстве переднеприводные, на месте работ всегда есть дежурные «Кировцы», чтобы вытянуть технику, застрявшую во влажной почве. Конечно, это увеличивает расходы на уборочную.

— В плане заложено 11 литров топлива на гектар убранного зерна, а мы расходуем 30 литров, — продолжает разговор Николай Романович. — Поле влажное, машина не подходит, комбайн везет за 2-3 километра. Буксировка – это тоже дополнительные затраты. Поддержка государства в такой ситуации просто необходима, чтобы хозяйства в 2019 году чувствовали себя стабильно.

Приамурье, как убедились полеводы – зона по-настоящему рискованного земледелия. Насколько благоприятными окажутся условия для вызревания даже самых перспективных культур, просчитать невозможно. И морозоустойчивые, и раннеспелые сорта сои могут оказаться побитыми внезапными ранними заморозками. А более поздним сортам в этом году, например, не хватает тепла: соя почти 2 месяца простояла в воде, не развивалась. Потом период цветения прервался понижением вечерних температур. В итоге, по оценкам аграриев, отдача с гектара будет не более 50% от того, что в него вложено.

— Нам не раз предлагали воспользоваться страхованием посевов, но мы не видим в этом больших перспектив, — отмечает Николай Романович. — Из-за того, что ближайший метеопост находится в 30 километрах, мы не можем доказать, что на наши посевы влияют именно погодные условия. Несколько лет назад на поле ударили заморозки минус шесть, а в Ивановке, где расположен метеопост, термометры показывали минус один. Значит, выплаты нам не положены. В другой раз мы с трудом доказывали, что посевы погибли из-за засухи. Кое-как добились возмещения 75% от суммы ущерба. Выплат добиться крайне сложно, а сумма страхового взноса – в районе полутора миллионов рублей.

Рисковать и делать все возможное для того, чтобы собрать хороший урожай — так приходится работать уже много лет. Поэтому в хозяйстве ведут тщательное планирование, не скупятся на СЗР, закупку всех необходимых препаратов проводят еще зимой. А весной выходит в поле и трудится до глубокой осени слаженная команда профессионалов.

Ева Николаева

Опубликовано в журнале «АПК Амурской области» №6. 2018 год