ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

В это трудно поверить, но еще несколько лет назад берег озера Мохового, что раскинулось в 4 километрах от Константиновки, был неухожен и уныл. Рядом — фермерские поля, зеленеющие четкими рядами сои, а на озере – сплошная серость: тальник да мусор.

В 2013 здесь все преобразилось. На берегу Мохового семейная чета Валентины и Николая Гринь начала обустройство собственной фермы.

— Оформлять землю в аренду мы начали за год до этого, в 2012-м, — говорит индивидуальный предприниматель Валентина Гринь. – А когда получили подтверждение, вычистили берег, выкосили, вывезли весь хлам – и теперь у нас здесь можно ходить босиком.

Небольшая «фермочка» (как ласково называет свое детище Валентина Анатольевна) сейчас занимает почти 30 гектаров. Населена она разнообразным «народом». И со всеми у семьи Гринь сложились замечательные отношения.

— Раньше мы тоже хозяйство большое держали, — рассказывает Валентина Анатольевна. – Были гуси, утки, куры, прочая живность. Только вот на маленькой площади в селе держать ее трудно. Зато сейчас – красота. Мы, как получили землю, сразу решили: животных будет много и разных. В маленьком хозяйстве на земле должно жить все. Одного не отделишь от другого. И еще: один другого кормить должен.

Все так и есть: подрастут, например, в хозяйстве цыплята или гусята — продадут их фермеры односельчанам, а на вырученные деньги – корм, горючее закупят.

Женька, Глаша и Семен

Когда земельный вопрос был полностью решен, Николай Гринь смог воплотить и то, что когда-то казалось лишь красивой мечтой. Два года он изучал литературу о… страусах и знал, что российские фермеры уже давно пытаются приручить австралийскую экзотику к нашим условиям. И ведь получается, причем очень даже неплохо.

— Это сейчас мы понимаем, — улыбается Валентина Гринь, — что вырастить страуса у нас, тем более, на Дальнем Востоке, — настоящий сельскохозяйственный подвиг! Да, выращивают, но с такими потерями! Птица — шикарная. Она неприхотлива к природным условиям. Но есть нюансы, которые невозможно узнать без практического опыта. Мы, например, своих страусят благополучно растили до семи месяцев. И даже не учитывали, что в семимесячном возрасте, когда идет набор веса, лишние килограммы могут быть очень опасны для них. В результате малышню мы перекормили, а страусы очень пугливы: боятся резких хлопков и звуков, бывает, мечутся по территории. И как ни печально, большой вес наших питомцев привел к несчастным случаям. У страусов проблемные суставы, и если он упал и травмировался, то сделать уже ничего нельзя — только на мясо. В сельском хозяйстве это нормальное явление, но нам в моральном плане было очень тяжело.

Первые страусы появились здесь в 2013 году. Николай Николаевич и Валентина Анатольевна тогда сами отправились за своей мечтой в поселок Чакча Тюменской области. Везли страусят на машине, пять тысяч километров преодолевали осторожно: любая неровность или ямка могли быть чреваты последствиями. Только на седьмые сутки въехали в Константиновку…

Сейчас на ферме живут три страуса: Семен, Глаша и Женька. В принципе, могут уже приносить потомство – взрослые. Но пока не торопятся.

— Думали, в этом году начнут нестись, а вот – нет, — Валентина Анатольевна разводит руками. – Надеемся, порадуют на следующий год. Поэтому когда говорят, что страусы в год и восемь несутся – никогда не поверю!

Когда наступает весна, Семен, как истинный самец, открывает брачный период: его танцы не остаются без внимания Глаши и Женьки. Сам же он всем своим гордым видом дает понять, какой красивый и сильный. Настоящий страусиный мачо!

— Он даже нам не дает подойти к своим девушкам, — смеется Валентина Гринь. – Такой вот агрессор!

Огромные страусы не вызывают страха у хозяев. Как говорит Валентина Анатольевна, за это время научились понимать, что ожидать от птиц. Главное – быть осторожным и внимательным.

— На имена они практически не отзываются, — посвящает в особенности страусиного характера предприниматель. – Зато интонацию различают, не любят резких движений, не переносят, когда палку поднимаешь – для них это угроза. А если ты спокоен, не проявляешь агрессии, то и они уравновешены.

Вообще страусы очень чутки к изменениям в обстановке. Когда в хозяйстве Гринь появились кони, спокойствию на ферме пришел конец: страусы метались от коней, кони – от страусов. При этом с коровами австралийская троица настолько освоилась, что не обращала внимания на потерявших осторожность буренок, периодически потчующихся пшеницей из птичьего ведра. А вот лошади, так же, как и сами страусы, обладающие мощным генофондом, оказались раздражителем.

— Сейчас уже привыкли, — продолжает Валентина Анатольевна. – А то мы уже думали, что придется лошадей убрать. Кстати, собаки к страусам относятся, можно сказать, с должным уважением. Не бросаются, не лают. Знаете, когда страус бежит, он препятствия, пусть и в виде собаки, норовит ногой прихлопнуть. Так кто же хочет получить по носу?

Насчет птичьего интеллекта Валентина Гринь твердо уверена: те, кто шутит о 20 граммах птичьего мозга, глубоко неправы. Конфуз, однажды случившийся с Семеном, подтвердил мнение фермеров.

— Дождь только что прошел, — рассказывает Валентина Анатольевна, — а Семен в это время торопился из страусятника на прогулку в вольер. Оскользнулся на пороге и – хлопнулся на хвост. Поднялся – побежал. Никто и подумать не мог, что это для него уроком станет. На следующее утро открываю дверь – стоит наш мальчик перед порогом и осматривается: он же там упал! Потом для верности сразу двумя ногами перепрыгивает порог – и пошел, довольный собой. И как у них нет мозга? Природа не создает глупых созданий!

Экоферма

Сейчас в хозяйстве семьи Гринь живут гуси, куры, страусы, фазаны. Есть кролики. Держат и поросят на мясо. Отказались, правда, от коров – не потому, что работы фермеры боятся, а по вполне себе объективным причинам. Ферма все-таки в 4 км от Константиновки, и проблемой оказалось осеменять животных. А держать коров вхолостую ни один уважающий себя хозяин не станет.

Само собой получилось, что с недавнего времени хозяйство получило статус экофермы.

— После того, как привезли сюда страусят, подали документы на получение гранта – нужно было хозяйство расширять, строиться. Получили грант – смогли все это осуществить. Так родилась наша экоферма.

Сюда на берег озера приезжают отдыхать туристы, турагентства часто привозят школьников. А что ребятишкам надо? В первую очередь, посмотреть живность. А зачастую сюда едут именно «на страусов».

Мечты сбываются

Туристы относятся к увиденной экзотике по-разному. Дети воспринимают как само собой разумеющееся: они ко всему в жизни относятся гораздо проще. Взрослые же, наоборот, радуются, как дети.

— Как-то приехала к нам женщина из Ивановского района. По профессии она медик: абсолютная проза. А вот, как оказалось, всю сознательную жизнь грезила страусами. Так и сказала: наконец-то, в 52 года, моя мечта осуществилась! – с улыбкой вспоминает Валентина Анатольевна. – Очень интересно наблюдать, какое впечатление производят наши страусы и на пожилых людей – они частые гости у нас на ферме. Говорят порою: ну вот, в Австралии побывали, можно и умирать. И при этом в их словах не грусть звучит, а такое удовлетворение! Недавно привезли сюда очень пожилого мужчину – ему далеко за восемьдесят, так он нам рассказал, что когда-то более сорока лет назад, сам работал на этом месте – здесь в советское время стояла крупная птицеводческая ферма. И он, как специалист, не мог не приехать, чтобы убедиться, что в Константиновке могут жить страусы.

А еще Валентина Гринь отмечает, что экскурсии на ферму – возможность городским людям соприкоснуться с сельским укладом, а то ведь некоторые из них многих домашних животных только на картинках и видели.

— А у нас курочки красивые, гуси… Они этих маленьких гусят в руках всех передержат: никогда в жизни птичку не видели живую.

Вкладывая душу

Возможно, скоро здесь появится настоящий мини-зоопарк. Сейчас, например, уже готовятся «апартаменты» для нового подопечного. Пусть не экзотического, но очень серьезного: к концу марта должны закончить строительство клетки и вольера для медвежонка.

— Строим, полностью учитывая требования и техники безопасности, и норм содержания такого питомца. Нужно ведь, чтобы и он жил «по-человечески», — как бы случайно оговаривается Валентина Анатольевна.

Но на самом деле ничего случайного не бывает. Просто в семье Гринь так принято: болеть душой за всю живность, что оказывается в их заботливых руках, относиться к своему делу с большой любовью, восхищаться окружающим миром и находить удовольствие в простых радостях сельской жизни.

Лариса Киреева

Опубликовано в журнале «АПК Амурской области» №5. 2018 год